|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Банкинг по законам шариата ("Банки и деловой мир", 2007, N 3)
"Банки и деловой мир", 2007, N 3
БАНКИНГ ПО ЗАКОНАМ ШАРИАТА
После недавнего визита президента Путина в исламские страны не для кого не станет сюрпризом активизация экономических связей между Россией и этими государствами. А как следствие - увеличение денежных потоков и контактов между российскими банками и банками исламских государств. Еще сорок лет назад в мусульманских странах банков (кредитных учреждений в нашем понимании) не было, поскольку законы шариата считают выдачу денег под процент тяжким грехом.
Признавая успехи арабов в развитии денежных отношений в средние века, заметим, что только быстрый рост цен на нефть и денежных потоков, начиная с 1973 г. заставили мусульманских теологов и деловых людей по-новому взглянуть на работу своих финансовых учреждений. Так тридцать с лишним лет назад появился первый исламский банк, деятельность которого полностью соответствовала законам шариата. Потом - сначала в мусульманских странах, а впоследствии и во всем мире - начался бурный рост исламских банков и их отделений в банках обычных. Сейчас в мире насчитывается более трехсот исламских банков, их общие активы превышают 500 млрд долл. при ежегодном росте от 10 до 15% (данные швейцарского банка UBS, который открывает у себя исламское отделение). Даже в Москве существовал созданный в 1991 г. "Бадр-Форте Банк", у которого в прошлом году была отозвана лицензия. Без соответствующей подготовки наши банкиры иногда чувствуют себя не в своей тарелке, сталкиваясь с религиозной трактовкой финансовых проблем коллегами из исламских банков. Так что же такое исламские банки, по какой причине так называются и что отличает их от обычных?
Особенности исламских банков
Исламские банки не получают процентов (по-арабски - риба), не могут вести дел в условиях неопределенности майсира (азартная игра), получать доходы, возникшие из случайного стечения обстоятельств. Кроме того, они не вправе финансировать производство и торговлю товарами, определенными исламом как нечистые (свинина, алкоголь, табак, наркотики и другие). Исламский банк участвует как в прибылях, так и в убытках клиента. Его деятельность регулируется многочисленными религиозными запретами (харам). Но в экономике они выполняют те же функции, что и обычные: осуществляют платежи в стране и за рубежом, а также являются финансовыми посредниками. Однако деятельность исламского банка в качестве финансового посредника резко выделяет его из общего ряда. Если обычный банк при получении средств своих вкладчиков и последующей передаче их другим клиентам назначает цену денег в форме ссудного процента, то исламский вместо получения процента делит полученную кредитором прибыль сначала с ним, а потом - со своими вкладчиками. Если предпринимательская деятельность кредитора принесла убытки, они также делятся между кредитором, банком и его вкладчиками. В итоге вознаграждение исламского банка или вкладчика является результатом предпринимательской прибыли, а не гарантированным с самого начала и фиксированным по абсолютной величине ссудным процентом - он полностью выведен исламом из экономического оборота. При этом исламская банковская деятельность становится полностью инвестиционной.
Основные продукты исламского банка
Кард-уль-Хасан - беспроцентная ссуда. Обеспечивает предоставление банком определенной суммы денег клиенту, которую он обязуется вернуть по истечении определенного срока. Возвращая основной долг, он может выплатить банку (исключительно по своему желанию) определенную сумму в виде добровольных премиальных - хиба. Сам банк никогда не требует премиальных. Это особенность взаимоотношений исламских банков со своими клиентами, основанных на дружбе и доверии. На самом деле этот вид финансирования - возвратная материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам или беспроцентная ссуда на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка. Мурабаха - перепродажа с торговой наценкой. Сопровождается договором купли-продажи товаров между банком и его клиентом по согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара. Банк покупает товар (сырье, комплектующие детали и прочее) от имени клиента, а затем перепродает ему же, но по завышенной стоимости. Стороны заранее согласовывают разницу, которая является вознаграждением банка. Клиент выплачивает требуемую сумму, как правило, постепенно - в виде частичных платежей. Мушарака - партнерство. Этот продукт предусматривает подписание банком и клиентом соглашения о партнерстве, где стороны совместно финансируют проект. При этом заключается особый договор, согласно которому банк отчисляет клиенту часть прибыли, полученной в результате его предпринимательской деятельности, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями финансирования. Потери подлежат распределению пропорционально участию сторон в финансировании проекта. Управление проектом может осуществляться как обеими сторонами, так и одной из них. Преимущество продукта в том, что он включает гибкие соглашения, где особенности партнерства, доли при распределении прибылей и формы управления могут быть заранее согласованы сторонами. Мудараба - участие в прибылях и убытках. Банк - владелец денежных средств, доверяет предпринимателю с возможностями, опытом и репутацией (мударибу) свои средства для их эффективного использования. Доход от денег, запущенных в оборот, распределяется между банком и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет обладатель средств - банк, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свою деятельность и усилия. В повседневное управление проектом банк не вмешивается. Иджара - лизинг. Предусматривает соглашение, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы согласуются сторонами. Собственность на оборудование остается у банка. Иначе, банк продает право пользования своей собственностью и доходами от нее и без причинения ей ущерба (манифа) своему клиенту для среднесрочных и долгосрочных операций. Этот продукт используется при финансировании производства и строительных работ. Иджара Тумма Аль Бай - аренда с правом выкупа. Этот продукт очень близок к иджаре. Но есть и особенность: клиент обязуется к концу арендного срока выкупить имущество по согласованной с банком цене, куда включена и арендная плата. Так что, выплатив ее и частично стоимость имущества, клиент к концу срока аренды становится его полноправным владельцем. Другой вариант предусматривает выплату арендной платы в согласованные сроки и выкуп у банка имущества по договоренной цене к концу срока аренды. Сукук - исламские ценные бумаги. Эмиссия ценных бумаг позволяет участвовать в прибылях от предпринимательской деятельности. Истисна - фьючерсы, соглашения на срок. Банковский продукт, специально созданный для финансирования значительных и продолжительных проектов, таких как создание отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества, строительство капиталоемких объектов и т.д. Расчеты здесь осуществляются по цене, установленной на дату заключения соглашения, а выплаты производятся в заранее определенные промежутки времени по ходу проекта и по его окончании. Одна из особенностей этого вида финансирования - составление детального графика выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т.д.) и неукоснительное его соблюдение в ходе производства. Клиент имеет право назначить для выполнения работ субподрядчика - третью сторону. Стороны могут договориться между собой о сроках выплат и на оплату после завершения работ, но сумма должна остаться неизменной, такой, какая была установлена на день заключения соглашения. Этапы в рамках истисны: - Клиент обращается в банк с заказом - произвести, построить, приобрести определенное имущество по обусловленной цене, с учетом требуемого качества, и представляет четкое описание желаемого продукта, которое подвергается исламской и экономической экспертизе. - Банк соглашается произвести, построить или соорудить, а далее доставить продукт клиенту в указанное время. - Затем банк вступает в соглашение с производителем, строительной организацией или заводом, которые согласны выполнить работы в указанный срок. - Результаты работы сдаются или клиенту, или банку, как оговорено в контракте между ними. - Клиент оплачивает услуги банка в соответствии с соглашением.
Потребители исламских банковских продуктов
Пользуются исламскими банковскими продуктами не только мусульмане. Клиентов, не имеющих к исламу никакого отношения, такие банки привлекают своими этическими нормами - в сочетании с принципами разделения прибыли и рисков. Это стало возможным, когда в неисламских странах появились исламские банки, открытые известными западными банками для проживающих там мусульман, которые прежде не могли пользоваться необходимыми им базовыми продуктами - вкладами, платежами, ипотекой и инвестициями. Однако в исламских банках плата за их услуги выше, чем в обычных, когда они действуют на одних площадках. Одна из причин - требования соответствия принципов их деятельности не только шариату, но и международным стандартам Sarbanes-Oxly и Basel II. Поэтому исламским банкам приходится бороться за свою клиентуру и добиваться конкурентоспособности. Россия - страна, где традиционно проживает многочисленное мусульманское население, и многие истинно верующие не позволяют себе прибегать к услугам обычных банков - так диктует суровый религиозный запрет, харам. Кто же снимет этот запрет и даст разрешение - халяль, создав для этого условия, то есть открыв исламские банки в местах их компактного проживания? Регулятор? Или никто?
Ю.Некрасов Подписано в печать 22.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |