|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Роль топ-менеджмента в современном бизнесе ("Финансовая газета", 2007, N 46) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 46
"Финансовая газета", 2007, N 46
РОЛЬ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ
Сегодня этап быстрого развития рынка практически пройден, и наступает новая стадия экономических отношений, когда успех предприятия в значительной степени зависит от искусства управления им. В таких условиях на первое место выходят профессиональные и личные качества топ-менеджера.
К топ-менеджерам, как правило, относятся первое лицо компании (президент, генеральный директор, председатель правления), которое может быть как собственником (владельцем или совладельцем бизнеса), так и наемным управленцем, а также его ключевые заместители (финансовый директор, директор по маркетингу, коммерческий директор (директор по продажам), директор по производству, директор по развитию). В некоторых случаях в число топ-менеджеров входят директор по персоналу, директор по информации и директор по безопасности. В настоящее время к менеджерам высокого уровня также могут относиться и другие специалисты. Так, развитие технологий привело к тому, что к этой категории стали причислять и директора по информационным технологиям - CIO (Chief Information Officer). По мнению профессора одной из самых известных в мире бизнес-школ Kellog Энтони Паони, в современных западных корпорациях CIO - первый кандидат среди всех топ-менеджеров на должность генерального директора. Что касается российских компаний, то здесь роль CIO пока не оценена в полной мере. Если следовать логике развития западного рынка, то в ближайшее время в нашей стране наиболее перспективными станут также позиции менеджеров, обладающих компетенциями не только в сфере информационных технологий, но и в областях IR (Investor relations)- и GR (Government relations)-менеджмента. Цель работы IR-специалистов - установление и поддержание долгосрочных связей с акционерами и инвесторами. Основным компонентом их деятельности является обеспечение акционеров и инвесторов информацией, касающейся функционирования компании: финансовые показатели, сведения о состоянии корпоративного управления. Government relations - это связи с государственными структурами. Успех любой компании зависит от того, насколько удачно она сможет наладить конструктивные взаимоотношения с государственными структурами. Представители государственных органов сегодня испытывают ощутимый дефицит квалифицированных и опытных партнеров в деловой и общественной среде, поэтому возникает потребность в "коммуникаторах", которые грамотно выстроят взаимосвязь бизнеса и государственных структур, каковыми и являются GR-менеджеры.
"Опыту не учат"
Независимо от того, к какой категории относится топ-менеджер, первостепенным остается требование о наличии у него соответствующего опыта: от 3 до 5 лет на руководящих должностях. "Опыт в вузах не преподают, это то, что человек носит в себе. Потому что опыт - это контакты, манера общения, в целом знание истории развития какого-то рынка, т.е. масса нюансов. И он тоже является частью личности топ-менеджера", - говорит генеральный директор ОАО "Удмуртнефтепродукт" Андрей Шутов. В какой именно области приобретены навыки, зачастую не так уж и важно. "Талантливый топ-менеджер может работать в любой сфере. И это мнение преобладает среди современных работодателей. Если нужен именно управленец, то сфера его предыдущей деятельности не имеет значения (ему достаточно несколько месяцев, чтобы разобраться в специфике бизнеса). Хотя если есть хороший специалист, да еще и со "своего" рынка, то это вообще великолепно", - подчеркивает Юлия Винча, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ". Обязательным является требование о наличии высшего образования, как правило, и не одного. "Причем первое может быть не связано с направлением деятельности специалиста. Но крайне желательно второе или дополнительное образование по данному направлению, также приветствуются МВА, различные курсы и т.п. Таким образом видно, повышает ли уровень своих знаний специалист либо стоит на месте", - продолжает эксперт "ЮНИТИ". В рамках исследования, проведенного в прошлом году компанией Begin Group, топ-менеджеры при выборе типа дополнительного образования отдают предпочтение тренингам (48%), семинарам (39%) и краткосрочным курсам (39%). Примечательно, что подавляющее большинство опрошенных (86%) собираются повышать квалификацию в России. При этом наибольшая часть респондентов интересуется образованием в области управления человеческими ресурсами, а также стратегического менеджмента (как для себя, так и для подчиненных). Основной же фактор мотивации при получении дополнительных знаний - развитие карьеры (72%). Вернемся к вопросу о развитии современных технологий. Они стали стимулом для появления новых учебных программ. Например, на 2007 - 2008 учебный год Государственный университет управления объявил набор учащихся на новую программу профессиональной переподготовки "Менеджмент в сфере интернет-технологий". Ее цель - подготовка профессиональных кадров в соответствии с новыми требованиями к управленцам в области разработки и реализации интернет-стратегий. Помимо базовых дисциплин, необходимых для менеджера (таких, как менеджмент организации, управление персоналом, финансовый менеджмент, маркетинг, правовые основы бизнеса), в программу включены специфические курсы: управление интернет-проектом, его продвижение и статистика, электронная коммерция и др.
Выбор профессионала
Необходимый опыт накапливается не один год, поэтому работодатели редко готовы взять слишком молодого специалиста. "Возрастной ценз" для топ-менеджера находится на уровне 30 - 40 лет. Другими требованиями к личности претендента, по мнению Юлии Винчи, являются наличие "внутреннего стержня", умение брать на себя ответственность и делегировать полномочия, навыки по контролю, планированию и видению ситуации на несколько шагов вперед. Имеет значение и пол кандидата. Например, в технической отрасли предпочтение отдается мужчинам. В финансовой сфере гендерный фактор не играет особой роли, а на должности генеральных и исполнительных директоров кандидатуры женщин пока рассматривают крайне редко. Не только пол, но и национальность часто становятся ключевым фактором выбора профессионала. Термин "топ-менеджер" имеет иностранное происхождение, и именно за границей, с точки зрения многих работодателей, следует искать наиболее сильных управленцев, поскольку вместе с ними приобретаются уже опробованные на практике современные методы и схемы работы. На российском рынке труда до сих пор ощущается недостаток профессионалов в сфере управления, особенно в тех отраслях, которые не были ранее развиты в нашей стране (например, в розничной торговле), поэтому привлечение западных специалистов в этот сектор - закономерное явление. Менеджеры из иностранных компаний, обладающие знаниями в области технологий операционной деятельности, маркетинговой стратегии, видением тенденций развития рынка, IT-технологий, передают свой опыт российским компаниям. Один из факторов найма западного топ-менеджера - подготовка к IPO. Если компанией руководит иностранный специалист, то это лишний раз подтверждает, что инвесторы выбрали верное направление. Однако вариант с привлечением на работу западного топ-менеджера имеет и недостатки. Специфика отечественного рынка настолько своеобразна, что подчас абсолютно недоступна пониманию зарубежных специалистов, работавших ранее в условиях прозрачности, логичности и подчиненности тем или иным бизнес-схемам. Иностранцы, привыкшие к системности, часто не справляются с российскими "нагрузками". Следовательно, принимая решение об их привлечении на работу, необходимо все тщательно взвесить, чтобы не ошибиться.
Требования топ-менеджеров
В настоящее время на рынке прослеживается тенденция, когда уровень заработной платы, соответствующий всем требованиям руководителей высшего ранга в России, приближается к размеру оплаты труда их коллег из Европы и США. Например, как сообщается в открытых источниках, в декабре 2005 г. Газпромбанк выплатил девяти членам совета директоров бонусы на 19,6 млн долл., при этом глава концерна Алексей Миллер получил 3 млн долл., а его заместители и члены правления - 1 - 2 млн долл. По данным Bloomberg, доходы иностранных банкиров в России достигают сегодня 7 млн долл. в год. В целом, по данным "ЮНИТИ", самые высокие заработные платы сегодня предлагают российские сырьевые, экспортно-ориентированные компании и инвестиционно-банковский сектор. Хотя следует отметить, что размеры компенсации топ-менеджера зависят не столько от отрасли, сколько от соотношения таких характеристик компании, как оборот, размер, масштаб деятельности, брендовость, уровень корпоративного управления и потребности в квалифицированном управленце. Руководитель может рассчитывать не только на солидный заработок, но и на обширный компенсационный пакет (мобильный телефон, участие в семинарах, служебный автомобиль, беспроцентный кредит на квартиру, страховка и отдых за границей для членов всей его семьи и пр.). В то же время, по словам Юлии Винчи, "сейчас можно говорить о том, что специалисты выдвигают более жесткие требования к потенциальным работодателям. Помимо достойной денежной компенсации труда для них имеют значение и нематериальные составляющие: четкая стратегия бизнеса, конкретные цели, реалистичные ожидания, хороший уровень задач и достаточные полномочия для их решения". Управляющий директор рекламного агентства D'Arcy Елена Бакум-Рамола констатирует: "По моим наблюдениям, финансовые результаты уже не являются движущей силой для топ-менеджера. Более весомый аргумент при смене работы - динамика развития компании, заинтересованной в тебе как в топ-менеджере, твоя роль в этой организации. Существенно и то, насколько образование топ-менеджера, его опыт работы в той или иной сфере можно будет синтезировать в новой компании, насколько он сможет реализовать в ней свой потенциал. Это те ключевые моменты, которыми можно заинтересовать управленца". Кандидат с хорошим послужным списком помимо предлагаемой заработной платы оценивает известность компании-работодателя на рынке, ее имидж, планы и перспективы развития бизнеса. Он поинтересуется возможностями собственного развития, политикой компании по обучению (предусмотрено ли участие в международных проектах, учебных программах и стажировках, профессиональное обучение и др.). Из материальных методов стимулирования наибольшие перспективы имеет заключение опционного соглашения. Речь идет о случаях, когда компания обязуется через несколько лет продать топ-менеджеру часть акций по заранее оговоренной цене. Итак, конгломерат российского топ-менеджмента, а также требования к нему находятся в процессе формирования, и нельзя исключить, что в самое ближайшее время возможны изменения, диктуемые быстроразвивающимся отечественным рынком.
Е.Николаева КЦ "ЮНИТИ" Подписано в печать 14.11.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |