Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Международные перевозки. Как платить налоги ("Расчет", 2007, N 4)



"Расчет", 2007, N 4

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. КАК ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

Ваша фирма занимается экспортом. Или, наоборот, вы импортируете товар в Россию. Перевозку груза вы можете доверить как российской, так и иностранной компании. Причем от статуса фирмы-перевозчика может зависеть сумма налога, которую заплатите в бюджет именно вы. Как правильно поступить при заключении договора перевозки, нам расскажет Ирина Перелетова, генеральный директор ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало".

Итак, разберемся в последовательности действий бухгалтера в том случае, если перевозчик - иностранная фирма. Как известно, перечисляя деньги "иностранцу", вы рискуете стать налоговым агентом по НДС либо налогу на прибыль.

Есть представительство - плати налоги сам

Налог на прибыль платят не только российские фирмы, но и те иностранные компании, которые имеют представительства в России либо получают "доходы от источников в Российской Федерации" (ст. 247 НК). Что это за доходы, сказано в ст. 309 Налогового кодекса.

Выручка от международных перевозок - один из видов доходов "иностранца", выплачивая который, российский заказчик может стать налоговым агентом (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК).

При этом под международными перевозками законодатели подразумевают любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. Исключение составляют лишь перевозки в пределах России.

Итак, для того чтобы решить, нужно ли вам платить налог за перевозчика, первым делом необходимо узнать, есть ли у него постоянное представительство в России. Ведь если иностранная фирма действует через свое представительство, налоги будет платить она сама.

Может, договоримся?

Но даже при отсутствии постоянного представительства иностранного перевозчика есть возможность избежать роли налогового агента. Для этого нужно внимательно изучить договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения со страной вашего партнера. Если, конечно, таковой имеется. Как известно, положения такого договора будут иметь приоритетное значение по отношению к нормам российского налогового законодательства (ст. 7 НК).

Итак, если в международном договоре сказано, что налоги с доходов от перевозок нужно платить только в стране транспортной компании, удерживать налог у иностранца вы не должны. Но только в том случае, если перевозчик подтвердит тот факт, что он имеет постоянное местонахождение в стране, с которой у России заключено соглашение (п. 1 ст. 312 НК).

Налоговый кодекс не устанавливает обязательной формы такого подтверждения. Однако налоговики высказали свои пожелания к реквизитам этого документа (п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. N БГ-3-23/150).

В качестве подтверждения постоянного местопребывания перевозчиком могут быть представлены справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, или справки в произвольной форме. При этом, по мнению работников налоговых органов, в них должна содержаться следующая или аналогичная по смыслу формулировка: "Подтверждается, что организация... (наименование организации)... является (являлась) в течение... (указывается период)... лицом с постоянным местопребыванием в... (указывается государство)... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и... (указывается иностранное государство)".

Кроме того, в документе должен быть указан календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Этот год должен соответствовать тому периоду, когда вы пользовались услугами иностранных перевозчиков.

Подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства, указанным в международном договоре. Если оно составлено на иностранном языке, у вас также должен быть его перевод на русский. Имейте в виду, что компетентный орган может делегировать кому-нибудь свои полномочия. Если у вас возникли сомнения в статусе учреждения, выдавшего документ, обратитесь в Управление международного сотрудничества и обмена информацией Федеральной налоговой службы.

В указанных документах должны быть проставлены печать (штамп) соответствующего органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации (приданию им юридической силы на территории РФ) в установленном законодательством порядке, либо на таких документах должен быть проставлен апостиль (п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. N БГ-3-23/150).

Кроме того, 28 июня 2005 г. Президиум ВАС РФ, сославшись на Гаагскую конвенцию 1961 г., указал, что на документах, подтверждающих постоянное местопребывание, должен быть проставлен апостиль. В противном случае российская фирма, выплачивающая доход иностранцу, обязана выполнить функции налогового агента. В то же время Минфин рекомендует принимать документы без апостиля (Письмо Минфина России от 5 октября 2004 г. N 03-08-07). Также Министерство финансов в своем Письме от 22 февраля 2006 г. N 03-08-05 сообщает, что оно совместно с ФНС проводит работу "по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства)". К тому же Минфин обещает выпустить письмо по итогам этой работы и довести его до сведения налогоплательщиков, судов и налоговых органов. Однако пока это письмо не увидит свет, есть риски, что налоговики не примут документы, в которых отсутствует апостиль.

Имейте в виду, что такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Также, чтобы избежать конфликта с партнером, лучше сразу включить в договор условие о том, что при отсутствии подтверждения о его постоянном местопребывании, вы удержите из его выручки налог на доходы в размере, установленном законодательством РФ для таких случаев.

Кстати, если вы удержите налог только потому, что ваш партнер опоздал с подтверждением, в течение трех лет фирма-перевозчик сможет вернуть его из российского бюджета сама. Для этого она должна представить в вашу налоговую инспекцию заявление на возврат, подтверждение о постоянном местонахождении, копии договора перевозки и копии платежных документов, которые могут подтвердить, что налог на доходы вы заплатили (п. 2 ст. 312 НК).

Когда в товарищах согласья нет

А теперь разберемся в том, что нужно делать вам, если иностранный перевозчик не имеет постоянного представительства в России и соглашения об избежании двойного налогообложения с его страной не заключено (либо просто в нем нет положений, касающихся международных перевозок).

В этом случае избежать роли налогового агента вам не удастся. А значит, вы будете должны удержать из доходов перевозчика 10 процентов и заплатить их в российский бюджет (п. 1 ст. 310, пп. 2 п. 2 ст. 284 НК).

Удержание налога на прибыль с дохода иностранного перевозчика в бухучете вы отразите по дебету счета учета расчетов с зарубежным партнером (например, по дебету счетов 76, 60) в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Перечислить налог нужно одновременно с выплатой дохода. Причем сделать это можно либо в рублях по курсу Центробанка на дату перечисления налога, либо в валюте расчетов с иностранным партнером (п. 1 ст. 310 НК). Однако в Налоговом кодексе обозначен и другой срок перечисления налога - в течение трех дней с момента выплаты дохода (п. 2 ст. 287 НК). Причем с этим сроком соглашаются и налоговики (Письмо УФНС по г. Москве от 14 декабря 2005 г. N 20-12/92363).

Также не забудьте сдать в свою налоговую в течение 28 дней со дня окончания налогового периода налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Форма такого расчета утверждена Приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. N САЭ-3-23/286@. Инструкцию по заполнению расчета можете найти в Приказе МНС России от 3 июня 2002 г. N БГ-3-23/275. Имейте в виду, расчет вы должны сдать даже в том случае, если по указанным выше причинам от обязанностей налогового агента вы освобождены. Дело в том, что доход иностранному перевозчику вы все равно выплачивали.

Расчет нужно составлять за каждый квартал (месяц), в котором вы платили иностранной фирме. Имейте в виду, что нарастающим итогом его заполнять не нужно.

Добавленной стоимости не будет

Агентом по НДС при заключении договора с иностранным перевозчиком ваша фирма не будет. И вот почему. Начиная с 2006 г. международные перевозки отнесены к деятельности "на территории Российской Федерации", только если они осуществляются российскими компаниями (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК). При этом пункт отправления или пункт назначения должен находиться в России. Подпункт же 5 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса гласит, что услуги по перевозке, не упомянутые в пп. 4.1 п. 1 этой статьи, считаются оказанными за пределами России.

В ст. 146 Налогового кодекса сказано, что объектом по налогу на добавленную стоимость будут являться услуги, оказанные на территории России. А значит, с доходов иностранного перевозчика платить НДС не нужно. Следовательно, и налоговым агентом по НДС ваша фирма не будет.

Товар везет соотечественник

Казалось бы, если вы закажете перевозку российской фирме - никаких проблем у вас не будет. Уж налоги-то она платит сама. Однако и здесь есть свои нюансы.

Как было сказано выше, с услуг по международным перевозкам российские компании НДС платят (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК). Вот только ставка этого налога - 0%. Нулевую ставку НДС российские фирмы (за исключением железнодорожных перевозок) применяют как при ввозе товаров на территорию России, так и при вывозе за рубеж (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК).

Экспорт по железной дороге также подпал под нулевую ставку НДС в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса.

Итак, получив счет-фактуру на услуги по международной перевозке, вы должны увидеть там ставку НДС - 0%. Однако отдельные перевозчики не желают связываться с подтверждением нулевой ставки. А следовательно, выделяют в своих документах восемнадцатипроцентный НДС.

При получении такого счета-фактуры возникает закономерный вопрос: можно ли по нему ставить НДС к вычету?

На первый взгляд все условия для этого выполнены (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК). Услуги использованы в облагаемых НДС операциях, от транспортной организации получен счет-фактура.

Однако, если вы решите принять указанную сумму НДС к вычету, вероятнее всего вам придется отстаивать свою позицию в суде.

По мнению налоговиков, даже если перевозчик выставил вам в счете-фактуре 18%, соответственно, заплатив эту сумму налога в бюджет, принять к вычету НДС вы не сможете. Это связано с тем, что в нем неправильно указана ставка налога. А поскольку ставка НДС - это обязательный реквизит счета-фактуры, то это является нарушением порядка его оформления (п. 2 ст. 169 НК). Данная позиция ФНС России изложена, например, в Письме от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@.

При этом некоторые суды считают, что экспортер в такой ситуации имеет право возместить налог из бюджета. Такой вывод содержит, например, Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2004 г. по делу N Ф03-А73/04-2/3726. Возмещение возможно, если транспортная организация перечислит налог со стоимости услуг в бюджет. А сделать это ее обязывает п. 5 ст. 173 Налогового кодекса. Соответственно, экспортер имеет право на возмещение НДС.

Однако вам также необходимо иметь в виду мнение Президиума ВАС РФ, изложенное в Постановлении от 20 декабря 2005 г. N 9263/05. В указанном Постановлении экспортеру было отказано в возмещении восемнадцатипроцентного НДС, предъявленного ему транспортной компанией. В частности, Президиум ВАС РФ указал, что перевозка экспортируемых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов. В свою очередь перевозчик не может по своему усмотрению менять ставку налога. А значит, "применение обществом-перевозчиком к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству".

Таким образом, если вы все же надумаете принять "транспортный" НДС к вычету, не забывайте о налоговых рисках, связанных с таким решением.

И.Перелетова

Подписано в печать

23.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проверки в схемах ("Расчет", 2007, N 4) >
Статья: Должностная инструкция как гарантия успеха ("Расчет", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.