|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налог на имущество организаций: итоги за 2007 г. ("Финансовая газета", 2007, N 46) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 46
"Финансовая газета", 2007, N 46
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ: ИТОГИ ЗА 2007 Г.
Налог на имущество организаций в соответствии с положениями гл. 30 "Налог на имущество организаций" части второй НК РФ взимается на территории Российской Федерации с 1 января 2004 г., где установлены все основные элементы налогообложения (объект, налоговая база, ставки налога), обязательные к применению на всей территории России. За период 2004 - 2007 гг. общий порядок расчета налога не изменился. Вместе с тем в гл. 30 НК РФ были внесены изменения, касающиеся отдельных организаций. О практике применения налога на имущество в 2007 г. рассказывает заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Н.А. Гаврилова.
Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ введена новая ст. 385.1 НК РФ, которая регулирует особенности исчисления и уплаты налога резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области; в п. 18 ст. 381 НК РФ установлена налоговая льгота по налогу, которая предоставляется с 2006 г. организациям в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ); утратили силу льготы достаточно широкого использования (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ) в отношении объектов социально-культурной сферы и объектов ЖКХ, имущества мобилизационного резерва, научных организаций. Данный налог относится к региональным и взимается на территориях регионов на основании законов субъектов Российской Федерации о налоге. Напомним, что законами субъектов Российской Федерации устанавливаются:
ставки налога (не более 2,2%), которые могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества; сроки уплаты налога и авансовых платежей; дополнительные льготы по налогу. Приведенные нормы регионального закона применяются только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уплата налога на имущество организаций за 2007 г.
Действующий механизм расчета налога на имущество предусматривает: возможность объединения объектов налогообложения в пределах субъекта Российской Федерации (муниципального образования, если налог зачисляется в местный бюджет по нормативам, определенным бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации) по местонахождению организации, местонахождению обособленного подразделения с отдельным балансом и местонахождению объекта недвижимого имущества (п. 1.2 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224); определение остаточной стоимости имущества, признанного объектом налогообложения; расчет среднегодовой стоимости имущества для исчисления налоговой базы; исполнение порядка внесения суммы налога в бюджет: расчет авансовых платежей по отчетным периодам в пределах налогового периода; расчет налога на имущество по итогам налогового периода.
Особенности определения объекта налогообложения
В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, признаваемое в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета основными средствами (включая основные средства, сданные в аренду, безвозмездное пользование, совместную деятельность, доверительное управление). Критерии признания материальных ценностей основными средствами определены п. 4 ПБУ 6/01. Следует обратить внимание на то, что налогом облагается только имущество, находящееся на балансе налогоплательщика на праве собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения, что согласуется с гражданским законодательством и ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006) "О бухгалтерском учете". Так, особенности учета на балансе и налогообложения имущества товариществ собственников жилья (ТСЖ), ЖСК и т.п. разъяснены в Письме Минфина России от 01.02.2006 N 03-06-01-04/08, согласно которому имущество (жилые и нежилые помещения, общее имущество), являющееся собственностью граждан и других юридических лиц, не учитывается на балансе ТСЖ, следовательно, товарищество собственников жилья не является налогоплательщиком в части этого имущества. Если у организации имеется жилой фонд, приватизированные квартиры и квартиры, находящиеся в собственности граждан, а также общее имущество, приходящееся на эти квартиры в доле к общей стоимости жилого фонда, они не подлежат налогообложению, поскольку должны учитываться у организации обособленно за балансом и облагаться только налогом на имущество физических лиц (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-01-04/202). Имущество, являющееся предметом паенакопления в специализированных потребительских кооперативах граждан для удовлетворения потребностей членов кооператива (пайщиков, участников) до выплаты паевых взносов членами кооператива за квартиры, находящиеся в пользовании, не является объектом обложения налогом на имущество организаций, поскольку не учитывается в составе основных средств кооператива. Стоимость имущества рекомендуется учитывать за балансом (Письмо Минфина России от 04.02.2005 N 07-05-06/38, а также рекомендации Института профессиональных бухгалтеров России). Не признаются объектом обложения налогом на имущество основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации, в частности основные средства, полученные в безвозмездное пользование (аренду) и учитываемые организацией-ссудополучателем на забалансовом счете 001 согласно существующим правилам ведения бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101). Не должно также облагаться налогом как не учитываемое на балансе имущество, не вошедшее в состав приватизированного имущества в процессе приватизации, не подлежащее приватизации и переданное органами исполнительной власти (местного самоуправления) на содержание (пользование) налогоплательщику. При формировании учетной политики в части отражения в бухгалтерском учете имущества, не включенного в состав приватизированного имущественного комплекса, следует исходить из принципа допущения имущественной обособленности, предусмотренного ст. 8 Закона N 129-ФЗ, а также Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (в ред. от 30.12.1999), из которых следует, что объекты основных средств, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса (в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения) и переданные организации - приватизируемому юридическому лицу на содержание (ответственное хранение, безвозмездное временное пользование), учитываются обособленно за балансом, поскольку не являются собственностью данной организации (Письмо Минфина России от 09.10.2007 N 03-05-06-01/113). Не признаются объектами налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); некоторые объекты имущества специального назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и используемого ими для нужд обороны, безопасности, охраны правопорядка (пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ). Внимание! Находящиеся в ведении данных федеральных органов власти организации (санаторно-курортные учреждения, образовательные и иные организации и казенные предприятия) не вправе воспользоваться этой нормой, поскольку они не относятся к федеральным органам исполнительной власти. В связи с многочисленными обращениями налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу правомерности применения льготы по транспортному налогу и налогу на имущество организаций подведомственными Минобороны России учреждениями и унитарными (казенными) предприятиями (в том числе воинскими частями), являющимися самостоятельными юридическими лицами, ФНС России Письмом от 22.03.2006 N ММ-6-21/304@ направила территориальным налоговым органам Письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, в котором повторно рассмотрен указанный вопрос и подтверждена позиция Минфина России, изложенная ранее в Письме от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625, направленном управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации Письмом ФНС России от 29.09.2004 N 21-3-05/425. Что касается правоприменительной практики по данному вопросу, то она различная. В частности, из Постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.08.2005 N А42-13441/04-20, от 14.10.2005 N А13-1616/2005-05, от 28.10.2005 N А42-871/2005-20 следует, что подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти. В то же время Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.11.2006 N 7290/06 по делу N А73-7840/2005-16 принято положительное решение в отношении ФГУП "488 военно-картографическая фабрика" Минобороны России. Однако в Письме Минфина России от 04.04.2007 N 03-05-05-01/06, адресованном Минобороны России, было разъяснено, что Постановление Президиума ВАС РФ N 7290/06 касается правомерности применения конкретным налогоплательщиком установленной НК РФ нормы. В соответствии со ст. 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда приводится в исполнение после его вступления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном указанным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. При этом других условий для исполнения решений арбитражного суда не определено. Отмечено также, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит норм, которые позволяли бы использовать решение суда, вынесенное по конкретному делу, для урегулирования отношений, даже аналогичных по содержанию, в отношении других лиц. В связи с этим правовых оснований для распространения Постановления Президиума ВАС РФ N 7290/06 на других налогоплательщиков, а также на другие налоги, в частности на транспортный налог, не имеется.
Н.А.Гаврилова Заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Подписано в печать 14.11.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |