|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Камеральная проверка как форма налогового контроля (Окончание) ("Все для бухгалтера", 2007, N 20) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 20
"Все для бухгалтера", 2007, N 20
КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
(Окончание. Начало см. "Все для бухгалтера", 2007, N 19)
Оформление результатов камеральной налоговой проверки. В п. 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой по результатам камеральной налоговой проверки должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Таким образом, ст. 100 НК РФ применяется для оформления результатов как выездных, так и камеральных налоговых проверок. Пунктом 1 ст. 100 НК РФ установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
В п. 3 ст. 100 НК РФ закреплен перечень обязательных реквизитов, отражаемых в акте налоговой проверки, а именно: 1) дата акта налоговой проверки; под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку; 2) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица; в случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименование проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения; 3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют; 4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки); 5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки); 6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; 7) период, за который проведена проверка; 8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка; 9) даты начала и окончания налоговой проверки; 10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица; 11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; 12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; 13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах. Редакция ст. 100 НК РФ, действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ, не предъявляла требований к структуре акта налоговой проверки. В п. 4 ст. 100 НК РФ установлено, что форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31.12.2006, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (Приложения 4, 5 к Приказу N САЭ-3-06/892@), а также Требования к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6 к Приказу N САЭ-3-06/892@). Ранее Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 была утверждена Инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Приказом N САЭ-3-06/892@ предусмотрено, что акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения. При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки филиалов и представительств, изложенных в разделах акта. Раздел акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства) оформляется в общеустановленном порядке и подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку филиала (представительства), и руководителем (уполномоченным им лицом или представителем организации) филиала (представительства). Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц и состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице, его филиале, представительстве и должна содержать следующую информацию: 1) номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе); 2) наименование места составления акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки; 3) дату акта проверки; под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку; 4) должности, фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их классные чины (при наличии) с указанием руководителя проверяющей группы (бригады), а также наименование налогового органа, который они представляют; в случае привлечения к проведению налоговой проверки сотрудников органов внутренних дел во вводной части акта указываются их должности, фамилии, имена, отчества, а также наименование правоохранительного органа, который они представляют; 5) дату и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки; в случае внесения в указанное решение изменений (дополнений) решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа приводятся дата и номер такого решения; 6) полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество проверяемого лица; в случае проведения проверки организации по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование проверяемого филиала, представительства; 7) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); 8) код причины постановки на учет (КПП); 9) указание на вопросы проверки: по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов (указание перечня проверяемых налогов и сборов либо указание на проведение выездной налоговой проверки по всем налогам и сборам); 10) период, за который проведена проверка, с указанием конкретных дат; 11) указание на то, что проверка проведена в соответствии с НК РФ, иными актами законодательства о налогах и сборах; 12) место проведения проверки (указать, где проводилась проверка - либо на территории (в помещении) проверяемого лица, либо по месту нахождения налогового органа); 13) даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющим (руководителем проверяющей группы (бригады)) справки о проведенной проверке. В случае если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная (повторная выездная) налоговая проверка была приостановлена, а в дальнейшем возобновлена, то приводятся дата и номер соответствующих решений, а также период, на который данная проверка была приостановлена. При наличии решения о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки отражаются реквизиты решения о продлении и срок продления; 14) фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (ее филиала, представительства или иного обособленного подразделения или представительства) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе ранее названных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении, увольнении с занимаемой должности, исполнении обязанностей; 15) место нахождения организации (ее филиала, представительства или иного обособленного подразделения) или место жительства физического лица, индивидуального предпринимателя, а также место осуществления предпринимательской деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом, представительством или иным обособленным подразделением), индивидуальным предпринимателем деятельности не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя; 16) сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии). В случае осуществления видов деятельности, не подлежащих лицензированию, сведения об отсутствии лицензии не приводятся; 17) сведения о фактически осуществляемых организацией (ее филиалом, представительством или иным обособленным подразделением), физическим лицом, индивидуальным предпринимателем видах финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о видах деятельности, запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии; 18) сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный); приводятся виды проверенных документов и при необходимости перечень конкретных документов; 19) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки: - допросах свидетелей; - осмотрах территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документов и предметов; - истребовании документов при проведении налоговой проверки; - истребовании документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; - выемке документов и предметов; - экспертизе; - иных мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; - иных необходимых сведениях. Итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать: 1) сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов); 2) сведения об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений (об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков); 3) сведения о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии); 4) сведения о неудержании и неперечислении налогов и т.д. В случае ведения налоговым органом карточек "Расчеты с бюджетом" в разрезе бюджетов сумма налога (сбора), подлежащая уплате (перечислению) в бюджет, указывается как в целом по налогу (сбору), так и отдельно по каждому бюджету; 5) предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату (неперечисление) налогов и сборов, приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с установленным законодательством порядком и т.д.); 6) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений. Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Кроме того, итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать: - указание на количество листов приложений; - указание на право представления возражений по результатам выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Аналогичным образом Приказ N САЭ-3-06/892@ устанавливает требования к описательной части акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки. До вручения лицу, в отношении которого проводилась проверка (его представителю), акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе. Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), третий направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки. При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа проверяющими составляется три экземпляра акта (при участии сотрудников органа внутренних дел - четыре экземпляра акта). При этом один экземпляр акта повторной выездной налоговой проверки остается в вышестоящем налоговом органе, один экземпляр передается проверяемому лицу, один экземпляр - в инспекцию по месту постановки на учет проверяемого лица, один экземпляр передается в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке. Приказом N САЭ-3-06/892@ также предусмотрен перечень документов, прилагаемых к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе. Данные документы остаются в налоговом органе для служебного пользования. В п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. В п. 6 ст. 100 НК РФ закреплено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Пример 2. Образец составления возражений на акт камеральной налоговой проверки.
В Инспекцию ФНС России N 1 От ООО "Тюльпан" ИНН 1111111111 Местонахождение: 111111, Москва, ул. Мясницкая, д. 1
Возражения на акт N 001/1 камеральной налоговой проверки ООО "Тюльпан" от 15 февраля 2008 г.
г. Москва 17 февраля 2007 г.
15.01.2008 ООО "Тюльпан" представило в Инспекцию ФНС России N 1 налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 г. По результатам камеральной налоговой проверки данной декларации с учетом дополнительно представленных в налоговый орган пояснений и документов 15.02.2008 составлен акт N 001/1. В порядке ст. 100 НК РФ ООО "Тюльпан" представляет свои возражения на ранее указанный акт камеральной налоговой проверки. Согласно акту в ходе камеральной проверки установлено, что ООО "Колокольчик" неправомерно предъявило к вычету суммы НДС за декабрь 2007 г., в то время как у ООО "Колокольчик" в декабре 2007 г. налоговая база по НДС не формировалась (отсутствовала реализация). По мнению налогового органа, если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не исчисляет, то принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщиками товаров (работ, услуг), оснований не имеется. Кроме этого, в акте указано, что налоговые вычеты могут быть произведены не ранее того налогового периода, в котором возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость. Неправомерное, по мнению налогового органа, принятие к вычету сумм НДС привело к неуплате сумм НДС в соответствующий срок. ООО "Тюльпан" предложено уплатить 20 000 руб. НДС, а также пени. Кроме того, предлагается взыскать с ООО "Тюльпан" за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, штраф в размере 20% от суммы НДС, подлежащей перечислению, - 4000 руб. (20 000 руб. x 20%). С выводами проверяющих, указанными в акте камеральной проверки, ООО "Тюльпан" не согласно по следующим основаниям. Сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам может быть предъявлена к вычету при выполнении следующих условий: 1) приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ); 2) товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ); 3) имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура (п. 1 ст. 172 НК РФ). Указанные условия ООО "Тюльпан" соблюдены в полном объеме. Налоговый кодекс РФ не устанавливает, что наличие или отсутствие налогооблагаемой базы в налоговом периоде прямо не указывает как на условие для вычета сумм НДС. Дополнительно следует отметить, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.05.2006 N 14996/05 указал на правомерность вычета сумм "входного" НДС при отсутствии у налогоплательщика налогооблагаемой базы за соответствующий налоговый период. На основании изложенного, а также в соответствии со ст. ст. 100 и 101 НК РФ
Прошу:
вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Генеральный директор ООО "Тюльпан" Сургучева А.С.
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Редакция ст. 101 НК РФ, действовавшая ранее, содержала правовую неопределенность относительно срока вынесения решения по результатам рассмотрения налоговой проверки. Например, в п. 2 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за 2001 г., приведенного в Письме Управления МНС России по г. Москве от 12.04.2002 N 11-15/16900, указано, что срок для вынесения налоговым органом решения по результатам рассмотрения материалов проверки НК РФ в настоящее время ст. 101 НК РФ прямо не установлен. В то же время в Письме Минфина России от 06.09.2004 N 03-02-08/6 высказана иная позиция, главное финансовое ведомство указало на взаимосвязь п. п. 5 и 6 ст. 100 НК РФ в целях вынесения решения по результатам проверки и отметило следующее: "Пунктами 5 и 6 статьи 100 НК РФ предусмотрено, что по истечении двухнедельного срока со дня получения акта проверки в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения материалов проверки в течение указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение". Следует заметить, что Президиум ВАС РФ в п. 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ, приведенного в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 указано: "Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки". Таким образом, п. 1 ст. 101 НК РФ в 2007 г. устраняет правовую неопределенность в части исчисления сроков вынесения решения по материалам налоговой проверки. В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов. Пунктом 3 ст. 101 НК РФ установлены действия руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, осуществляющего непосредственное рассмотрение материалов налоговой проверки. Так, перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен: 1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; 2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении; в случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения; 3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя; 4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности; 5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения. Пунктом 4 ст. 101 НК РФ установлено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Минфин России в Письме от 06.06.2006 N 03-02-07/1-145 заметил, что НК РФ не определяет в ст. 101 НК РФ (применительно к редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ) содержание дополнительных мероприятий налогового контроля. По мнению Минфина России, такими мероприятиями налогового контроля являются, в частности, экспертиза, привлечение специалиста. В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть проведены встречные проверки. Учитывая изложенное, проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не является продолжением проведения выездной налоговой проверки и соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах. Таким образом, редакция НК РФ, действующая с 01.01.2007, подтверждает точку зрения Минфина России. Порядок действий руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов проверки установлен п. 5 ст. 101 НК РФ. Так, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Пунктом 6 ст. 101 НК РФ установлен правовой режим дополнительных мероприятий налогового контроля. Так, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Таким образом, с 01.01.2007 установлены сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и их содержание. Редакция НК РФ, действовавшая до 2007 г., не предусматривала пресекательных сроков для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и не определяла их содержание. Президиум ВАС РФ в п. 11 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 отметил, что НК РФ не устанавливает специального срока, в течение которого должны быть проведены дополнительные мероприятия налогового контроля и принято окончательное решение о привлечении либо отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Аналогичная точка зрения отражена в Письме Минфина России от 13.01.2006 N 03-02-07/1-3. Пунктом 7 ст. 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решения двух видов: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В п. 8 ст. 101 НК РФ установлены требования к решениям, принимаемым по результатам налоговых проверок. Так, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней. Кроме этого, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его места нахождения, другие необходимые сведения. Следует учитывать, что при вынесении налоговым органом решения по результатам выездной налоговой проверки не допускается включение в размеры выявленной задолженности по налогам суммы недоимки, установленной в результате проведения предыдущих налоговых проверок. Такие выводы сформированы и в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 20.03.2006 N Ф09-1671/06-С2 суд отмечает, что в силу абз. 3 ст. 87 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ) запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сборов) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сборов - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Суд на основании изложенного приходит к выводу, что при вынесении налоговым органом решения по результатам выездной налоговой проверки не допускается включение в размеры выявленной задолженности по налогам суммы недоимки, установленной в результате проведения предыдущих налоговых проверок. Исходя из ранее сказанного и так как по данному делу подтверждено, что налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки деятельности налогоплательщика вынесено решение о начислении пеней по НДФЛ, задолженность по которому образовалась в более ранний период и выявлена налоговым органом во время проведения предыдущей налоговой проверки и поскольку пени в оспариваемой сумме к проверяемому периоду не относятся, суд решил, что начисление их налоговым органом является неправомерным. Аналогичные выводы отражены и в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2006 N А19-30492/04-52-Ф02-1077/06-С1: "Налоговый орган в оспариваемом решении исчислил пени, исходя из повторного включения задолженности налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, которая была выявлена проверками, проведенными в 1999 г. Поскольку решение от 26.10.2004 вынесено по результатам выездной проверки, в ходе которой исследовались полнота и своевременность перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2002 по 30.04.2004, включение в данное решение задолженности, возникшей до проверяемого периода, и начисление на нее пеней неправомерно". Исходя из изложенного, недопустимо включать в решение по итогам проведения выездной налоговой проверки пени, начисляемые на основании недоимки, образовавшейся по результатам предыдущей выездной налоговой проверки, так как их включение в решение противоречит запрету законодателя на проведение повторной выездной налоговой проверки. Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2005 N А66-1956-2004. В п. 9 ст. 101 НК РФ установлен правовой режим вступления в силу решений руководителя налогового органа, принимаемого по результатам проверки. Указанный правовой механизм необходимо рассматривать в системной связи с механизмом подачи апелляционной жалобы на решение руководителя налогового органа, изложенным в ст. 101.2 НК РФ. Так, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части. Статьей 101 НК РФ предусмотрен механизм обеспечительных мер (п. п. 10 - 12 ст. 101 НК РФ), направленных на исполнение решения руководителя налогового органа, принимаемого по результатам проверки. Пунктом 13 ст. 101 НК РФ установлено, что копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения. Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения. Следует заметить, что аналогичная норма присутствовала в редакции ст. 101 НК РФ, действовавшей до 2007 г. Так, в п. 6 ст. 101 НК РФ было указано, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ может явиться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. В то же время следует обратить внимание, что в п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 указано, что по смыслу п. 6 ст. 101 НК РФ нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. Согласно п. 15 ст. 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Порядок обжалования решений налоговых органов установлен ст. ст. 137 - 142 НК РФ.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ. 3. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ. 4. О налоговых органах Российской Федерации: Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1.
Ю.М.Лермонтов Консультант Минфина России Подписано в печать 29.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |