Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Конституционный Суд РФ об обязанностях налоговых органов при осуществлении налогового контроля ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 4)



"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 4

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 01.01.2007 в НК РФ внесены существенные изменения в порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок. В частности, установлены новые правила истребования налоговым органом документов у налогоплательщиков в ходе проведения налоговых проверок. Необходимость внесения изменений в законодательство о налогах и сборах в части осуществления налогового контроля была вызвана различным толкованием действовавших норм налоговыми органами и налогоплательщиками.

Прежняя правоприменительная практика свидетельствовала, что налоговые органы часто отказывали налогоплательщикам в возмещении НДС по формальным причинам, в частности по причине непредставления документов. Арбитражные суды также исходили из того, что налогоплательщик обязан представить все необходимые документы налоговому органу, а не суду.

Так, в Методических рекомендациях по рассмотрению дел, связанных с возмещением НДС, одобренных Президиумом ФАС Московского округа 22.02.2006, указывается, что представление непосредственно в суд полного пакета документов в подтверждение права на применение налоговой ставки 0%, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не может являться поводом для принятия судом решения о признании недействительным отказа налогового органа, поскольку проверка законности решения налогового органа о праве заявителя на применение налоговой ставки 0% может проводиться с учетом только тех документов, которыми располагал налоговый орган.

Согласно указанным Рекомендациям при рассмотрении требования о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС, вынесенного только на том основании, что налогоплательщик не представил или представил ненадлежащие доказательства в обоснование права на применение ставки 0%, без рассмотрения правомерности налоговых вычетов, решение принимается судом по документам, которые были представлены в налоговый орган и рассмотрены им. Суд кассационной инстанции рекомендовал судам не принимать в этой ситуации дополнительные документы, поскольку налогоплательщик в соответствии со ст. 165 НК РФ должен представить все необходимые документы вместе с налоговой декларацией в налоговый орган.

Применительно к ст. 172 НК РФ суд указал, что данной статьей на налогоплательщика не возлагается обязанность по представлению в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией пакета документов, подтверждающих его право на налоговый вычет, однако такая обязанность возникает у налогоплательщика при направлении ему требования налогового органа в соответствии со ст. 88 НК РФ. В случае непредставления налогоплательщиком в налоговый орган затребованных документов суд не может удовлетворить заявленное требование о возмещении налога и признании незаконным решения налоговой инспекции.

В тех случаях, когда налоговая инспекция не истребовала у налогоплательщика документы в подтверждение права на налоговый вычет и приняла решение об отказе в налоговом вычете, суд вправе принять решение об обязании налогового органа истребовать документы и с учетом оценки добросовестности налогоплательщика принять решение по заявлению о праве на вычет.

Таким образом, негативные последствия принятия налоговым органом решения об отказе в возмещении НДС в связи с непредставлением документов суд возложил на налогоплательщика.

Между тем из системного анализа положений части первой НК РФ, посвященных правам и обязанностям налоговых органов, следует, что налоговые органы в целях проведения контрольных мероприятий наделены широкими полномочиями, в том числе по истребованию документов. Однако на практике налоговые органы шли по более простому пути, мотивируя решения об отказе в возмещении НДС непредставлением документов.

В связи с этим не вызывает сомнений актуальность и важность принятых Конституционным Судом РФ Определений об обязанностях налоговых органов при осуществлении налогового контроля, в том числе при принятии решений о возмещении НДС.

Правовые позиции КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 266-О

В КС РФ обратился налогоплательщик с жалобой о проверке конституционности:

- ст. 88 НК РФ, устанавливающей порядок проведения камеральной налоговой проверки;

- п. п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ, предоставляющих налогоплательщику право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты;

- п. 1 ст. 172 НК РФ, в силу которого налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и иных документов, подтверждающих уплату сумм НДС;

- п. п. 1 - 3 ст. 176 НК РФ, определяющих порядок и сроки возмещения НДС из бюджета в случаях, когда сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога.

Основанием обращения заявителя в КС РФ послужило то обстоятельство, что арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций применили в его деле положения НК РФ о возложении на налогоплательщика обязанности по представлению одновременно с налоговой декларацией документов, подтверждающих право на применение налогового вычета. По мнению заявителя, положения ст. ст. 88, 171, 172 и 176 НК РФ по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, возлагают на налогоплательщика обязанность представлять одновременно с налоговой декларацией документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета (в частности, счета-фактуры), не предполагают обязанность налогового органа затребовать необходимые для проведения камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правильность составления налоговой декларации, и тем самым противоречат ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 2 ст. 6, ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ст. ст. 35, 45, 46, 55 и 57 Конституции РФ.

Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П, НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.

КС РФ указал, что в случае, если налоговые органы при проведении налогового контроля будут руководствоваться целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 - 3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ недопустимо.

КС РФ указал, что при проведении камеральных проверок на основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы в силу ст. ст. 31, 88 и 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом КС РФ констатировал, что из положений ст. ст. 171, 172 и 176 НК РФ, находящихся в системной связи со ст. 88 НК РФ, следует, что налогоплательщик не обязан, а вправе (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ) приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по НДС.

Согласно ч. 4 ст. 88 НК РФ обязанность по представлению таких документов возникает у налогоплательщика только при условии направления налоговым органом соответствующего требования. Учитывая, что решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена.

Рассмотрев все представленные материалы, КС РФ признал, что положения ст. 88, п. п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 и п. п. 1 - 3 ст. 176 НК РФ не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации и (или) заявления о возврате из бюджета сумм НДС в случае превышения сумм налоговых вычетов над общей суммой налога представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета. Однако налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

Выявленный в Определении N 266-О конституционно-правовой смысл указанных положений закона исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Правовые позиции КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 267-О

В КС РФ обратился налогоплательщик с жалобой о проверке конституционности ч. 3 и 4 ст. 88 НК РФ, п. 1 ст. 101 НК РФ, поскольку, по мнению заявителя:

- полномочия, предоставленные налоговым органам согласно п. 1 ст. 101 НК РФ, являются излишне широкими, так как в случае обнаружения ошибки налоговый орган может сообщить об этом налогоплательщику, а может, не сообщая о нарушении, привлечь налогоплательщика к ответственности, что ведет к произволу налоговых органов и, следовательно, нарушению принципа равенства, права на занятие предпринимательской деятельностью и других конституционных прав;

- по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, нормы ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ ограничивают участие налогоплательщика в формировании доказательственной базы по факту налогового правонарушения на стадии принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам камеральной проверки, а потому не соответствуют ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 34, ч. 1 - 3 ст. 35, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 55 и ст. 57 Конституции РФ;

- ч. 4 ст. 200 АПК РФ с учетом сложившейся судебной практики предполагает, что проверка на соответствие закону или иному нормативному правовому акту решения налогового органа, принятого по результатам камеральной проверки, в части его обоснованности состоит в обязанности суда установить соответствие выводов налогового органа только материалам, которыми налоговый орган располагал на момент проведения проверки, без исследования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов, а это не соответствует ч. 2 ст. 8, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 2 ст. 120, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

Основанием для обращения заявителя в КС РФ послужило применение арбитражными судами в его деле следующих положений НК РФ:

- счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного ст. 169 НК РФ, не могут служить основанием для применения налогового вычета;

- направление налогоплательщику требования о представлении иных (помимо счетов-фактур) документов, подтверждающих правильность уплаты налогов и применения вычетов, является правом, а не обязанностью налогового органа;

- в случае если налогоплательщик располагает иными документами, которые подтверждают правильность применения вычета, он вправе представить их в налоговую инспекцию;

- суд не подменяет налоговый орган в части осуществления им полномочий налогового органа, а потому не должен рассматривать и запрашивать документы, которые не были отражены в решении налогового органа.

По мнению КС РФ, полномочия налогового органа, предусмотренные ст. ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Исходя из этого, КС РФ указал, что налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Поэтому, если налоговый орган не обращается к налогоплательщику за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное, по мнению КС РФ, означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

По смыслу положений ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности. При этом право на представление возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ налогоплательщик имеет право знать, в чем его обвиняют, и представить возражения на обвинения. Поэтому, по мнению КС РФ, в рамках производства по делу о налоговом правонарушении в налоговом органе налогоплательщик имеет право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения.

В этой связи КС РФ указал, что положения ст. 101 НК РФ распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок. Следовательно, в силу п. 1 ст. 101 НК РФ во взаимосвязи с ч. 4 ст. 88 НК РФ налоговый орган должен заблаговременно известить налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной налоговой проверки.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и действий (бездействия) их должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также определяет, нарушают ли оспариваемый акт, решение или действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По мнению КС РФ, предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности - в силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 46, ст. ст. 52, 53 и 120 Конституции РФ - предопределяет право налогоплательщика обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения. В этой связи ст. ст. 137 и 138 НК РФ установлено, что налогоплательщик, который считает свои права нарушенными актом налогового органа, действиями (бездействием) его должностных лиц, может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.

В связи с этим КС РФ обратил внимание на правовые позиции, сформулированные им в Постановлениях от 06.06.1995 N 7-П и от 13.06.1996 N 14-П. Так, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.

Из правовой позиции КС РФ, сформулированной им в Постановлении от 28.10.1999 N 14-П и Определении от 18.04.2006 N 87-О, следует, что гарантируемая ст. ст. 35 и 46 Конституции РФ судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность применения вычетов, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Об этом также указано в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Таким образом, ч. 4 ст. 200 АПК РФ с учетом вышеизложенных правовых позиций КС РФ предполагает, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.

Рассмотрев все представленные материалы, КС РФ признал:

1. Взаимосвязанные положения ч. 3 и 4 ст. 88 НК РФ и п. 1 ст. 101 НК РФ предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

2. Часть 4 ст. 200 АПК РФ предполагает, что налогоплательщик вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.

3. Конституционно-правовой смысл ч. 3 и 4 ст. 88, п. 1 ст. 101 НК РФ и ч. 4 ст. 200 АПК РФ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В заключение следует отметить, что вышеназванные правовые позиции КС РФ нашли только частичное подтверждение в изменениях, внесенных в часть 1 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Упоминание в новой редакции ст. 88 НК РФ о правах, а не обязанностях налоговых органов по истребованию документов в ходе камеральной налоговой проверки может снова привести к возникновению конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Е.А.Разумовская

Юрист-эксперт по налогам

г. Москва

Подписано в печать

22.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговое регулирование как эффективное средство ускорения развития экономики ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 4) >
Статья: Административное взыскание налоговой санкции и презумпция невиновности налогоплательщика ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.