Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Пресечение "налоговых схем" в сфере производства алкогольной продукции ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 4)



"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 4

ПРЕСЕЧЕНИЕ "НАЛОГОВЫХ СХЕМ" В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ <1>

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. также: Калачев В.Г. Минсельхоз и ФНС России: цена межведомственного спора // Налоговые споры: теория и практика. 2007. N 2. С. 50 - 58.

В последнее время ФНС России, руководствуясь возложенными на нее функциями, предпринимает активные меры по пресечению использования при производстве этилового спирта и водки в качестве сырья бражного дистиллята и спиртованных настоев, закупаемых у других предприятий и заявляемых впоследствии налогоплательщиками к вычету в соответствии со ст. 200 НК РФ. Основания для этого заложены в действующем законодательстве РФ.

Контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Полномочия ФНС России в сфере контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции определены Положением о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.

В соответствии с данным Положением ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

В соответствии с возложенными на нее полномочиями ФНС России осуществляет в указанной выше сфере деятельности контроль и надзор за:

- соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов <2>;

- представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> В соответствии со ст. 181 НК РФ этиловый спирт, спиртосодержащая и алкогольная продукция отнесены к подакцизным товарам.

ФНС России в установленном порядке выдает соответствующие лицензии и свидетельства <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> В ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2006 N 479.

ФНС России и ее территориальные органы также осуществляют:

- установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

- государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ <4>;

- обследование организаций по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на соответствие лицензионным требованиям, установленным законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции <5>;

- выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> В ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2006 N 349.

<5> В ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2006 N 479.

ФНС России ведет в установленном порядке:

- государственный реестр выданных лицензий;

- единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В конце 2005 - начале 2006 г. ФНС России было выявлено использование отдельными предприятиями - производителями этилового спирта и алкогольной продукции в качестве сырья при их производстве бражного дистиллята и спиртованных настоев соответственно.

Применение вышеназванных продуктов, а фактически полуфабрикатов технологических процессов получения этилового спирта и водочной продукции, не только является нарушением государственных стандартов их производства, но и позволяет отдельным недобросовестным налогоплательщикам получить налоговые вычеты, предоставление которых предусмотрено ст. 200 НК РФ.

Это, в свою очередь, ведет к неоправданным потерям бюджета и способствует созданию неравных с точки зрения налогообложения условий для налогоплательщиков, использующих и заявляющих к вычету подакцизные бражные дистилляты и спиртованные настои, по сравнению с налогоплательщиками, их не использующими.

Действительно, имеет место ситуация, при которой утвержденные Минсельхозом России технические условия, технологические инструкции и рецептуры привели к неверному толкованию отдельными предприятиями отрасли возможности разрывать технологические процессы производства этилового спирта и водочной продукции и использовать в качестве сырья "закупаемые" бражной дистиллят и спиртованные настои, заявляя впоследствии налоговый вычет.

Так, дистиллят бражной, изготавливаемый в соответствии с ТУ 9182-592-00008064-05, согласно коду Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 <6> отнесен к подгруппе 91 8240 "Продукция спиртового производства прочая" и является промежуточной стадией технологического процесса производства этилового спирта.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

Производство спирта этилового ректификованного регламентируется ГОСТ Р 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный. Технические условия", которым использование дистиллята бражного при производстве спирта этилового ректификованного в качестве сырья не предусмотрено.

Таким образом, использование бражного дистиллята в качестве сырья для производства спирта этилового ректификованного противоречит предусмотренным в ГОСТ Р 51652-2000 требованиям к производству этого спирта. Вырабатываемый из указанного сырья этиловый спирт может быть классифицирован как продукция, не соответствующая государственным стандартам и требованиям технических регламентов, что, в свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ является основанием для аннулирования лицензии.

Согласно положениям ст. 6.14 КоАП РФ производство этилового спирта, не соответствующего требованиям государственных стандартов, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 1 до 2 тыс. МРОТ с одновременной конфискацией этого спирта, а также использованных для его производства спиртосодержащей продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Изъятый этиловый спирт, не отвечающий обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, в соответствии с положениями п. 12 ст. 27.10 КоАП РФ подлежит направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Акциз, уплаченный налогоплательщиком по приобретенному бражному дистилляту, использованному в дальнейшем для производства спирта этилового, при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по операциям реализации этого спирта, налоговым вычетам, установленным п. 2 ст. 200 НК РФ, не подлежит.

Как следует из сообщения, размещенного 22.12.2006 на сайте агентства экономической информации "Прайм-ТАСС", данная позиция поддерживается также Счетной палатой РФ <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=651058&ct=news. В 2005 г. Россельхозом утверждены Технические условия на дистиллят бражной. В нарушение Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ для получения дистиллята бражного необходимо произвести его отбор до контрольного спиртоизмеряющего прибора, что можно квалифицировать как несанкционированный отбор спирта. При применении дистиллята бражного в качестве основообразующего сырья при производстве этилового спирта предприятия при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по операциям реализации этого спирта, заявляют к вычету акциз, уплаченный ими за приобретенный для производства этилового спирта бражной дистиллят. К аналогичным выводам можно прийти в результате анализа положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, а также требований государственных стандартов и в отношении использования при производстве водочной продукции спиртованных настоев. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ водкой является спиртной напиток, произведенный на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции. В соответствии с ГОСТ Р 52190-2003 "Водки и ликеро-водочные изделия. Термины и определения" технологический процесс производства водки - процесс, включающий приготовление исправленной воды, смешивание ректификованного спирта из пищевого сырья с исправленной водой, обработку водно-спиртового раствора активным углем или модифицированным крахмалом, его фильтрование, внесение ингредиентов, если они предусмотрены рецептурой, перемешивание, контрольное фильтрование, розлив в потребительскую тару и оформление готовой продукции. Таким образом, в качестве основного сырья в процессе приготовления водки должен использоваться этиловый спирт, а не спиртованные настои, применение которых возможно только в качестве добавок (ингредиентов) при приготовлении водок особых. Почему же отдельные предприятия, искусственно разрывая технологические схемы производства этилового спирта и водочной продукции, стали использовать соответственно бражной дистиллят и спиртованные настои? Полная экономическая нецелесообразность производства этилового спирта из бражного дистиллята очевидна из следующего. В цене "закупаемого" у предприятия-поставщика бражного дистиллята (назовем его "А") по определению должны "сидеть" 159 руб. акциза за 1 л содержащегося в нем безводного спирта (по ставкам 2006 г.). Акциз должен уплачиваться производителем дистиллята при его отгрузке. Содержание спирта в бражном дистилляте колеблется в диапазоне 45 - 55%. Не надо быть экономистом, чтобы понимать, что производство предприятием - производителем этилового спирта (назовем его "Б"), в цене которого акциз составляет лишь 21,5 руб., а обычная отпускная цена - 30 - 50 руб. за литр, из такого продукта, как бражной дистиллят, в цене которого только акциз равен 159 руб., с точки зрения экономических затрат представляет собой абсолютный нонсенс. Таким образом, вышеназванная схема может иметь смысл только при условии, что производителем бражного дистиллята (предприятием "А") на самом деле не уплачивается акциз в размере 159 руб. за литр безводного спирта, содержащегося в бражном дистилляте. В противном случае для бюджета экономический результат от указанных операций равнялся бы акцизу, уплачиваемому предприятием "Б" за выпускаемую подакцизную продукцию. В существующем же виде, когда акциз предприятием "А" в реальности не уплачивается, данная схема приводит к изъятию из бюджета сумм, заявляемых "Б" к вычету за якобы использованный в процессе производства спирта дистиллят. К сожалению, в 2004 - 2005 гг., когда появились данные схемы, на налоговых постах не производился отбор проб, и в настоящий момент можно только предполагать, какой продукт использовался вместо бражного дистиллята в реальности. Скорее всего, это был обыкновенный этиловый спирт, выдававшийся по документам за бражной дистиллят. Очевидно, что в любом случае имела место фальсификация расчетных и транспортных документов о поставках. Также экономически бессмысленным выглядит и производство водочной продукции с использованием в качестве основообразующего сырья спиртованных настоев. Очевидно, что применение в качестве сырья этилового спирта по цене 30 - 50 руб. за литр (в которой акциз составляет 21,5 руб.) предпочтительнее, чем спиртованных настоев, цена которых за литр не может быть ниже 159 руб. "сидящего" в них акциза. Так почему же отдельными предприятиями - производителями ликеро-водочной продукции декларируется использование в качестве основообразующего сырья спиртованных настоев? Потому что акциз, якобы уплаченный в их цене поставщику, полностью относится на вычет и поставщиком в бюджет реально не уплачивается. Налогоплательщики, применяющие указанные выше схемы ухода от налогообложения и использующие "закупаемый" у других предприятий бражной дистиллят и спиртованные настои (заявляемые впоследствии к вычету), должны учитывать следующее: 1. При проведении обследований организаций на предмет выдачи лицензий на производство и оборот алкогольной продукции налоговыми органами может осуществляться экспертиза деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и нормативно-технической документации (рецептур, технических условий и технологических инструкций). 2. В случае выявления несоответствия указанной документации требованиям законодательства ФНС России вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии на производство такой продукции как не соответствующей требованиям национальных стандартов в части используемого сырья. 3. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в частности, производство продукции, не соответствующей государственным стандартам. Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ в тексте ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ слова "государственным стандартам" заменены словами "требованиям технических регламентов" со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, однако в настоящее время указанные технические регламенты не разработаны и не утверждены. Пунктом 7 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для принятия технических регламентов установлен семилетний срок со дня вступления данного Закона в силу. Таким образом, до принятия указанных технических регламентов действие лицензии предприятий, производящих этиловый спирт на основе "закупаемого" бражного дистиллята или водочную продукцию на основе спиртованных настоев, может быть приостановлено или аннулировано в судебном порядке. Необходимо также подчеркнуть, что до сих пор ФНС России не предъявляла претензий к предприятиям - производителям этилового спирта и водочной продукции, технологические схемы производства которых предполагают использование бражного дистиллята и спиртованных настоев собственного производства как промежуточной стадии в процессе изготовления конечной продукции - этилового спирта и водочной продукции. Учитывая изложенное, ФНС России Письмами от 27.03.2006 N ШТ-6-07/325@ и от 10.05.2006 N ММ-6-07/483@ направила территориальным органам указания, касающиеся проведения контрольных мероприятий в отношении применяющихся отдельными предприятиями - производителями этилового спирта и алкогольной продукции дистиллята бражного в качестве сырья для производства этилового спирта и спиртованных настоев при производстве водок. Как уже отмечалось, используя дистиллят бражной (в качестве сырья при производстве этилового спирта) и спиртованные настои (при производстве водок), "закупаемые" у других предприятий, налогоплательщики в большинстве случаев заявляют несоразмерные исчисленным акцизам налоговые вычеты, что носит характер уклонения от налогообложения. Установлено, что в конце 2006 - начале 2007 г., когда предприятия сферы производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, имеющие задолженность по уплате в бюджет налоговых платежей и сборов, должны были в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ пройти перелицензирование, отдельные налогоплательщики с целью получения справок об отсутствии задолженности стали применять противоправные методы, лишь на бумаге имитирующие (для получения налоговых вычетов) использование бражного дистиллята и спиртованных настоев. Доказательствами вышеуказанного являются: - неподтверждение договорных отношений между поставщиками и потребителями сырьевой продукции (бражного дистиллята и спиртованных настоев); - неподтверждение транспортировки сырьевой продукции (бражного дистиллята и спиртованных настоев) автомобильным и железнодорожным транспортом, а также неполучение готовой продукции, выработанной из указанного сырья, ее потребителями; - установление факта имитации транспортировки в качестве сырьевой продукции бражного дистиллята и спиртованных настоев, тогда как фактически перевозится этиловый спирт, по которому заявляемые налоговые вычеты более чем в семь раз ниже, чем по бражному дистилляту и спиртованным настоям, относящимся по классификации к спиртосодержащим растворам (жидкостям); - отсутствие заключений независимых химических лабораторий о соответствии бражного дистиллята и спиртованных настоев требованиям государственных стандартов; - установление факта неуплаты поставщиками бражного дистиллята и спиртованных настоев акцизов по ставке, установленной для спиртосодержащей продукции; - неподтверждение расчетов между всеми контрагентами, участвующими в схеме ухода от налогообложения, либо имитация расчетов при фактической перегонке денежных средств в рамках одного или нескольких банков по кругу между участниками схемы; - использование в качестве контрагентов фирм-однодневок, зарегистрированных по подложным либо утерянным паспортам. Учитывая изложенное, очевидно, что налоговыми органами будут проводиться все предусмотренные НК РФ и внутриведомственными актами контрольные мероприятия для пресечения указанных схем. Кроме того, даже по делам, ранее рассмотренным арбитражными судами в пользу налогоплательщиков, налоговыми органами по результатам проведения контрольных мероприятий могут приниматься новые решения и по вновь открывшимся обстоятельствам подаваться исковые заявления в суды для их повторного рассмотрения. В.П.Простой Налоговый консультант г. Москва Подписано в печать 22.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об ответственности за незаконное получение возмещения НДС из бюджета ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 4) >
Статья: Доплата по больничному листу: новые нюансы налогообложения ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.