|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Туристско-рекреационная деятельность ("Аудит и налогообложение", 2007, N 11) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 11
"Аудит и налогообложение", 2007, N 11
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С предыдущего номера журнала мы начали публикацию материалов об особых экономических зонах и отметили, что в этом году было создано семь туристско-рекреационных особых экономических зон. В этой статье автор подробно рассказывает, как заключить соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Напомним, что в этом году созданы следующие туристско-рекреационные особые экономические зоны: - Зеленоградский район Калининградской области (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 73); - Иркутское районное муниципальное образование Иркутской области (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 72); - Ставропольский край (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 71); - Краснодарский край (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 70);
- Алтайский район Алтайского края (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 69); - муниципальное образование "Прибайкальский район" Республики Бурятия (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 68); - муниципальные образования "Майминский район" и "Чемальский район" Республики Алтай (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 67).
Порядок заключения соглашения
Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) "...по соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятельности резидент особой экономической зоны обязуется осуществлять в особой экономической зоне туристско-рекреационную деятельность, предусмотренную соглашением, в течение срока его действия, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, в срок, указанный в соглашении, на срок его действия, если меньший срок не заявлен резидентом". В соглашении об осуществлении туристско-рекреационной деятельности может быть предусмотрена обязанность органов управления особыми экономическими зонами заключать с резидентом особой экономической зоны договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, расположенного на земельных участках в границах особой экономической зоны, на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом. Примерная форма договора аренды земельного участка установлена Приказом Минэкономразвития России от 12.04.2006 N 95. Методика расчета арендной платы утверждена Приказом Минэкономразвития России от 14.07.2006 N 190. Арендная плата и иные платежи за переданный в аренду земельный участок поступают в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ согласно законодательству РФ. Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности должно предусматривать срок представления резидентом особой экономической зоны в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения экспертизы такой документации. Законодательством запрещена передача прав и обязанностей по соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности другому лицу. Заявки лиц, намеревающихся приобрести статус резидента особой экономической зоны, подаются в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. В соответствии со ст. 31.3 Закона N 116-ФЗ органы управления особыми экономическими зонами подготавливают и заключают с заявителем соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о поддержке бизнес-плана и о заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на условиях, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами.
Документы, необходимые для заключения соглашения
Для приобретения статуса резидента соискателю необходимо подать заявку и пакет документов. Заявка на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности должна содержать: 1) сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны; 2) сведения о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя; 3) сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя. К заявке должны быть приложены: - копия свидетельства о государственной регистрации; - копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; - копии учредительных документов (для юридических лиц); - бизнес-план, форма которого должна быть установлена Минэкономразвития России; - положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют критериям, установленным Минэкономразвития России; - иные документы, предусмотренные законодательством РФ для осуществления туристско-рекреационной деятельности. Не позднее чем через 10 рабочих дней после приема документов органы управления особыми экономическими зонами принимают и направляют заявителю решение о поддержке бизнес-плана и о заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности или об отказе в заключении соглашения с указанием мотивированных оснований отказа. Частью 5 ст. 31.2 Закона N 116-ФЗ установлен перечень оснований для отказа в заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Отказ допускается в случае: - непредставления заявителем требуемого пакета документов; - отсутствия в особой экономической зоне свободного земельного участка, отвечающего условиям, указанным в заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; - отсутствия в особой экономической зоне государственного или муниципального имущества, отвечающего условиям, указанным в заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и не переданного во владение и (или) в пользование третьим лицам; - несоответствия предполагаемой деятельности заявителя видам деятельности, осуществление которых разрешено в особой экономической зоне; - несоответствия бизнес-плана условиям, указанным в заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Отказ в заключении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
Форма и срок действия соглашения
Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Типовая форма соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, как уже говорилось выше, утверждается приказом Минэкономразвития России. Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны. В случае досрочного прекращения существования особой экономической зоны одновременно заканчивается и срок действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Напомним, что особые экономические зоны создаются на срок 20 лет без возможности продления.
Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий
Согласно ст. 31.6 Закона N 116-ФЗ резидент особой экономической зоны в срок, предусмотренный соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, направляет в органы управления особыми экономическими зонами результаты инженерных изысканий и необходимую для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, проектную документацию для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Порядок проведения государственной экспертизы определяется законодательством РФ о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. В настоящее время градостроительная экспертиза проводится в соответствии с Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации". Правовую основу экспертизы проектной документации также составляют: - Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"; - Градостроительный кодекс РФ; - Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов проектных изысканий"; - Постановление Госстроя России от 29.10.1993 N 18-41 "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации". Органы управления особыми экономическими зонами обеспечивают проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий за счет резидента особой экономической зоны в соответствии с законодательством РФ. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 45 дней с момента представления необходимого пакета документов. Органы управления особыми экономическими зонами организуют получение резидентом особой экономической зоны разрешения на строительство. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. В ранее действовавшей редакции Закона N 116-ФЗ предусматривалось, что по итогам проведенной экспертизы составляется сводное экспертное заключение. С 1 января 2007 г. данное требование утратило силу. Однако законодатель оставил в качестве основания расторжения соглашения наличие отрицательного сводного экспертного заключения на проектную документацию (ч. 6 ст. 31.9 Закона N 116-ФЗ). Таким образом, представляется, что и в настоящее время результат экспертизы должен оформляться сводным экспертным заключением, подготовка которого возложена на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (п. 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2005 N 530).
Изменение и прекращение соглашения
Согласно ст. 31.7 Закона N 116-ФЗ изменение условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности допускается только по инициативе резидента. Оснований изменения соглашения Закон N 116-ФЗ не предусматривает. В связи с этим резидент вправе в любое время обратиться в органы управления особыми экономическими зонами с предложением о внесении изменений в соглашение. Для изменения соглашения резидент должен представить в органы управления следующие документы: - бизнес-план, форма которого устанавливается Минэкономразвития России; - положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют критериям, установленным Минэкономразвития; - иные документы, предусмотренные законодательством РФ для осуществления туристско-рекреационной деятельности. Таким образом, перечень документов, необходимых для изменения соглашения, не является исчерпывающим. Не позднее чем через 10 рабочих дней с даты приема документов органы управления особыми экономическими зонами принимают и направляют резиденту особой экономической зоны: - решение об изменении условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; - решение об отказе в изменении условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Законодательством не установлен перечень оснований для отказа в изменении условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. В связи с этим представляется, что такими основаниями могут быть основания для отказа в заключении такого соглашения (ч. 5 ст. 31.2 Закона N 116-ФЗ). Статьей 31.8 Закона N 116-ФЗ установлено, что действие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности прекращается в случае: 1) окончания срока, на который соглашение было заключено. Срок соглашения не может превышать срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны. Таким образом, срок действия соглашения не может быть более 20 лет; 2) расторжения соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; 3) прекращения предусмотренного соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности договора аренды земельного участка, за исключением случая, если договор аренды расторгается в связи с выкупом земельного участка. В примерной форме договора аренды земельного участка, расположенного на территории особой экономической зоны и находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 12.04.2006 N 95, указано, что арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора в случае: - использования земельного участка не по целевому назначению; - невнесения арендной платы более чем за два квартала подряд; - в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, согласно ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка может быть также прекращена по инициативе арендодателя в случае: - использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; - неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; - неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; - изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными ст. 55 Земельного кодекса РФ; - реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными ст. 51 Земельного кодекса РФ; - в иных предусмотренных федеральными законами случаях; 4) лишения лица статуса резидента особой экономической зоны. Согласно ч. 6 ст. 11 Закона N 116-ФЗ лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны при неисполнении им предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами. Также лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны при двух и более существенных нарушениях им налогового и (или) таможенного законодательства по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами (ч. 9 ст. 11 Закона N 116-ФЗ); 5) досрочного прекращения существования особой экономической зоны. В соответствии со ст. 6 Закона N 116-ФЗ досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если: - это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства; - в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты; - в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная деятельность. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством РФ. В соответствии со ст. 31.10 Закона N 116-ФЗ в случае прекращения соглашения лицо теряет статус резидента особой экономической зоны. Такие лица вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории особой экономической зоны на общих основаниях, то есть вправе осуществлять деятельность, как предусмотренную соглашением, так и любую другую. Лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, вправе распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, расположенным в границах особой экономической зоны, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ч. 4 ст. 31.10 Закона N 116-ФЗ при досрочном прекращении действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в связи с существенным нарушением его условий резидентом особой экономической зоны лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и договор аренды земельного участка, заключенные на условиях, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, прекращаются. Данное положение обусловлено тем, что основанием для указанных договоров является соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. При отсутствии такого основания договоры аренды не могут быть заключены, а действующие договоры прекращаются.
Расторжение соглашения
Расторжение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности допускается как по соглашению сторон, так и по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения условий соглашения либо существенного изменения обстоятельств. Расторжение соглашения по инициативе одной из сторон происходит в судебном порядке. Существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности является: 1) непредставление в органы управления особыми экономическими зонами в срок, установленный соглашением, проектной документации для проведения ее экспертизы и согласования; 2) неосуществление капитальных вложений в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; 3) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением. Нарушением условий соглашения органами управления особыми экономическими зонами будет являться отказ заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества. В таком случае резидент вправе потребовать расторжения соглашения либо заключения договора аренды (в судебном порядке). На основании ч. 6 ст. 31.9 Закона N 116-ФЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности может быть расторгнуто судом по требованию органов управления особыми экономическими зонами при наличии отрицательного сводного экспертного заключения на проектную документацию, если в разумный срок проектная документация не будет доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в указанном заключении, и представлена для проведения повторной экспертизы. В данном случае расходы, понесенные резидентом особой экономической зоны в связи с исполнением соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, не возмещаются. Это положение говорит о том, что в остальных случаях расторжения соглашения резидент имеет право на компенсацию своих расходов, связанных с исполнением соглашения. В то же время законодательно этот вопрос не урегулирован, что дает основание говорить об очередном пробеле в законодательстве. Соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности могут быть предусмотрены иные действия резидента особой экономической зоны и (или) органов управления особыми экономическими зонами, признаваемые сторонами существенным нарушением условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и влекущие расторжение соглашения.
А.Базарова Консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 31.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |