Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Российские депозитарные расписки: что нового? ("Международные банковские операции", 2007, N 2)



"Международные банковские операции", 2007, N 2

РОССИЙСКИЕ ДЕПОЗИТАРНЫЕ РАСПИСКИ: ЧТО НОВОГО?

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части российских депозитарных расписок был одобрен Советом Федерации 22 декабря 2006 г. В связи с этим представляется интересным обратиться к сути этого явления как такового и его регламентации рассматриваемым законопроектом.

Разработка законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" была предусмотрена п. 50 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 года), утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р.

Сам законопроект вводит российскую депозитарную расписку (РДР) как новый вид эмиссионной ценной бумаги, удостоверяющей право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющей право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг, оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав по представляемым ценным бумагам, включая получение выплат, которые причитаются по представляемым ценным бумагам.

По отношению к эмитентам РДР устанавливаются специальные требования. В этом качестве могут выступать только депозитарии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающие требованиям к размеру собственного капитала (собственных средств), установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и осуществляющие депозитарную деятельность не менее трех лет.

Эмиссия РДР допускается законопроектом при условии, что учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц. При этом указанные права должны учитываться организацией, которая в соответствии с правом страны эмитента представляемых ценных бумаг является центральным депозитарием, а при отсутствии таковой - организацией, включенной в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Процедура эмиссии РДР (по сравнению с другими эмиссионными ценными бумагами), установленная законопроектом, имеет целый ряд особенностей. Они связаны с отсутствием таких этапов процедуры эмиссии, как принятие решения о размещении РДР и государственная регистрация отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска). Кроме того, законопроектом предлагается не ограничивать срок размещения РДР одним годом с даты государственной регистрации выпуска (или дополнительного выпуска). При этом в решении о выпуске (дополнительном выпуске) РДР предусматривается указывать только максимальное количество РДР, которые могут быть размещены, а уже размещение их предполагается осуществлять по мере обеспечения наличия необходимого количества представляемых ценных бумаг. Соответственно, вместо государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) РДР законопроектом вводится обязанность депозитария, являющегося эмитентом РДР, ежеквартально в течение всего срока размещения расписок представлять в федеральный орган по рынку ценных бумаг отчет об итогах размещения с указанием количества размещенных в отчетном периоде расписок, оставшегося количества расписок, которые указанный депозитарий имеет право разместить в пределах их максимального количества, а также количества представляемых ценных бумаг, хранение и (или) учет прав на которые обеспечил этот депозитарий.

Что касается решения о выпуске (дополнительном выпуске) РДР, то законопроектом к нему устанавливаются дополнительные требования. Так, в частности, законопроектом предусматривается, что если представляемыми расписками ценными бумагами являются акции, то решение о выпуске таких расписок должно содержать порядок направления владельцами РДР указаний депозитарию о порядке голосования по таким акциям. Обязательства депозитария по обеспечению осуществления права голоса по иностранным акциям должны исполняться не иначе как в соответствии с указаниями владельцев РДР, и такая же четкая процедура должна быть предусмотрена в отношении предоставления владельцам РДР итогов голосования.

Публичное размещение и (или) обращение РДР допускается законопроектом только при условии соблюдения следующих условий:

1) при наличии договора с эмитентом представляемых ценных бумаг;

2) если представляемые ценные бумаги обращаются на торгах иностранных фондовых бирж, перечень которых установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

При этом помимо оснований, предусмотренных ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", рассматриваемым законопроектом устанавливается дополнительное основание для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) РДР, в отношении которых предполагается их публичное размещение и (или) обращение. Таким основанием является отсутствие в договоре с эмитентом представляемых ценных бумаг (т.е. договоре между депозитарием и эмитентом представляемых ценных бумаг, устанавливающем права и обязанности сторон в отношении порядка реализации владельцами прав по распискам, раскрытия информации в связи с их выпуском, а также ответственность указанных лиц) хотя бы одного из условий, определяемых законопроектом.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит удовлетворить потребности российских инвесторов в части доступа к иностранным рынкам капитала через формирование на территории Российской Федерации рынков РДР на иностранные ценные бумаги. Появление указанных ценных бумаг на российском рынке повысит его инвестиционную привлекательность и ликвидность, расширит спектр используемых финансовых инструментов.

Привлечение на российский фондовый рынок ценных бумаг иностранных эмитентов возможно как путем прямого допуска таких инструментов, так и на основе заимствования зарубежного опыта выпуска вторичных инструментов в рамках программ депозитарных расписок. Однако при применении механизмов прямого допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок российские владельцы иностранных ценных бумаг не имеют прямого доступа к информации об иностранной организации - эмитенте ценных бумаг, в результате чего сталкиваются с существенными трудностями при осуществлении своих прав по таким ценным бумагам. В этой связи формирование рынка РДР представляется наиболее оптимальным и основным каналом связи российского рынка ценных бумаг с международными фондовыми рынками.

В результате, рассмотрев проект федерального закона N 295632-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению отметил, что:

(1) проект действительно направлен на расширение спектра финансовых инструментов на рынке ценных бумаг и обеспечение доступа российских инвесторов к иностранным рынкам капитала через организацию рынка РДР на иностранные ценные бумаги;

(2) процедура эмиссии РДР сокращена на два этапа - принятие решения о размещении и государственную регистрацию отчета об итогах выпуска. Последний этап заменен на ежеквартальный отчет об итогах размещения, что связано с неограниченностью срока размещения расписок. Установлены дополнительные требования к информации, содержащейся в решении о выпуске и проспекте, а также дополнительные основания для отказа в государственной регистрации выпуска. Определены условия, при соблюдении которых допускается публичное размещение и обращение РДР.

Вместе с тем к законопроекту у Совета Федерации возник и ряд замечаний.

Так, проектом предлагается установить, что депозитарий оказывает депоненту услуги, связанные с получением доходов по ценным бумагам и иных причитающихся владельцам ценных бумаг выплат, в соответствии с решением о выпуске РДР. По мнению сенаторов, данная норма, устанавливающая основание оказания депоненту услуги депозитарием, касается частного случая выпуска депозитарием РДР. В то же время в процессе обычной депозитарной деятельности отношения между депозитарием и депонентом регулируются депозитарным договором (ст. 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). В связи с этим, по мнению членов Комитета, из схемы регулирования данных отношений не следует исключать общую норму, согласно которой именно в соответствии с депозитарным договором депозитарий имеет право на поступление на свой счет доходов по ценным бумагам, хранящихся с целью перечисления на счета депонентов.

Кроме того, отдельного обсуждения требуют вопросы, связанные с налогообложением доходов, полученных в связи с обращением РДР.

Целый спектр замечаний был озвучен и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Остановимся на этих замечаниях более подробно.

В частности, им было отмечено, что п. 1 ст. 27.5.2 Федерального закона от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг", вводимой законопроектом, предусматривает, что эмитентом РДР является депозитарий, на которого в последующем возлагается обязанность по хранению сертификатов таких ценных бумаг. Совмещение одним лицом функций эмитента и депозитария, по мнению специалистов Правового управления, вряд ли можно считать обоснованным.

Кроме того, было рекомендовано отразить в законопроекте специфику правоотношений между эмитентом депозитарных расписок, собственником (эмитентом) ценных бумаг, на которые выпущены данные расписки, а также российским депозитарием, являющимся эмитентом данных расписок. (Например, п. 1 ст. 27.5.2, вводимой законопроектом, предусматривает, что для государственной регистрации выпуска РДР и при отсутствии договора с иностранным эмитентом ценных бумаг необходимо представление документа, подтверждающего наличие письменного согласия от иностранного эмитента ценных бумаг. Данная норма обусловлена возможным наличием в иностранном праве требования получить указанное согласие эмитента. Очевидно, тогда следует уточнить, о каком договоре идет речь в рассматриваемом пункте. И кроме того, остается неясным, на кого именно возлагается обязанность по получению указанного согласия: на эмитента депозитарных расписок или на собственника иностранных ценных бумаг, если он не является их эмитентом.)

Также здесь необходимо уточнить, в какой именно форме должно быть представлено согласие эмитента на выпуск РДР, поскольку иностранным правом могут быть предусмотрены различные требования к форме данного согласия.

Далее. Пункт 6 ст. 27.5.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", вводимой законопроектом, устанавливает, что проспект РДР должен содержать в том числе сведения об эмитенте представляемых ценных бумаг. И здесь снова возникает вопрос о том, какие именно сведения об эмитенте должны указываться в проспекте.

Включение в договор депозитария и эмитента такого обязательного условия, как "обязательство депозитария раскрывать информацию в объеме, порядке и сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг" (абз. 6 п. 9 ст. 27.5.2 Федерального закона, вводимой законопроектом), представляется, по мнению специалистов, необоснованным. Такая обязанность не является договорным условием, поскольку относится к сфере административного регулирования, кроме того, у стороны по договору (эмитента представляемых ценных бумаг) отсутствуют как интерес, так и возможности требовать соблюдения такого договорного условия. В этой связи представляется желательным исключить подобное условие из п. 9 и перенести его в п. 5 новой ст. 27.5.2.

В п. п. 5 и 9 ст. 27.5.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", вводимой законопроектом, содержатся слова "по иностранным акциям". При этом в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" говорится о ценных бумагах иностранных государств и акциях иностранных акционерных обществ. В связи с этим представляется необходимым уточнить использование в законопроекте выражения "по иностранным акциям" в целях единообразного употребления терминов.

Согласно ч. 10 ст. 27.5.2 Федерального закона, вводимой законопроектом, депозитарий имеет право вносить изменения в решение о выпуске РДР в части изменения порядка осуществления (реализации) владельцами РДР прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В данной части проект явно требует согласования с п. 3 ст. 17 Федерального закона, согласно которому эмитент не вправе изменить решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в части объема прав по эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением, после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

В п. 3 ст. 1 законопроекта, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона, по всей видимости, следует говорить не только об отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, но и об уведомлении об итогах выпуска.

Таким образом, подытоживая замечания по представленному законопроекту, можно сказать, что хотя увеличение числа финансовых инструментов, безусловно, необходимо и своевременно, тем не менее отдельные положения законопроекта совершенно очевидно нуждаются в доработке. Например, требуют согласования с действующим законодательством и сложившейся практикой реализации депозитариями прав владельцев ценных бумаг нормы законопроекта, регулирующие получение доходов по ценным бумагам и иных причитающихся владельцам ценных бумаг выплат в соответствии с решением о выпуске РДР.

РДР, по своей сути, являются аналогом иностранных ценных бумаг - американских депозитарных расписок (АДР), используемых на финансовых рынках США, а также глобальных депозитарных расписок (ГДР), используемых на финансовых рынках Европы.

Что касается других существенных замечаний, то многие исследователи считают обоснованным, что РДР должны быть именными ценными бумагами, а учет прав их владельцев должен осуществляться в реестре, держателем которого может быть их эмитент.

Таким образом, полной ясности с вновь вводимым финансовым инструментом пока нет. Однако, учитывая опыт многих зарубежных стран в этой области, развитие рынка ценных бумаг в данном направлении представляется совершенно необходимым и оправданным, тем более что перечень возможностей для инвестирования средств в России остается пока весьма ограниченным и требует диверсификации.

Е.В.Иванова

К. ю. н.,

доцент кафедры

предпринимательского права

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Подписано в печать

20.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация ("Международные банковские операции", 2007, N 2) >
Статья: Гарантии с заранее не определенным кругом бенефициаров ("Международные банковские операции", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.