Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Банкинг по законам шариата ("Банки и деловой мир", 2007, N 3)



"Банки и деловой мир", 2007, N 3

БАНКИНГ ПО ЗАКОНАМ ШАРИАТА

После недавнего визита президента Путина в исламские страны не для кого не станет сюрпризом активизация экономических связей между Россией и этими государствами. А как следствие - увеличение денежных потоков и контактов между российскими банками и банками исламских государств. Еще сорок лет назад в мусульманских странах банков (кредитных учреждений в нашем понимании) не было, поскольку законы шариата считают выдачу денег под процент тяжким грехом.

Признавая успехи арабов в развитии денежных отношений в средние века, заметим, что только быстрый рост цен на нефть и денежных потоков, начиная с 1973 г. заставили мусульманских теологов и деловых людей по-новому взглянуть на работу своих финансовых учреждений. Так тридцать с лишним лет назад появился первый исламский банк, деятельность которого полностью соответствовала законам шариата.

Потом - сначала в мусульманских странах, а впоследствии и во всем мире - начался бурный рост исламских банков и их отделений в банках обычных.

Сейчас в мире насчитывается более трехсот исламских банков, их общие активы превышают 500 млрд долл. при ежегодном росте от 10 до 15% (данные швейцарского банка UBS, который открывает у себя исламское отделение). Даже в Москве существовал созданный в 1991 г. "Бадр-Форте Банк", у которого в прошлом году была отозвана лицензия.

Без соответствующей подготовки наши банкиры иногда чувствуют себя не в своей тарелке, сталкиваясь с религиозной трактовкой финансовых проблем коллегами из исламских банков. Так что же такое исламские банки, по какой причине так называются и что отличает их от обычных?

Особенности исламских банков

Исламские банки не получают процентов (по-арабски - риба), не могут вести дел в условиях неопределенности майсира (азартная игра), получать доходы, возникшие из случайного стечения обстоятельств. Кроме того, они не вправе финансировать производство и торговлю товарами, определенными исламом как нечистые (свинина, алкоголь, табак, наркотики и другие).

Исламский банк участвует как в прибылях, так и в убытках клиента. Его деятельность регулируется многочисленными религиозными запретами (харам). Но в экономике они выполняют те же функции, что и обычные: осуществляют платежи в стране и за рубежом, а также являются финансовыми посредниками.

Однако деятельность исламского банка в качестве финансового посредника резко выделяет его из общего ряда. Если обычный банк при получении средств своих вкладчиков и последующей передаче их другим клиентам назначает цену денег в форме ссудного процента, то исламский вместо получения процента делит полученную кредитором прибыль сначала с ним, а потом - со своими вкладчиками. Если предпринимательская деятельность кредитора принесла убытки, они также делятся между кредитором, банком и его вкладчиками.

В итоге вознаграждение исламского банка или вкладчика является результатом предпринимательской прибыли, а не гарантированным с самого начала и фиксированным по абсолютной величине ссудным процентом - он полностью выведен исламом из экономического оборота. При этом исламская банковская деятельность становится полностью инвестиционной.

Основные продукты исламского банка

Кард-уль-Хасан - беспроцентная ссуда. Обеспечивает предоставление банком определенной суммы денег клиенту, которую он обязуется вернуть по истечении определенного срока. Возвращая основной долг, он может выплатить банку (исключительно по своему желанию) определенную сумму в виде добровольных премиальных - хиба. Сам банк никогда не требует премиальных. Это особенность взаимоотношений исламских банков со своими клиентами, основанных на дружбе и доверии.

На самом деле этот вид финансирования - возвратная материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам или беспроцентная ссуда на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка.

Мурабаха - перепродажа с торговой наценкой. Сопровождается договором купли-продажи товаров между банком и его клиентом по согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара. Банк покупает товар (сырье, комплектующие детали и прочее) от имени клиента, а затем перепродает ему же, но по завышенной стоимости. Стороны заранее согласовывают разницу, которая является вознаграждением банка. Клиент выплачивает требуемую сумму, как правило, постепенно - в виде частичных платежей.

Мушарака - партнерство. Этот продукт предусматривает подписание банком и клиентом соглашения о партнерстве, где стороны совместно финансируют проект. При этом заключается особый договор, согласно которому банк отчисляет клиенту часть прибыли, полученной в результате его предпринимательской деятельности, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями финансирования. Потери подлежат распределению пропорционально участию сторон в финансировании проекта. Управление проектом может осуществляться как обеими сторонами, так и одной из них. Преимущество продукта в том, что он включает гибкие соглашения, где особенности партнерства, доли при распределении прибылей и формы управления могут быть заранее согласованы сторонами.

Мудараба - участие в прибылях и убытках. Банк - владелец денежных средств, доверяет предпринимателю с возможностями, опытом и репутацией (мударибу) свои средства для их эффективного использования. Доход от денег, запущенных в оборот, распределяется между банком и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет обладатель средств - банк, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свою деятельность и усилия. В повседневное управление проектом банк не вмешивается.

Иджара - лизинг. Предусматривает соглашение, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы согласуются сторонами. Собственность на оборудование остается у банка. Иначе, банк продает право пользования своей собственностью и доходами от нее и без причинения ей ущерба (манифа) своему клиенту для среднесрочных и долгосрочных операций. Этот продукт используется при финансировании производства и строительных работ.

Иджара Тумма Аль Бай - аренда с правом выкупа. Этот продукт очень близок к иджаре. Но есть и особенность: клиент обязуется к концу арендного срока выкупить имущество по согласованной с банком цене, куда включена и арендная плата. Так что, выплатив ее и частично стоимость имущества, клиент к концу срока аренды становится его полноправным владельцем. Другой вариант предусматривает выплату арендной платы в согласованные сроки и выкуп у банка имущества по договоренной цене к концу срока аренды.

Сукук - исламские ценные бумаги. Эмиссия ценных бумаг позволяет участвовать в прибылях от предпринимательской деятельности.

Истисна - фьючерсы, соглашения на срок. Банковский продукт, специально созданный для финансирования значительных и продолжительных проектов, таких как создание отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества, строительство капиталоемких объектов и т.д. Расчеты здесь осуществляются по цене, установленной на дату заключения соглашения, а выплаты производятся в заранее определенные промежутки времени по ходу проекта и по его окончании.

Одна из особенностей этого вида финансирования - составление детального графика выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т.д.) и неукоснительное его соблюдение в ходе производства. Клиент имеет право назначить для выполнения работ субподрядчика - третью сторону. Стороны могут договориться между собой о сроках выплат и на оплату после завершения работ, но сумма должна остаться неизменной, такой, какая была установлена на день заключения соглашения.

Этапы в рамках истисны:

- Клиент обращается в банк с заказом - произвести, построить, приобрести определенное имущество по обусловленной цене, с учетом требуемого качества, и представляет четкое описание желаемого продукта, которое подвергается исламской и экономической экспертизе.

- Банк соглашается произвести, построить или соорудить, а далее доставить продукт клиенту в указанное время.

- Затем банк вступает в соглашение с производителем, строительной организацией или заводом, которые согласны выполнить работы в указанный срок.

- Результаты работы сдаются или клиенту, или банку, как оговорено в контракте между ними.

- Клиент оплачивает услуги банка в соответствии с соглашением.

Потребители исламских банковских продуктов

Пользуются исламскими банковскими продуктами не только мусульмане. Клиентов, не имеющих к исламу никакого отношения, такие банки привлекают своими этическими нормами - в сочетании с принципами разделения прибыли и рисков. Это стало возможным, когда в неисламских странах появились исламские банки, открытые известными западными банками для проживающих там мусульман, которые прежде не могли пользоваться необходимыми им базовыми продуктами - вкладами, платежами, ипотекой и инвестициями.

Однако в исламских банках плата за их услуги выше, чем в обычных, когда они действуют на одних площадках. Одна из причин - требования соответствия принципов их деятельности не только шариату, но и международным стандартам Sarbanes-Oxly и Basel II. Поэтому исламским банкам приходится бороться за свою клиентуру и добиваться конкурентоспособности.

Россия - страна, где традиционно проживает многочисленное мусульманское население, и многие истинно верующие не позволяют себе прибегать к услугам обычных банков - так диктует суровый религиозный запрет, харам. Кто же снимет этот запрет и даст разрешение - халяль, создав для этого условия, то есть открыв исламские банки в местах их компактного проживания?

Регулятор?

Или никто?

Ю.Некрасов

Подписано в печать

22.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг ("Банковское право", 2007, N 2) >
Статья: Кредитные риски: внутренние модели оценки ("Банки и деловой мир", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.