Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Создание системы федеральных стандартов ("Финансовая газета", 2007, N 47) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 47



"Финансовая газета", 2007, N 47

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

С 2008 г. российский рынок оценочных услуг полностью перейдет на саморегулирование - государственный контроль за оценочными компаниями в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 13.07.2007) теряет свои былые позиции. В июле текущего года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации были разработаны и зарегистрированы федеральные стандарты оценки, которые послужат методологической базой для оценщиков в новых условиях работы. Свои комментарии о новациях законодательства в области оценочной деятельности и развитии ее саморегулирования нашему изданию дал к. э. н., и. о. директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Дмитрий Скрипичников.

В 2007 г. приняты разработанные Минэкономразвития России нормативные правовые акты, направленные на реализацию новой редакции Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон). На текущий момент зарегистрированы 4 саморегулируемые организации оценщиков, объединяющие около 3 тыс. оценщиков. Устанавливаются более совершенные механизмы контроля за деятельностью оценщиков и обеспечения их ответственности, формируется единая система стандартизации оценочной деятельности в соответствии с международными требованиями. Таким образом, можно сказать, что в сжатые сроки был осуществлен переход от системы лицензирования оценочной деятельности к саморегулированию, основанному на передовом международном опыте.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос формирования единой методологии оценочной деятельности, в частности создания системы федеральных стандартов оценки. Функции по разработке федеральных стандартов оценки закреплены Законом за Национальным советом, до его создания их осуществляет Минэкономразвития России.

Первые три федеральные стандарта оценки были подготовлены в целях реализации положений Закона - они устанавливают общие понятия оценки, требования к ее проведению, виды стоимости и основные требования к отчетам оценщиков, т.е. представляют собой некий основной обязательный базис для любого оценщика.

В Федеральном стандарте оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденном Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 N 256, описываются и раскрываются основные понятия, применяемые в области оценки, в том числе закрепляются понятия объектов оценки, цены, стоимости и затрат, подходов к оценке, процесса оценки, определяются основные этапы оценки.

Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденным Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 N 255, устанавливаются общие критерии определения рыночной стоимости и понятие цели оценки. В стандарте перечислены основные случаи использования результатов оценки, даны определения видов стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая) и общепринятые случаи применения каждого из них.

Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденный Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 N 254, содержит требования к содержанию и оформлению отчета об оценке. В Стандарте устанавливаются обязательные разделы отчета об оценке, а также требования к описанию в нем:

объекта оценки;

информации, используемой при проведении оценки;

методологии оценки;

расчетов.

Однако стоит отметить, что это лишь начало пути - до конца текущего года Минэкономразвития России планирует разработать еще несколько стандартов по оценке отдельных видов объектов и оценке для специальных целей. В частности, в рамках Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при МЭРТ России (далее - Совет) сейчас ведется активная работа по подготовке стандартов оценки бизнеса, объектов недвижимости, интеллектуальной собственности и нематериальных активов, машин, оборудования и транспортных средств. Разрабатывается стандарт "Требования к образованию и квалификации оценщика", а в дальнейшем планируется выпустить стандарты оценки для целей кадастровой оценки и финансовой отчетности.

В сентябре состоялось первое заседание Совета в составе, сформированном по новому принципу: 1/3 членов Совета представляют саморегулируемые организации оценщиков, вторую треть - научная общественность и последнюю часть - потребители оценочных услуг. Среди членов Совета есть представители Торгово-промышленной палаты, РСПП, Счетной палаты Российской Федерации, Ассоциации российских банков и Ассоциации по защите прав инвесторов, крупных государственных и частных компаний, например ОАО "Газпром", ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Лукойл".

Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2007 N 765 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности" с 1 января 2008 г. утратят силу Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519).

Помимо работы над стандартами Минэкономразвития России совместно с заинтересованными членами Совета и экспертами ведется активная работа по совершенствованию Кодекса этики оценщиков, рассматриваются иные актуальные вопросы, в частности вопросы, касающиеся определения таможенной стоимости, привлечения оценщиков в качестве экспертов в рамках судебных разбирательств, механизмов обеспечения профессиональной ответственности и дополнительной защиты публичных интересов при проведении обязательной оценки, например в случаях "вытеснения" акционеров и принятия решений советами директоров обществ. Совместно с представителями саморегулируемых организаций оценщиков, Росимущества и Российского фонда федерального имущества осуществляется деятельность по совершенствованию механизмов оценки для целей приватизации и реализации арестованного имущества.

Кроме того, нельзя не упомянуть об изменениях в смежном законодательстве, благодаря которым повысилась роль независимой оценки и института экспертизы.

Во-первых, новой редакцией ст. 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 24.07.2007) предусмотрено проведение экспертизы отчетов об оценке в саморегулируемых организациях оценщиков. Согласно предыдущей редакции упомянутой статьи экспертизу проводил исключительно государственный финансовый контрольный орган (до 01.07.2007 - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом). Таким образом, в случаях, указанных в п. 1 ст. 77 Федерального закона N 208-ФЗ, окончательное решение о соответствии отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности будет приниматься профессиональным объединением специалистов-оценщиков, а не государственным органом.

Во-вторых, Федеральным законом от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2007) при выкупе ценных бумаг обязательно проведение экспертизы отчетов об оценке. В целях реализации данной нормы в МЭРТ России был разработан и утвержден порядок проведения такой экспертизы.

Новой редакцией Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", вступающей в силу с 1 февраля 2008 г., установлено, что для оценки имущества должника, на которого обращено взыскание, привлекаются оценщики. Данное положение позволит в значительной степени развить практику привлечения оценщиков для целей оценки изъятого имущества и повысить качество работ по определению его стоимости.

Наконец, в целях уточнения норм законодательства, регулирующих процесс проведения государственной кадастровой оценки земель, Правительством Российской Федерации были внесены изменения в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым кадастровая оценка должна осуществляться оценщиками и юридическими лицами, имеющими право на заключение договора об оценке. В настоящее время ведется работа по созданию нормативной правовой базы кадастровой оценки объектов недвижимости. Принципиальная позиция Минэкономразвития России по этому вопросу состоит в том, что указанная деятельность является частью общей системы оценки имущества, регулируемой Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". На уровне федерального законодательства предполагается установить общие принципы проведения кадастровой оценки и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке, определить порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах ее определения. Отметим, что такая практика существует в большинстве развитых зарубежных стран. Соответствующий законопроект сейчас подготовлен депутатами Государственной Думы и находится на стадии согласований в преддверии первого чтения.

В настоящее время основная задача в сфере оценки состоит в том, чтобы к 1 января 2008 г., когда рынок оценочных услуг перейдет на саморегулирование, создать полноценные условия для его функционирования.

Д.Скрипичников

К. э. н.,

и. о. директора департамента

корпоративного управления

Минэкономразвития России

Подписано в печать

21.11.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налог на имущество организаций: итоги за 2007 г. ("Финансовая газета", 2007, N 47) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 47 >
Статья: Возложение обязательств на третье лицо ("Финансовая газета", 2007, N 47) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 47



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.