|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Защита пенсионных прав застрахованных лиц (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 45) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 45
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 45
ЗАЩИТА ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ
10 июля 2007 г. КС РФ принял Постановление по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 407 (далее - Правила). Значение данного документа в рамках судебной защиты пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования от организаций-работодателей, выступающих в качестве страхователей, которые в силу различных обстоятельств (банкротство, ликвидация и др.) не уплатили недоимку по страховым взносам в бюджет ПФР, в то время как страховые взносы на заработную плату указанной категории работников были начислены, трудно переоценить. Суть проблемы заключается в том, что до вынесения названного решения органы, осуществляющие пенсионное обеспечение при назначении трудовой пенсии, не включали в страховой стаж периоды работы, в течение которых работодатель не уплатил страховые взносы в бюджет ПФР в полном объеме на обязательное пенсионное страхование работников, и производили расчет размера их пенсий исходя из сумм фактически уплаченных и поступивших в бюджет ПФР, а не начисленных страховых взносов, руководствуясь абз. 3 п. 7 Правил.
Об обязанности страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы
Лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, трудовая пенсия согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 173-ФЗ назначается при соблюдении ими определенных условий. К их числу относится наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В частности, для приобретения права на трудовую пенсию по старости, назначаемую на общих основаниях, помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста необходим страховой стаж не менее 5 лет. С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 15 до 25 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом периоды работы и (или) иной деятельности на территории Российской Федерации застрахованными лицами включаются в страховой стаж, если за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Законом N 167-ФЗ как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3). Уплата страховых взносов в ПФР в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (пп. 1 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14). ПФР (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (п. 2 ст. 13 Закона N 167-ФЗ). При этом согласно п. 2 ст. 7 Закона N 167-ФЗ право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Законом. Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в ПФР. Такие платежи, как отмечалось ранее в Постановлении КС РФ от 24.02.1998 N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Федеральный законодатель, регулируя отношения по обязательному пенсионному страхованию, исходил из того, что оно должно осуществляться в соответствии с общими для всех видов обязательного социального страхования принципами, закрепленными в ст. 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". К таковым относятся устойчивость финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования; автономность финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования и доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; обязательность уплаты страхователями страховых взносов. Своевременная и полная уплата страхователями страховых взносов в ПФР - необходимое условие реализации в обязательном пенсионном страховании названных принципов. Правило п. 1 ст. 10 Закона N 173-ФЗ о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР, с соблюдением которого связывается реализация права на получение трудовой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР, также призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете - выплату трудовых пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном Законом и адекватном результатам их труда.
Страховые взносы - обязательная составная часть расходов работодателя по найму рабочей силы
Как следует из Постановлений КС РФ от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П и от 22.03.2007 N 4-П, устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей. Этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией. В пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии. Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с п. 7 Правил поступившие в ПФР суммы страховых взносов включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в этих органах данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в ПФР за календарный год (абз. 1); поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов (абз. 3). Такой порядок распределения сумм страховых взносов по индивидуальным лицевым счетам в силу индивидуально возмездного характера этих платежей и обязательности их уплаты страхователем позволяет осуществлять их надлежащий учет в составе расчетного пенсионного капитала каждого застрахованного лица и тем самым реализацию застрахованными лицами права на получение страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах. Таким образом, п. 1 ст. 10 Закона N 173-ФЗ и абз. 3 п. 7 Правил не противоречат Конституции Российской Федерации в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств ПФР перед застрахованными лицами. Механизм обязательного пенсионного страхования, в рамках которого уплате страховых взносов придано значение необходимого условия для включения соответствующих периодов трудовой деятельности застрахованного лица в его страховой стаж, а размер трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) непосредственно зависит от суммы уплаченных в ПФР в его пользу страховых взносов, предполагает и наличие соответствующих государственных гарантий реализации застрахованными лицами, работающими по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме. При решении вопроса о назначении застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, трудовой пенсии и ее размере органы ПФР исходят из того, что непоступление страховых взносов за те или иные периоды трудовой деятельности застрахованных лиц не позволяет включать такие периоды работы в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. При том что исчисление страховой части пенсии (ее перерасчет) осуществляется из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии (осуществляется ее перерасчет), а суммы страховых взносов на ее финансирование включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили в ПФР, неисполнение страхователем обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов влечет для застрахованного лица (работника), которое выполняло оплачиваемую работу по трудовому договору и в силу закона подлежало в этот период обязательному пенсионному страхованию, и такие неблагоприятные последствия, как занижение размера устанавливаемой страховой части трудовой пенсии, в том числе при ее перерасчете в случае продолжения трудовой деятельности после назначения трудовой пенсии.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 46)
Н.Петухова Юрист Подписано в печать 07.11.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |