Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О новой форме налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых ("Все о налогах", 2007, N 4)



"Все о налогах", 2007, N 4

О НОВОЙ ФОРМЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

ПО НАЛОГУ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и Порядок ее заполнения.

Отчитываться по новой форме надо с января 2007 г. Последний день представления декларации за этот налоговый период истек 28 февраля 2007 г., т.е. срок представления декларации в налоговые органы не изменился - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 345 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

С введением новой формы утратил силу Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, которым была утверждена прежняя форма налоговой декларации по НДПИ.

Декларация подается в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Организации, состоящие на учете в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, представляют налоговые декларации в названные инспекции.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в рамках соглашений о разделе продукции, предъявляют налоговую декларацию по каждому соглашению отдельно от другой деятельности в налоговые органы по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения. Если указанный участок недр расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

Необходимость утверждения новой формы декларации обусловлена в основном принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в гл. 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 151-ФЗ). Напомним, что Закон N 151-ФЗ направлен на решение следующих основных задач:

- создание условий для эффективного инвестирования в освоение новых месторождений в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в том числе путем установления нулевой ставки НДПИ до достижения определенного накопленного объема добычи нефти);

- продление сроков рентабельной разработки месторождений с высокой степенью выработанности и, соответственно, высокой себестоимостью добычи путем установления понижающего коэффициента (по скользящей шкале), для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Комментарий к данному Федеральному закону см. в журнале "Все о налогах". 2006. N 11. С. 3 - 14.

Исчисление и уплата НДПИ имеет достаточно много специфических особенностей. Практически все они учитывались в прежней форме налоговой декларации, за исключением, естественно, последних изменений в порядок определения налоговой базы и расчета НДПИ, внесенных Законом N 151-ФЗ.

Поскольку в целом общая структура новой налоговой декларации во многом совпадает с ранее применяемой декларацией, а принципиальных изменений в самой методике заполнения декларации нет, то в данной статье внимание в основном обращено на имеющиеся различия в конкретных разделах новой формы декларации по сравнению с прежней ее формой.

Новая налоговая декларация состоит:

- из титульного листа;

- разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";

- разд. 2 "Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога";

- разд. 3 "Оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости" (включается в состав декларации только в случае оценки стоимости какого-либо полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости).

Прежняя форма декларации, помимо титульного листа, состояла:

- из разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";

- разд. 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью и отдельным видам твердых полезных ископаемых";

- разд. 2.2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по прочим видам полезных ископаемых";

- разд. 3.1 "Расчет количества добытого полезного ископаемого по участкам недр";

- разд. 3.2 "Расчет стоимости единицы добытого полезного ископаемого";

- разд. 3.2.1 "Определение общей суммы расходов на добычу полезных ископаемых".

Как видим, количество разделов в новой форме декларации стало меньше.

Рассмотрим более предметно изменения в структуре декларации и Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, который изложен в Приложении N 2 к Приказу N 185н. Здесь целесообразно отметить нововведение в части представления декларации в электронном виде.

Так, ранее было просто указано, что порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется МНС России.

Сейчас конкретизировано, что налоговая декларация в электронном виде представляется согласно Порядку представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169).

Кроме того, определено, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговую декларацию в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. При этом до 1 января 2008 г. данное положение применяется в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек.

В титульном листе сделаны следующие изменения.

Во-первых, исключены сведения об основном государственном регистрационном номере (ОГРН) <2>. Это было сделано в соответствии с п. 7 ст. 80 НК РФ (в ред. от 27.07.2006), которым предусмотрено, что Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации, а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением: вида документа - первичный (корректирующий); наименования налогового органа; места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица; фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения); номера контактного телефона налогоплательщика.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Напомним, что основной государственный регистрационный номер устанавливается в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001) или Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. (форма N Р57001), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Во-вторых, теперь не нужно фиксировать категорию налогоплательщика (крупнейший, основной, прочий).

В-третьих, из титульного листа исключен подробный раздел сведений о физическом лице, который ранее заполнялся в случае отсутствия ИНН руководителя, главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя. Это также связано с нормами ст. 80 НК РФ.

Следует отметить, что в новой форме титульного листа предусмотрены дополнительные сведения в части указания кода вида экономической деятельности налогоплательщика НДПИ по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст).

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" в основном совпадает с аналогичным разделом прежней формы декларации - и по номеру раздела, и по его названию, и по содержанию.

Здесь указываются:

- код бюджетной классификации Российской Федерации (КБК) <3> по каждому виду добытого полезного ископаемого;

- код муниципального образования по месту уплаты налога согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика, исчисленная по участкам недр.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Указывается согласно Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. от 18.12.2006).

Раздел 1 претерпел самые незначительные изменения по сравнению с аналогичным разделом прежней формы. В нем теперь отсутствует показатель "Наименование соглашения о разделе продукции (для участков недр, предоставленных в пользование на условиях СРП)". Это вполне оправданно, так как при заполнении разд. 1 прежней формы декларации здесь нужно было ставить прочерк.

Кроме того, ранее в нижней части раздела "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю:" не было нескольких строк и ячеек, предназначенных для подтверждения сведений, приведенных в разд. 1 для организаций, соответственно, подписью руководителя организации или представителя, для индивидуальных предпринимателей - подписью индивидуального предпринимателя или представителя. При этом также проставляется дата подписания.

Раздел 2 "Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога" заполняется налогоплательщиком отдельно по кодам бюджетной классификации и отдельно по каждому полезному ископаемому, добытому на всех участках недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

По существу этот раздел состоит из нескольких подразделов.

В первом подразделе (строки 010 - 050) содержатся следующие сведения <4>:

- наименование добытого полезного ископаемого;

- код вида добытого полезного ископаемого;

- КБК, в соответствии с которым уплачивается налог в отношении данного добытого полезного ископаемого;

- единица измерения количества добытого полезного ископаемого и код единицы измерения количества добытого полезного ископаемого по Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ).

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Ранее эти сведения включались в строки 010 - 050 разд. 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью и отдельным видам твердых полезных ископаемых" прежней формы декларации.

Второй подраздел (строка 060) представляет собой таблицу, включающую:

- порядковый номер лицензионного участка;

- серию, номер и вид лицензии на пользование недрами;

- показатели количества добытого полезного ископаемого по всем участкам недр, предоставленным налогоплательщику в пользование, облагаемого по всем основаниям, в том числе по налоговой ставке 0% и по общеустановленной ставке (графы 3 - 6).

В отдельной графе 7 приводится значение коэффициента Кв (характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр), применяемого согласно ст. 342 НК РФ при добыче нефти (при заполнении разд. 2 по другим полезным ископаемым по графе 7 ставится прочерк).

Третий подраздел (строки 070 - 090) включает такие показатели:

- стоимость единицы добытого полезного ископаемого (строка 070). При добыче нефти и газа в этой строке ставят прочерк;

- долю содержания химически чистого драгоценного металла в добытом полезном ископаемом (строка 080). При добыче полезных ископаемых, не относящихся к концентратам и другим полупродуктам, содержащим драгоценные металлы, в этой строке ставят прочерк;

- количество реализованного добытого полезного ископаемого (строка 090). При добыче нефти и газа по этой строке ставят прочерк.

Следует отметить, что некоторые сведения разд. 2 новой формы ранее были включены в разд. 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью и отдельным видам твердых полезных ископаемых" и/или 2.2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по прочим видам полезных ископаемых", а также в разд. 3.1 "Расчет количества добытого полезного ископаемого по участкам недр" прежней формы декларации. При этом разд. 2.1 заполнялся по каждому добытому полезному ископаемому, относящемуся к углеводородному сырью, или отдельным видам твердых полезных ископаемых в соответствии со следующим списком: уголь каменный; товарные руды железа, алюминия, меди, никеля, свинца, цинка, олова; многокомпонентные комплексные руды; природные алмазы; концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы - золото, серебро, платину, палладий. В случае добычи в налоговом периоде полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью и названным твердым полезным ископаемым, разд. 2.1 не заполнялся и в состав налоговой декларации не включался, а заполнялся разд. 2.2.

Раздел 3 "Оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости" заполняется в случае оценки стоимости какого-либо добытого полезного ископаемого согласно п. 4 ст. 340 НК РФ <5> исходя из расчетной стоимости и включается в состав налоговой декларации в единственном экземпляре независимо от количества добытых полезных ископаемых, стоимость которых оценивается этим способом.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого применяется способ оценки исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. Налогоплательщик применяет тот же порядок признания доходов и расходов, что и для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В разд. 3 приводятся данные для расчета суммы прямых расходов, относящихся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым (строки 010 - 040).

В частности, по строке 010 фиксируется сумма осуществленных налогоплательщиком в налоговом периоде прямых расходов по добыче полезных ископаемых, определяемых в соответствии со ст. 318 НК РФ <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Устанавливает порядок исчисления суммы расходов на производство и реализацию. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений этой статьи. Для целей гл. 26 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

По строкам 020, 030 указывается стоимость остатков незавершенного производства по добыче полезных ископаемых на начало и на конец налогового периода, исчисленная согласно п. 1 ст. 319 НК РФ <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Под незавершенным производством (НЗП) в целях гл. 26 НК РФ понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

По строке 040 отражается сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым.

В строках 050 - 090 приводятся данные для расчета суммы косвенных и иных расходов по добыче всех полезных ископаемых по всем участкам недр, предоставленным налогоплательщику в пользование.

По строке 070 отражается сумма косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, подлежащая распределению между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика в соответствии с абз. 13 п. 4 ст. 340 НК РФ <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Указанным абзацем, в частности, предусмотрено, что косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

По строке 080 приводится сумма всех прямых расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде.

В строке 090 отражается сумма косвенных и иных (внереализационных) расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым.

В строке 100 фиксируется общая сумма расходов, произведенных в налоговом периоде, по добыче всех полезных ископаемых.

В таблице (код строки 110) определяется сумма расходов по добыче отдельных полезных ископаемых.

При заполнении разд. 3 налогоплательщик может воспользоваться имеющимся опытом заполнения разд. 3.2 "Расчет стоимости единицы добытого полезного ископаемого" и 3.2.1 "Определение общей суммы расходов на добычу полезных ископаемых" прежней формы декларации.

В заключение целесообразно сравнить содержание дополнительных приложений к порядку заполнения новой и прежней форм деклараций, поскольку в указанных разделах содержались некоторые аналогичные показатели.

     
   ————————————————————————————————T————————————————————————————————¬
   |     Приложения к Порядку      |    Приложения к Инструкции по  |
   |    заполнения новой формы     |     заполнению прежней формы   |
   |     налоговой декларации      |       налоговой декларации     |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |Перечень видов добытых полезных|Перечень видов, групп добытых   |
   |ископаемых (Приложение N 1) <1>|полезных ископаемых и           |
   |                               |наименований полезных ископаемых|
   |                               |(Приложение N 1) <2>            |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |Перечень оснований             |Перечень оснований              |
   |налогообложения добытых        |налогообложения добытых полезных|
   |полезных ископаемых по         |ископаемых по налоговой ставке 0|
   |налоговой ставке 0 процентов   |процентов  (рублей) и других    |
   |(рублей) и других особенностей |особенностей исчисления и уплаты|
   |исчисления и уплаты налога     |налога (Приложение N 2)         |
   |(Приложение N 2) <3>           |                                |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |              — <4>            |Перечень кодов наименований     |
   |                               |субъектов Российской Федерации  |
   |                               |(Приложение N 3)                |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |              — <5>            |Перечень кодов видов документов,|
   |                               |удостоверяющих личность         |
   |                               |налогоплательщика (Приложение   |
   |                               |N 4)                            |
   L———————————————————————————————+—————————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<1> В этом Приложении по сравнению с прежним дополнительно включен перечень полезных ископаемых, добываемых при выполнении соглашений о разделе продукции. Непосредственно в Приложении N 1 к Инструкции по заполнению прежней формы налоговой декларации этот перечень отсутствовал, однако он был включен в текст самой Инструкции. Следует также отметить, что в данном Приложении все коды наименований полезных ископаемых не изменились по сравнению с прежними. <2> В этом Приложении при наименовании основных групп полезных ископаемых в дополнительной графе приводилось основание. Например, при указании группы "Угли и горючие сланцы" - в графе "Основание" было вписано: пп. 1 п. 2 ст. 337 НК. В данном подпункте было указано, что видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы. В Приложении N 1 к Порядку заполнения новой формы налоговой декларации эта графа (по сути, действительно лишняя) уже отсутствует. <3> По сравнению с прежним Приложением здесь имеются некоторые изменения, связанные с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ. <4> Перечень кодов наименований субъектов Российской Федерации исключен в связи с тем, что в новой форме не предусматривается этот показатель. <5> Перечень кодов видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, исключен также в связи с тем, что в новой форме не предусматривается этот показатель. В.В.Петрунин Государственный советник Российской Федерации 3 класса, Аппарат Правительства РФ Подписано в печать 23.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок восстановления сумм НДС при переходе на уплату ЕНВД ("Вмененка", 2007, N 4) >
Статья: <Обзор документов от 23.03.2007> ("Все о налогах", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.