Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Амнистия, граждане! ("Малая бухгалтерия", 2007, N 3)



"Малая бухгалтерия", 2007, N 3

АМНИСТИЯ, ГРАЖДАНЕ!

Под конец 2006 г. российские законотворцы обрадовали граждан принятием Федерального закона от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" (далее - Закон N 269-ФЗ), известного в народе как Закон о налоговой амнистии. Обсуждался он практически с момента предпоследнего ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию.

Этот Закон, подписанный Президентом РФ в субботу 30 декабря 2006 г., в качестве цели заявил предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность (заметим, не исполненную ранее) по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 1 января 2006 г. и подлежащих налогообложению в России, посредством уплаты так называемого декларационного платежа.

Закон N 269-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2007 г. и будет действовать до 1 января 2008 г. (т.е. после этой даты легализовать скрытые от налогообложения доходы уже будет невозможно, по крайней мере в рамках этого Закона).

Закон N 269-ФЗ не будет применяться к следующим категориям лиц:

1) к организациям;

2) к физическим лицам, с доходов которых в установленном порядке были уплачены налоги (страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды);

3) к лицам, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, если при этом судимость по данной статье не снята и не погашена.

Данная статья предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Напомним, что уголовная ответственность наступает при совершении данного правонарушения в крупном размере, т.е.:

- при неуплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов на сумму более 100 000 руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов;

- при неуплате налогов и (или) сборов на сумму более 300 000 руб.

Таким образом, для лиц, в отношении которых по состоянию на 1 марта 2007 г. возбуждено уголовное дело по ст. 198 УК РФ (или будет возбуждено в период с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г.), Закон N 269-ФЗ весьма актуален. Уплатив декларационный платеж с инкриминируемых им скрытых доходов, они смогут избежать уголовной ответственности.

Декларационный платеж

Декларационный платеж - это сумма денежных средств, уплачиваемая физическими лицами в соответствии с Законом N 269-ФЗ (пп. 2 п. 2 ст. 1 Закона N 269-ФЗ).

Данный платеж исчисляется налогоплательщиком самостоятельно.

В качестве базы для расчета платежа берется сумма доходов физического лица, с которых в установленном законодательством РФ порядке не были уплачены налоги (страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды). Представлять документы о видах и источниках доходов при этом не нужно.

В качестве ставки используется текущая ставка НДФЛ в размере 13%. При этом не важно, что в периоде, в котором фактически не был уплачен налог, действовала иная большая или меньшая ставка.

Например, один гражданин не уплатил налог в размере 35% суммы выигрыша от участия в конкурсе (п. 2 ст. 224 НК РФ), а другой - в размере 9% суммы полученных дивидендов. И для того, и для другого ставка для исчисления декларационного платежа все равно составит 13%.

Уплата декларационного платежа производится через банк путем заполнения стандартного платежного поручения. Также, через банк, уплату можно произвести и в наличной форме (п. 3 ст. 2 Закона N 269-ФЗ).

И в том, и в другом случае в расчетном документе необходимо указать наименование платежа "Декларационный платеж на счета территориальных органов Федерального казначейства". Сведения о реквизитах счетов территориальных органов Федерального казначейства и иные сведения, необходимые для заполнения расчетных документов, должны предоставлять гражданам банки.

Факт уплаты декларационного платежа подтверждается расчетным документом с отметкой банка о его исполнении.

Банк обязан перечислить декларационный платеж в течение одного операционного дня, следующего за днем получения соответствующего поручения физического лица. При этом плата за его перечисление в бюджет не взимается.

Последствия уплаты декларационного платежа

После уплаты декларационного платежа физические лица считаются исполнившими свои обязанности по налогам в отношении части дохода, исходя из которого рассчитан уплаченный декларационный платеж.

Физические лица освобождаются от уплаты НДФЛ с заявленной суммы и предшествовавшего ему подоходного налога.

Физические лица - индивидуальные предприниматели освобождаются не только от НДФЛ (подоходного налога), но и от уплаты единого социального налога (страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды) с полученных доходов (п. 2 ст. 3 Закона N 269-ФЗ).

Формулировка "с полученных доходов" позволяет предположить, что амнистия не снимает с предпринимателя обязанность уплатить ЕСН (и страховые взносы) с доходов, выплаченных наемным работникам.

Поскольку налоги, уплачиваемые в рамках специальных налоговых режимов, в ст. 3 Закона N 269-ФЗ не упомянуты, можно сделать вывод, что на "упрощенцев", "вмененщиков" и "ЕСХНщиков" амнистия также не распространяется.

Как обычные физические лица, так и индивидуальные предприниматели освобождаются и от обязанности подавать декларации по соответствующим налогам за те или иные применимые налоговые (отчетные) периоды, а также иные документы, представление которых было обязательным в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах при подаче такой декларации (деклараций).

* * *

В развитие указанных положений Федеральным законом от 30.12.2006 N 265-ФЗ "О внесении изменений..." также было предусмотрено внесение в ст. 45 НК РФ изменений, в соответствии с которыми со дня уплаты декларационного платежа физическое лицо считается исполнившим свою обязанность по уплате соответствующего налога.

Но считается ли такое исполнение своевременным? Этот важный вопрос, к сожалению, законодателями не затронут. А ведь несвоевременная уплата налога влечет необходимость уплаты пеней и может быть основанием для привлечения гражданина к налоговой ответственности.

Как нам представляется, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства при уплате декларационного платежа взиматься не должны, хотя в Законе N 269-ФЗ об этом не сказано ни слова.

Расчет пеней невозможен технически, поскольку "раскаявшийся" гражданин заявляет лишь сумму к уплате, не сообщая точную дату возникновения дохода (известно лишь, что он возник до 1 января 2006 г.).

А вот в отношении налогового штрафа все не так очевидно. Ведь ответственность по ст. 122 НК РФ наступает при неуплате или неполной уплате сумм налога (штраф в размере 20% неуплаченной суммы), т.е. при любой просрочке. Остается уповать на общие правила привлечения к налоговой ответственности, которые все-таки предполагают установление конкретных фактов противоправного деяния налогоплательщика.

Но возникает вопрос: если налоговые органы в дальнейшем выявят такие факты, как налогоплательщик сможет доказать, что он легализовал именно эти доходы? Ведь документы об источниках дохода при уплате декларационного платежа не представляются...

В этой связи хочется пожелать гражданам, которые готовы "раскаяться", чтобы они на всякий случай все же подготовили версию об источниках декларируемого дохода (идеально было бы подкрепить ее документами).

Отметим также, что амнистия не снимает ответственность за нарушения таможенного, валютного и прочих отраслей законодательства.

* * *

В отношении использования расчетных документов, подтверждающих уплату декларационного платежа, а также сведений, содержащихся в этих документах, в Законе N 269-ФЗ установлены определенные ограничения:

1) указанные расчетные документы и сведения не могут быть истребованы;

2) они не могут передаваться другим лицам в нарушение порядка, установленного Законом N 269-ФЗ. Этот порядок заключается в том, что принудительное истребование сведений об уплате декларационного платежа возможно только по запросу самого физического лица, осуществившего декларационный платеж, либо по запросу правоохранительных органов в целях проверки подлинности предъявленного физическим лицом расчетного документа;

3) кроме того, они не могут являться доказательством обвинения по уголовным делам и делам об административных нарушениях.

А.Шершнев

Эксперт АКДИ

Подписано в печать

21.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Трудовые споры с позиции Верховного Суда ("Малая бухгалтерия", 2007, N 3) >
Статья: Рынок в законе ("Малая бухгалтерия", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.