Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог на доходы физических лиц в 2007 году ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 4)



"Ваш бюджетный учет", 2007, N 4

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2007 ГОДУ

Начиная с 1 января 2007 г. вступил в силу ряд изменений и поправок в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Рассмотрим указанные изменения в разрезе соответствующих статей НК РФ.

Статья 207. Налогоплательщики

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2007, в ст. 207 НК РФ были включены п. п. 2 и 3. Они содержат следующие положения:

"2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации".

До вступления в силу Закона N 137-ФЗ статус налогового резидента Российской Федерации определялся положениями ст. 11 НК РФ. Согласно данной статье налоговыми резидентами РФ признавались физические лица, фактически находящиеся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.

Таким образом, начиная с 2007 г., для определения статуса физического лица необходимо рассчитывать срок непрерывного пребывания физического лица на территории РФ относительно 12 следующих подряд месяцев. При этом данный срок не прерывается на время выезда данного лица за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

Пример. Иностранный гражданин пробыл на территории Российской Федерации с 01.08.2007 по 30.04.2008. По старому порядку он не являлся бы налоговым резидентом РФ ни в 2007, ни в 2008 г. Согласно измененной редакции ст. 207 НК РФ начиная с 31.01.2008 данный гражданин приобретает статус налогового резидента РФ. Следовательно, он получает право на перерасчет налога за указанный период по ставке 13%.

Также необходимо отметить, что согласно вышеуказанным изменениям с 01.01.2007 российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ, выделены в самостоятельную категорию и признаются налоговыми резидентами независимо от фактического периода их нахождения в РФ. Ранее их статус определялся в общем порядке.

Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы,

исчисления и уплаты налога на доходы по операциям

с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами

срочных сделок, базисным активом по которым являются

ценные бумаги

В настоящее время вступили в силу две существенные поправки в гл. 23 НК РФ, касающиеся предоставления имущественного налогового вычета по доходам от операций с ценными бумагами.

Так, положениями Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ), введенными в действие с 01.01.2007, из п. 3 ст. 214.1 НК РФ были исключены абзацы, позволяющие при отсутствии у налогоплательщика документально подтвержденных расходов на приобретение ценных бумаг (долей, паев) воспользоваться имущественным налоговым вычетом, установленным ст. 220 НК РФ.

Таким образом, после 01.01.2007 имущественный налоговый вычет при расчете налоговой базы по доходам, полученным физическими лицами от реализации ценных бумаг, не применяется. Налоговая база по указанным доходам может быть уменьшена только на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенных налогоплательщиком (включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд).

Кроме этого, с 31.01.2007 вступило в силу другое изменение в п. 3 ст. 214.1 НК РФ, принятое Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 268-ФЗ). Это изменение касается налогообложения доходов от продажи ценных бумаг, полученных до 01.01.2007. Согласно новой редакции указанной статьи, при продаже (реализации) до 1 января 2007 г. ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Ранее обязательным требованием предоставления имущественного налогового вычета было подтверждение налогоплательщиком возмездного характера сделки по приобретению ценных бумаг. Теперь если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены документально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением), то согласно новой редакции п. 3 ст. 214.1 НК РФ для предоставления имущественного налогового вычета достаточно подтверждения трехлетнего срока нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика.

Необходимо отметить, что положения абз. 23 п. 3 ст. 214.1 НК РФ (в ред. Закона N 268-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в период с 01.01.2002 по 31.12.2006.

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению

(освобождаемые от налогообложения)

Данная статья содержит перечень доходов физических лиц, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц. С 2007 г. ст. 217 НК РФ дополнена двумя видами доходов, полностью не облагаемых налогом. Два других пункта данной статьи были отредактированы в соответствии с действующим законодательством. Рассмотрим указанные изменения подробнее.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" (далее - Закон N 153-ФЗ) с 01.01.2007 были освобождены от налогообложения вознаграждения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации физическим лицам за оказание ими содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты, а также за оказание содействия органам федеральной службы безопасности и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Указанное вознаграждение, в частности, выплачивается физическим лицам на основании положений ст. 25 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Одновременно Законом N 153-ФЗ были внесены соответствующие изменения в ст. 229 НК РФ, согласно которым данное вознаграждение не должно учитываться в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Федеральным законом от 05.12.2006 N 208-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 208-ФЗ) освобождены от налогообложения средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Данное изменение было принято в связи с разработкой и вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Согласно данному Закону с 01.01.2007 женщины, родившие или усыновившие второго, третьего ребенка или последующих детей и ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, получают право на материнский (семейный) капитал. Распоряжение капиталом возможно по достижении ребенком возраста трех лет или по прошествии трех лет со дня его усыновления по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной части трудовой пенсии.

Следует заметить, что одновременно с освобождением материнского капитала от налогообложения были внесены соответствующие поправки в ст. ст. 219 и 220 НК РФ. Согласно этим поправкам при оплате из средств капитала стоимости жилья, а также обучения ребенка исключается возможность получения в части этих средств социального налогового вычета (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ) и имущественного налогового вычета (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса" (далее - Закон N 201-ФЗ) были внесены изменения в п. п. 15 и 17 ст. 217 НК РФ. Указанные пункты были изложены в следующей редакции:

- п. 15 - доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

- п. 17 - доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты.

Новая редакция п. 15 ст. 217 НК РФ отменила обязательное условие освобождения указанных в ней доходов от налогообложения, выражающееся в необходимости наличия у покупателей - организаций и (или) индивидуальных предпринимателей соответствующего разрешения (лицензии). Данное условие было отменено в связи с тем, что положения законодательства о лицензировании деятельности по сбору и реализации дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции в настоящее время не действуют.

В п. 17 ст. 217 НК РФ также были исключены положения о необходимости лицензирования добычи животных.

Статья 218. Стандартные налоговые вычеты

Федеральным законом от 18.07.2006 N 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 119-ФЗ) были внесены изменения в пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ. Согласно изменениям в перечень лиц, имеющих право на получение стандартного налогового вычета в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода, были включены граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Редакция ст. 218 НК РФ, действовавшая до 01.01.2007, не давала права на вычет лицам, принимавшим участие в боевых действиях на территории России, в частности в Чеченской Республике. Это приводило к многочисленным спорам, так как согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 158-ФЗ) данная категория граждан была отнесена к ветеранам боевых действий наравне с участниками боевых действий в республике Афганистан.

Начиная с 01.01.2007 право на вычет в размере 500 руб. данной категории лиц было предоставлено. Однако в пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ отсутствует норма, касающаяся состава подтверждающих документов. Для подтверждения права на стандартный налоговый вычет следует обратиться к положениям Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда России от 11.10.2000 N 69 (далее - Инструкция).

Согласно данной Инструкции подтвердить участие в боевых действиях физическое лицо может, в частности, на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27. Свидетельство выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях.

Основанием для получения налогового вычета является также заверенная копия удостоверения "Ветерана боевых действий", выданного на основании Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

Порядок предоставления физическим лицам социальных налоговых вычетов установлен положениями ст. 219 НК РФ. В текущем году он также претерпел некоторые изменения.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" (далее - Закон N 144-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2007, предельный размер социальных налоговых вычетов на обучение и лечение был увеличен до 50 000 руб. До 2007 г. максимальная сумма указанных вычетов составляла 38 000 руб.

Кроме того, как отмечалось ранее, были приняты поправки, согласно которым социальный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Законом N 144-ФЗ был также дополнен состав затрат, учитываемых при предоставлении социального налогового вычета на лечение. Помимо сумм, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему либо его супругу (супруге), родителям или детям в возрасте до 18 лет медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также сумм, направленных на приобретение медикаментов, назначенных им лечащим врачом, при предоставлении вычета теперь учитываются суммы страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного личного страхования страховым организациям, имеющим соответствующие лицензии, и предусматривающим оплату страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

Также следует отметить, что в 2006 г. Письмом ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ были даны дополнительные разъяснения о порядке предоставления социальных налоговых вычетов. В данном Письме достаточно подробно освещены все аспекты получения физическим лицом социальных налоговых вычетов на обучение и лечение. В частности, рассмотрен момент, касающийся подтверждения права налогоплательщика-родителя на социальный налоговый вычет в части расходов на обучение ребенка.

Ранее налоговые органы отказывали в праве на социальный налоговый вычет, если платежные документы были оформлены не на самого налогоплательщика. Согласно новому Письму ФНС России подтвердить затраты на обучение детей можно, в частности, квитанциями, оформленными на обучаемого ребенка. Но при этом в соответствующем заявлении налогоплательщиком указывается, что родителем было дано поручение ребенку внести самостоятельно выданные родителем денежные средства в оплату обучения по договору на обучение ребенка, который был заключен с учебным заведением родителем.

В случае если договор на обучение ребенка был заключен с учебным заведением одним родителем, а денежные средства в оплату обучения по данному договору были внесены (перечислены) другим родителем, налоговый орган может предоставить социальный налоговый вычет тому из налогоплательщиков-родителей, который произвел расходы на обучение ребенка.

Статья 220. Имущественные налоговые вычеты

Согласно изменениям, внесенным с 01.01.2007 в ст. 220 НК РФ Законом N 144-ФЗ, в перечень объектов жилья, при приобретении или продаже которых налогоплательщик получает право на имущественный налоговый вычет, были включены комнаты.

В редакции пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, действовавшей до 01.01.2007, при приобретении комнат налогоплательщик не мог претендовать на получение имущественного налогового вычета. Таким образом, воспользоваться правом на имущественный налоговый вычет смогут только те налогоплательщики, кто приобрел комнату уже после 1 января 2007 г.

В отношении продажи комнат Письмами Минфина от 03.07.2006 N 03-05-01-03/09 и от 17.11.2006 N 03-05-01-05/254 было разъяснено следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ (в ред., действующей с 01.01.2005), при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб.

В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации "комната" является отдельным видом жилого помещения, то есть самостоятельным объектом гражданского оборота и, соответственно, может рассматриваться как один из видов "жилого помещения".

Таким образом, приватизированные комнаты могут быть отнесены к жилому помещению, при продаже которого с 01.01.2005 применяется имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 1 000 000 руб. (в случае нахождения комнаты в собственности налогоплательщика менее 3 лет).

До 01.01.2005 в числе объектов недвижимости, на которые распространялся имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб., приватизированные жилые помещения и, соответственно, комнаты поименованы не были.

Поэтому комната рассматривались как "иное имущество", при продаже которого применялся имущественный налоговый вычет в размере, не превышающем 125 000 руб., при условии, если это имущество находилось в собственности менее трех лет.

В случае продажи комнаты, находившейся в собственности три и более лет, имущественный налоговый вычет предоставлялся в полной сумме, полученной от реализации комнаты.

Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении

отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога

Статья 229. Налоговая декларация

Согласно изменениям, внесенным в ст. ст. 228 и 229 НК РФ Законом N 137-ФЗ, сроки уплаты физическим лицом налога на доходы физических лиц были уточнены до календарных дней.

С 01.01.2007 налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен п. 3 ст. 229 НК РФ, также производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

Необходимо отметить, что такой подход на практике существовал и до настоящего времени, однако теперь указанная норма явно прописана в НК РФ.

С.А.Колобов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

Подписано в печать

25.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Начисляем отпускные ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2007, N 4) >
Статья: Должны ли платить транспортный налог вузы МВД России? ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.