![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Налоговое обозрение от 21.03.2007> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 12)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 12
Антигуа и Барбуда
В Антигуа и Барбуда в конце января текущего года был введен НДС со ставкой в размере 15%. От НДС освобождены водоснабжение и электроэнергия, медицинские услуги, услуги в сфере народного образования, а также проезд на местном транспорте. Гостиничные услуги и услуги в туристическом бизнесе в переходный период продолжительностью два года будут облагаться по ставке 10,5%, а затем по ставке 15%. Чтобы избежать резкого роста цен, НДС на товары и услуги в Антигуа и Барбуда введен одновременно с отменой ряда других налогов (налога на потребителей, ряда налогов и сборов с клиентов гостиниц, налога на ресторанные услуги, налога на услуги связи). Предполагается через два-три года ввести НДС во всех 12 восточно-карибских странах. На Ямайке, Барбадосе, Тринидад и Тобаго налог действует уже на протяжении нескольких лет. В прошлом году НДС был установлен в Белизе, Доминике и в Гайане, с 1 мая текущего года он будет введен на Сент-Винсент и Гренадинах, а позднее и в Гренаде.
Индия
По оценке, благодаря разнообразным льготам фактическая налоговая нагрузка на индийские предприятия составляет примерно половину от установленного номинального размера ставки налога на прибыль (33,66%, включая базовую ставку 30% плюс дополнительный налог и сбор на образование). При этом в различных отраслях она отличается. Так, в сфере информационных технологий ставка налога на прибыль составляет всего 11,7%, а в производстве лакокрасочных материалов - 32,5%.
Канада
Налоговая служба Канады проводит испытания программного пакета Xenon, предназначенного для поиска в Интернете лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Пакет был разработан три года назад в Нидерландах, его испытаниями занимаются помимо Канады и Нидерландов также Австрия, Дания и Великобритания. Принцип работы программы заключается в том, что она "просеивает" центры электронной коммерции, в том числе игорные, аукционные и порносайты. Xenon загружает веб-страницу со всеми ее ссылками, в результате чего формируется набор данных. Получив эти данные, программа сопоставляет информацию со сведениями из национальных баз данных и налоговых органов. Таким образом удается выявить лиц, которые занимаются предпринимательством в киберпространстве, но не платят положенных налогов. По мнению некоторых экспертов, применение подобных средств интеллектуального анализа данных чревато возникновением правовых проблем, связанных с неприкосновенностью личности. С целью защиты персональных данных голландская компания Sentient Machine Research - разработчик программы Xenon - дополнительно создала программу контроля доступа Data Detective. В версии программы Xenon, испытываемой в Канаде, такой защиты нет, в результате появляется возможность хранить копии всех данных, обнаруженных программой.
Китай
С 1 февраля текущего года в Китае повсеместно начал взиматься НДС на землю. Фактически налог начисляется не на земельный участок, а на чистую прибыль застройщиков, полученную в результате проведения сделок. НДС на землю был законодательно введен еще в 1993 г., однако не взимался из-за спада на рынке недвижимости. Сегодня, когда инвестиции в недвижимость, так же как и цены на нее, в Китае растут чрезвычайно быстрыми темпами, налог призван несколько затормозить этот рост. Впервые НДС на землю введен в Шенчжене в конце прошлого года. До сих пор в ряде районов Китая налог на землю взимался по ставке 1 - 2% от стоимости вновь построенного жилья. В прошлом году стоимость нового коммерческого жилья в Китае по сравнению с предшествующим годом выросла более чем на 10%, несмотря на отчаянные меры властей, направленные на сдерживание роста цен. Инвестиции в сектор недвижимости за 11 месяцев прошлого года выросли по сравнению с тем же периодом предшествующего года на 24%.
Соединенные Штаты Америки
По оценкам независимых экспертов, разница между суммой, которую должны заплатить американские налогоплательщики, и суммой, фактически поступающей в казну, составляет в среднем 345 млрд долл. в год, что соответствует уровню собираемости налогов 83,7%. После принятия к налогоплательщикам мер по принудительному взысканию налоговой задолженности эта сумма снижается до 290 млрд долл., что тоже немало. В результате честные налогоплательщики оказываются несправедливо обиженными, поскольку они принимают на свои плечи дополнительную нагрузку уклоняющихся от уплаты налогов. Эксперты отмечают, что проблема повышения собираемости налогов в США стала наиболее актуальной для федерального налогового ведомства. Количество налоговых проверок состоятельных налогоплательщиков - физических лиц в США выросло со 100 тыс. в 2000 г. почти до 220 тыс. в 2005 г. В 2006 г. сумма собранных (в результате применения всех мер по взысканию задолженности) налогов выросла по сравнению с предшествующим годом на 3% и достигла 48,7 млрд долл. Тем не менее, несмотря на все усилия, направленные на повышение собираемости налогов, уровень своевременной "добровольной" (т.е. без применения мер по взысканию задолженности и т.д.) уплаты налогов за последние 30 лет повысился примерно с 81% до приблизительно 84%. В налоговом ведомстве полагают, что необходимы как профилактические, так и карательные меры, причем между ними должен сохраняться определенный баланс. В ближайшей перспективе планируется переместить центр тяжести налоговых проверок на малый бизнес и частных лиц - миллионеров. Увеличению собираемости налогов также должны помочь упрощение налогового законодательства и повышение качества процедур сбора информации. Признано необходимым также повысить качество обслуживания налогоплательщиков, уделять больше внимания модернизации информационно-технологического оснащения налогового ведомства, повышению квалификации налоговых работников.
* * *
В США не утихает дискуссия относительно целесообразности продолжения политики аутсорсинга работ по взысканию недоимки. Как известно, в сентябре прошлого года в Америке была начата программа, в рамках которой федеральная налоговая служба передала в частный сектор полномочия по сбору налоговой задолженности с некоторых категорий налогоплательщиков. Критики этого решения утверждают, что частные сборщики налоговой задолженности заинтересованы только в получении комиссионных с собранных денег. По их мнению, государству гораздо выгоднее нанять для сбора налоговой задолженности дополнительных налоговых работников, поскольку на каждый собранный доллар недоимки частная компания затрачивает 21 - 25 центов, тогда как работники налоговых органов выполняют ту же работу всего за 3 цента. Отмечается, что в США уже предпринимались попытки провести аналогичную программу в конце 80-х годов прошлого века, но вскоре от нее пришлось отказаться, поскольку оказалось, что затраты на сбор недоимки превысили объем взысканных с недоимщиков средств. Налоговое ведомство с критикой аутсорсинга работ по сбору недоимки не соглашается. Согласно проекту планируется за 10 лет взыскать с налоговых должников 1,4 млрд долл. Уже за первые 10 недель работы по программе удалось собрать 8,4 млн долл. из 90 млн долл. недоимки, намеченной к взысканию. Эта цифра превысила задание на первый год работы (необходимо было собрать 6% от общей суммы недоимки).
Е.Воловик Подписано в печать 21.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |