Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Что правомочны проверять трудовые инспекторы по контролю и надзору? ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20

Вопрос: Что правомочны проверять трудовые инспекторы по контролю и надзору?

Ответ: Как правило, сами трудовые инспекторы возможные направления проверки работодателя разглашать не любят. Однако в справочных правовых системах есть документы, позволяющие составить представление о задачах, которые ставят перед собой трудовые инспекторы, планируя визит в организацию. Например, в Приказе Роструда от 14.04.2006 N 64 делается акцент на необходимость проверки трудовыми инспекциями факта соблюдения в организациях трудовых прав граждан на своевременную и в полном размере выплаченную заработную плату. Из Приказа Роструда от 09.03.2006 N 36 следует, что в числе направлений проводимой трудовыми инспекторами проверки - соблюдение работодателем установленного порядка оплаты временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. В Приказе Роструда от 19.04.2006 N 66 пояснено, что важнейшей задачей государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда является реализация системы мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и улучшение условий труда, и в первую очередь надзор и контроль за обеспечением работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтрудсоцразвития России от 14.03.1997 N 12).

В рамках реализации данной задачи трудовые инспекторы проверяют:

- соблюдение установленного порядка и эффективности обучения по охране труда отдельных категорий работников;

- полноту и качество осуществляемых работодателями предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, частично финансируемых из средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- соблюдение установленного порядка проведения диспансеризации работающего населения и дополнительных медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.

И, конечно, самое серьезное внимание трудовые инспекторы уделяют вопросам оформления кадровой документации. Помимо трудовых книжек и документов, указанных непосредственно в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ), это унифицированная первичная документация по учету труда и его оплаты, приведенная в Постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

В большинстве случаев основанием возникновения у трудовой инспекции интереса к той или иной организации является жалоба работника этой организации. Причем вполне вероятно, что руководство организации так и не узнает, кто именно пожаловался на него проверяющим - ст. 358 ТК РФ требует, чтобы трудовые инспекторы не разглашали сведений о лице, пожаловавшемся на нарушение трудового законодательства, если само это лицо против такого разглашения возражает.

При проведении проверочных мероприятий юридических лиц трудовые инспекторы ориентируются сразу на несколько документов - Конвенцию Международной организации труда (далее - Конвенция МОТ) 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле (Протоколом от 22.06.1995 действие названной Конвенции распространено и на организации, не относящиеся к промышленности и торговле), ТК РФ, Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ). В основном положения названных документов друг другу соответствуют. Но встречаются и расхождения. Так, например, ст. 12 Конвенции МОТ и ст. 360 ТК РФ допускают возможность проведения трудовой инспекцией проверочных мероприятий без уведомления об этом работодателя или его представителя. Подразумевается, что трудовой инспектор может тайно проникнуть в трудовой коллектив и под видом обычного работника наблюдать за соблюдением работодателем нормативно установленных обязанностей. Причем проверка может проводиться в любое время суток.

Между тем из ст. 11 Закона N 134-ФЗ следует, что проверяющий может посещать контролируемые объекты исключительно во время исполнения служебных обязанностей. При этом он сразу должен обозначить свое присутствие на принадлежащих организации объектах (предъявлением соответствующих документов) и не препятствовать представителям организации присутствовать при проведении проверки.

С документами, предъявляемыми трудовыми инспекторами работодателю, также не все в порядке. И ст. 12 Конвенции МОТ и ст. 357 ТК РФ подразумевают, что для посещения организации в целях проведения инспекционной проверки трудовому инспектору достаточно иметь удостоверение. Это не соответствует ст. 7 Закона N 134-ФЗ, согласно которой любое мероприятие по контролю должно проводиться на основании распоряжения (приказа) соответствующего органа государственного контроля.

Упомянутые правовые коллизии следует решать в пользу ТК РФ и Конвенции МОТ. Дело в том, что Конвенция МОТ, будучи ратифицирована Россией, является составной частью правовой системы и имеет перед положениями российского законодательства приоритет. Так установлено ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

В остальном порядок инспектирования работодателей трудовыми инспекторами представляется бесспорным. Не стоит, например, забывать о том, что в силу п. 3 ст. 7 Закона N 134-ФЗ продолжительность контрольного мероприятия не может превышать одного, а в исключительных случаях, двух месяцев. При этом плановые мероприятия по контролю проводятся не чаще одного раза в два года, а внеплановые - при наличии достаточных оснований. В частности, внеплановая проверка трудовых инспекторов может преследовать следующие цели (п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ):

- контроль исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений трудового законодательства;

- проверка полученной информации о возникновении на принадлежащих организации объектах аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, о выходе из строя сооружений, оборудования;

- исключение риска возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

- проверка информации о нарушении организацией обязательных требований.

Примечание. Приказом Роструда от 10.12.2004 N 47 утверждена форма акта, составляемого трудовыми инспекторами по результатам проверки. Здесь же можно ознакомиться с формами иных документов, которые могут оформляться трудовыми инспекциями в процессе и по итогам контрольных мероприятий.

Перечень прав, предоставляемых проверяющим, определен ст. 357 ТК РФ и включает:

- право безвозмездного получения от работодателей документов, объяснений и информации, необходимых для выполнения контрольно-надзорных функций;

- право изъятия для анализа образцов используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

- право расследования несчастных случаев на производстве;

- право предъявления работодателям и их представителям обязательных для исполнения предписаний: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; о привлечении виновных в выявленных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

- право направления в суды требований о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (требование направляется при наличии заключений государственной экспертизы условий труда);

- право выдачи предписаний об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методами приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- право установления запрета на использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- право составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Заметим, что на международном уровне признается право трудовых инспекторов наедине или в присутствии свидетелей задавать работникам вопросы, а также право требовать вывешивания объявлений, как это предусмотрено законодательными положениями.

Подписано в печать

29.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Конвертация пенсионных прав в капитал (Окончание) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20 >
Вопрос: Бухгалтерские документы были утрачены в результате кражи (пожара, наводнения и т.п.). Допустимы ли в такой ситуации налоговые санкции? Может ли налоговый орган доначислить налоги за соответствующий период? ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.