Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Рынок в законе ("Малая бухгалтерия", 2007, N 3)



"Малая бухгалтерия", 2007, N 3

РЫНОК В ЗАКОНЕ

Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон) окончательно вступает в силу 11 апреля 2007 г. Напомним, что положения, касающиеся квотирования доли участия на рынке иностранных работников, уже действуют с 15 января 2007 г.

Каковы последствия принятия этого Закона для участников рыночной торговли, читайте в этой статье.

Организация рынков

По смыслу ст. 3 Закона можно выделить следующие признаки розничного рынка:

1) рынок - это имущественный комплекс;

2) назначение рынка - организация розничной продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

3) цены свободно определяются непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи (договоров бытового подряда);

4) торговля осуществляется через торговые места.

Рынки согласно Закону бывают:

- универсальные (п. 3 ст. 3);

- специализированные (п. 4 ст. 3);

- сельскохозяйственные (п. 5 ст. 3, ст. 16);

- сельскохозяйственные кооперативные (п. 6 ст. 3, ст. 17).

Универсальный - это розничный рынок, на котором менее 80% общего количества торговых мест предназначено для осуществления продажи товаров одного класса. Классы будут определяться в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой Минэкономразвития России.

Специализированный - это рынок, на котором для продажи товаров одного класса предназначены 80% торговых мест и более.

Сельскохозяйственный - это специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Пока не определен.

Сельскохозяйственный кооперативный - это сельскохозяйственный рынок, управляемый сельскохозяйственным потребительским кооперативом.

Розничный рынок может быть организован при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 4 Закона).

Во-первых, организатором (управляющей компанией) рынка может быть только юридическое лицо.

Во-вторых, должен быть разработан план организации рынка, утверждаемый в установленном порядке органом государственной власти субъекта РФ.

В-третьих, организатору рынка должны принадлежать (на праве собственности, аренды, ином документально подтвержденном праве) объекты недвижимости, расположенные на территории предполагаемого рынка.

В-четвертых, организатор должен получить в установленном порядке разрешение на организацию рынка. Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет (п. 3 ст. 8 Закона). В том случае, когда объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат заявителю на праве аренды, срок действия разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды.

Юридическое лицо, получившее разрешение на право организации рынка, признается управляющей рынком компанией (п. 4 ст. 8 Закона).

* * *

Перечень требований к оборудованию рынка содержится в ст. 12 Закона.

Посетителям рынка полезно знать, что при входе на рынок должна размещаться вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов РФ, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании (п. 3 ст. 12 Закона).

Режим работы рынка определяется управляющей компанией в пределах установленных на данной территории часов работы предприятий розничной торговли (п. 2 ст. 14 Закона).

Управляющая рынком компания должна осуществлять его своевременную уборку и благоустройство, проводить санитарно-гигиенические и дезинфекционные мероприятия, обеспечивать энерго-, тепло- и водоснабжение, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров и выполнять иные требования к содержанию рынка, установленные ст. 13 Закона.

Управляющая компания разрабатывает и после согласования с уполномоченными органами утверждает паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности (п. 12 ст. 3, пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона).

Требования к оформлению паспорта безопасности должны быть утверждены Правительством РФ <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Пока не утверждены.

Торговые места

Согласно п. 8 ст. 3 Закона под торговым местом понимается место на рынке. Торговые места должны:

- размещаться на основе утвержденной схемы (ст. 15 Закона);

- выделяться в распоряжение продавца управляющей рынком компанией;

- быть специально оборудованными для торговли (в том числе в виде павильона, киоска, палатки или лотка);

- использоваться исключительно в целях продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- соответствовать иным требованиям, установленным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и управляющей компанией.

Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на основании договора с управляющей компанией. Срок договора не может превышать пять лет и определяется сроком действия разрешения, выданного управляющей компании (п. 2 ст. 15 Закона).

Договор о предоставлении торговых мест заключается на основании типовой формы, которую устанавливает орган государственной власти соответствующего субъекта РФ, и должен содержать обязательные условия, предусмотренные ст. 15 Закона.

Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей компанией самостоятельно (п. 6 ст. 15 Закона).

Исходя из содержания Закона по одному договору может быть предоставлено одно торговое место (п. 6 ст. 15 Закона). При этом количество договоров о предоставлении торговых мест, которые могут быть заключены с одним лицом, Законом не устанавливается.

Законом предусмотрены лишь ограничения, связанные с квотами, установленными для иностранных лиц или участников сельскохозяйственных (сельскохозяйственных кооперативных) рынков.

Кроме того, полагаем, что органом государственной власти соответствующего субъекта РФ или управляющей организацией могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, касающиеся количества торговых мест, предоставляемых "в одни руки".

Управляющая компания формирует и ведет реестр заключенных договоров о предоставлении торговых мест в соответствии со ст. 19 Закона (сведения из такого реестра предоставляются органам государственной власти или местного самоуправления сведений по их запросам).

* * *

Торговые места на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках должны предоставляться с учетом следующих дополнительных требований (ст. ст. 16, 17 Закона).

1. Не менее 50% всех лиц, заключивших договор о предоставлении торговых мест на рынке, должны составлять:

- товаропроизводители - на сельскохозяйственном рынке;

- члены потребительского кооператива - на сельскохозяйственном кооперативном рынке.

2. Должны быть предусмотрены места для торговли сельскохозяйственной продукцией, не прошедшей промышленную переработку, с автотранспортных средств (п. 3 ст. 16, п. 2 ст. 22 Закона).

3. Договоры о предоставлении торговых мест должны заключаться по упрощенной форме, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ (п. 6 ст. 15 Закона):

а) на сельскохозяйственном рынке - со всеми участникам договоров на срок до трех месяцев;

б) на сельскохозяйственном кооперативном рынке:

- с членами управляющего потребительского кооператива - на срок до 5 лет (или до окончания срока действия разрешения);

- с гражданами, не являющимися предпринимателям, - на срок до трех календарных дней.

Продавцы

Любое лицо, заключившее в установленном порядке договор о предоставлении торгового места, вправе привлечь для осуществления торговли продавцов - физических лиц (пп. 4 п. 3 ст. 15 Закона).

Перечень привлекаемых к торговле продавцов и сведения о них должны быть представлены заявителем управляющей компании до заключения договора.

В частности, заявитель должен указать:

- фамилию, имя, отчество (если имеется) продавца;

- данные документа, удостоверяющего его личность;

- сведения о гражданстве;

- сведения о договоре, на основании которого будет привлечен продавец.

При этом вся информация о продавцах должна быть подтверждена заявителем документально (п. 4 ст. 15 Закона). Представляется, что такими документами могут являться копии паспортов (иных удостоверяющих личность документов) продавцов, документы, подтверждающие правомерность нахождения указанных лиц на данной территории (вид на жительство, свидетельство о регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания - для иностранных граждан, свидетельство о регистрации по месту пребывания и т.п.).

Полагаем, что во избежание возможных злоупотреблений перечень документов (их копий), которые могут быть истребованы у заявителя, должен быть установлен на федеральном уровне.

После заключения договора о предоставлении торгового места (далее - договор) на каждого заявленного продавца оформляется карточка продавца с его фотографией <*> (п. п. 1, 3 ст. 20 Закона). Карточки продавца заверяются управляющей компанией и выдаются участнику указанного договора (п. п. 1, 6 ст. 20 Закона).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> За исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков.

В карточке продавца указываются:

1) наименование и тип рынка;

2) сведения о продавце, включающие фамилию, имя и отчество (если имеется) физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест;

4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору.

В случае изменения указанных сведений по заявлению участника договора управляющей компанией выдается новая карточка продавца. Причем информацию об изменении сведений участник договора должен представить на следующий день после изменений (п. 5 ст. 20 Закона).

Как ни странно, но Закон не рассматривает случаи, когда изменяются не только сведения о продавце, но меняется и сам продавец. Хотя очевидно, что за период действия договора и сами продавцы, и их численность могут изменяться. Нам представляется, что в этом случае следует применять общую процедуру, предусмотренную для изменения сведений о продавце.

Оформленные в установленном порядке карточки продавца должны выдаваться всем продавцам, осуществляющим торговлю на рынке. Данная карточка является действительной для всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка (п. 4 ст. 20 Закона).

Управляющая компания обязана вести реестр продавцов в соответствии со ст. 18 Закона.

Ограничения, действующие на товарных рынках

На товарных рынках действуют ограничения (запреты), установленные Законом, в том числе следующие.

Ограничения торговой деятельности:

а) не допускается продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг (их классов и видов), включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п. 1 ст. 22 Закона);

б) запрещается торговля с автотранспортных средств <*> (п. 2 ст. 22 Закона);

в) управляющая компания не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке <**> (п. 3 ст. 22 Закона);

г) торговая деятельность на товарном рынке становится невозможной в случае прекращения существования управляющей компании как юридического лица (пп. 3 п. 4 ст. 22 Закона);

д) торговая деятельность запрещается в случае аннулирования или приостановления срока действия разрешения (пп. 1, 2 п. 4 ст. 22 Закона).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Исключение составляют сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки.

<**> Исключение составляет управляющий потребительский кооператив.

Ограничения, связанные с предоставлением торговых мест, касаются прежде всего иностранных граждан и лиц, привлекающих иностранцев в качестве продавцов (п. 7 ст. 15 Закона). Участие таких лиц в работе товарного рынка должно ограничиваться установленными квотами. При этом в рамках установленных квот любая дискриминация при распределении торговых мест запрещается (п. 8 ст. 15 Закона).

В случае превышения установленной квоты договор с иностранным работником должен быть прекращен. Это касается как трудового, так и гражданско-правового договора (п. 6 ст. 22 Закона).

Гражданско-правовой договор в этом случае расторгается досрочно, без обращения в суд.

Трудовой договор при указанных обстоятельствах должен прекращаться в соответствии с ч. 3 ст. 83 ТК РФ <***>.

     
   ————————————————————————————————
   
<***> Действует с 15 января 2007 г. (ст. 25, п. 2 ст. 26 Закона). Л.Зуйкова Эксперт АКДИ Подписано в печать 21.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Амнистия, граждане! ("Малая бухгалтерия", 2007, N 3) >
Статья: Реорганизация "упрощенца" ("Малая бухгалтерия", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.