Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль расходы по оплате услуг управляющей организации по договору на передачу полномочий единоличного исполнительного органа, если в актах приемки не содержится указания на то, какие именно услуги по управлению организацией были оказаны и в каком объеме, какую конкретно работу выполнила управляющая организация для заказчика? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



Вопрос: Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль расходы по оплате услуг управляющей организации по договору на передачу полномочий единоличного исполнительного органа, если в актах приемки не содержится указания на то, какие именно услуги по управлению организацией были оказаны и в каком объеме, какую конкретно работу выполнила управляющая организация для заказчика?

Ответ: Согласно пп. 18 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Согласно ст. 252 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать такие обязательные реквизиты, как наименование документа, дату его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Как следует из Письма Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170, в акте об оказании услуг, на основании которого осуществляется оплата услуг исполнителя, должно быть отражено фактическое исполнение договорных обязательств исполнителя. В ином случае осуществляемые на основании этого акта затраты организации не отвечают условиям документальной подтвержденности.

Согласно Письму Минфина России от 07.06.2006 N 03-03-04/1/505, Письму УФНС России по г. Москве от 14.07.2006 N 20-12/62876 документальным подтверждением произведенных расходов могут являться акты выполненных работ, соответствующие требованиям Федерального закона N 129-ФЗ.

По мнению арбитражных судов, расходы налогоплательщика на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями, понесенные им, могут уменьшать полученные организацией доходы при условии, что данные расходы экономически обоснованны и документально подтверждены.

Вместе с тем в арбитражной практике отсутствует единый подход по вопросу о том, должны ли акты приемки, подтверждающие фактическое получение от управляющей организации указанных в договоре услуг, содержать указание на то, какие услуги по управлению организацией были оказаны и в каком объеме, какую конкретно работу выполнила управляющая организация для заказчика, для признания данных расходов в целях налогообложения прибыли.

Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.07.2006 N А74-3953/05-Ф02-3313/06-С1 суд пришел к выводу, что расходы налогоплательщика на оплату услуг управляющей организации не подтверждены документально, поскольку в актах сдачи-приемки выполненных работ указано лишь на надлежащее исполнение услуг, определенных договором о передаче полномочий исполнительного органа, месяц исполнения услуг и сумма, подлежащая уплате исполнителю услуг; из содержания данных актов нельзя определить, какие услуги по управлению организацией были оказаны и в каком объеме, какую конкретно работу выполнила управляющая организация для заказчика.

По мнению суда, акты сдачи-приемки выполненных работ, не раскрывающие содержание хозяйственной операции, не соответствуют требованиям ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ и не могут рассматриваться в качестве первичных учетных документов. Соответственно, суд пришел к выводу, что расходы налогоплательщика, составляющие стоимость оказанных управляющей организацией услуг по осуществлению им полномочий исполнительных органов в соответствии с условиями договора, не подтверждены документально. Аналогичный вывод содержится также в Постановлении ФАС Центрального округа от 11.07.2006 N А35-10272/04-С23.

В то же время в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2006 N Ф04-4281/2006(24270-А27-26) арбитражным судом сделан вывод о документальной подтвержденности расходов налогоплательщика на управление, несмотря на то что из актов приема выполненных работ нельзя определить, какую конкретно работу проделала управляющая организация, поскольку вместе с актами налогоплательщиком представлены иные документы, содержащие необходимые сведения (отчеты управляющей организации об оказанных услугах, ежемесячные отчеты по конкретному перечню оказанных управляющей организацией услуг).

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2006 N А13-5759/2005-05 арбитражный суд отметил, что НК РФ не установлен перечень первичных документов, подлежащих оформлению при совершении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, и не предусмотрены какие-либо специальные требования к их оформлению (заполнению). При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли необходимо исходить из того, подтверждаются ли документами, имеющимися у налогоплательщика, произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения затрат в расходы для целей налогообложения является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом должны учитываться представленные налогоплательщиком доказательства, подтверждающие факт и размер этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3) арбитражный суд отметил, что действующее законодательство не содержит требований о необходимости детального указания в актах приемки оказанных услуг объема трудозатрат работников управляющей организации по выполнению договорных обязательств.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.03.2006 N А12-17475/05-С10 арбитражным судом сделан вывод, что, поскольку реально затраты по оплате управленческих услуг имеют место, подтверждаются, недостатки в оформлении бухгалтерских документов, такие, как невключение в акты детализированного описания оказанных услуг, не могут служить основанием для признания неправомерным отнесения рассматриваемых затрат на расходы.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России и налоговых органов акты приемки, подтверждающие фактическое получение от управляющей организации указанных в договоре услуг, должны соответствовать требованиям к содержанию первичных учетных документов, предусмотренным Федеральным законом N 129-ФЗ, в том числе должны содержать такой обязательный реквизит, как содержание хозяйственной операции.

Вместе с тем при отсутствии в актах приемки указания на то, какие именно услуги по управлению организацией были оказаны и в каком объеме, какую конкретно работу выполнила управляющая организация для заказчика, налогоплательщик может в судебном порядке доказать правомерность отнесения указанных затрат при исчислении налога на прибыль.

Ю.М.Лермонтов

Минфин России

13.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Об отсутствии оснований для учета в целях налогообложения ЕСХН доходов, полученных организацией от реализации доли в уставном капитале ООО, при условии, что цена реализации доли соответствует первоначальному взносу. (Письмо Минфина РФ от 13.09.2007 N 03-11-04/1/22) >
Вопрос: Вправе ли налогоплательщик в целях исчисления налога на прибыль списать и отнести на внереализационные расходы суммы безнадежных долгов не в том налоговом периоде, когда истек срок исковой давности или организации-дебиторы были ликвидированы, а в более поздних периодах? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2007)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.