![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Что правомочны проверять трудовые инспекторы по контролю и надзору? ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20
Вопрос: Что правомочны проверять трудовые инспекторы по контролю и надзору?
Ответ: Как правило, сами трудовые инспекторы возможные направления проверки работодателя разглашать не любят. Однако в справочных правовых системах есть документы, позволяющие составить представление о задачах, которые ставят перед собой трудовые инспекторы, планируя визит в организацию. Например, в Приказе Роструда от 14.04.2006 N 64 делается акцент на необходимость проверки трудовыми инспекциями факта соблюдения в организациях трудовых прав граждан на своевременную и в полном размере выплаченную заработную плату. Из Приказа Роструда от 09.03.2006 N 36 следует, что в числе направлений проводимой трудовыми инспекторами проверки - соблюдение работодателем установленного порядка оплаты временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. В Приказе Роструда от 19.04.2006 N 66 пояснено, что важнейшей задачей государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда является реализация системы мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и улучшение условий труда, и в первую очередь надзор и контроль за обеспечением работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтрудсоцразвития России от 14.03.1997 N 12). В рамках реализации данной задачи трудовые инспекторы проверяют: - соблюдение установленного порядка и эффективности обучения по охране труда отдельных категорий работников; - полноту и качество осуществляемых работодателями предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, частично финансируемых из средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - соблюдение установленного порядка проведения диспансеризации работающего населения и дополнительных медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. И, конечно, самое серьезное внимание трудовые инспекторы уделяют вопросам оформления кадровой документации. Помимо трудовых книжек и документов, указанных непосредственно в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ), это унифицированная первичная документация по учету труда и его оплаты, приведенная в Постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. В большинстве случаев основанием возникновения у трудовой инспекции интереса к той или иной организации является жалоба работника этой организации. Причем вполне вероятно, что руководство организации так и не узнает, кто именно пожаловался на него проверяющим - ст. 358 ТК РФ требует, чтобы трудовые инспекторы не разглашали сведений о лице, пожаловавшемся на нарушение трудового законодательства, если само это лицо против такого разглашения возражает.
При проведении проверочных мероприятий юридических лиц трудовые инспекторы ориентируются сразу на несколько документов - Конвенцию Международной организации труда (далее - Конвенция МОТ) 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле (Протоколом от 22.06.1995 действие названной Конвенции распространено и на организации, не относящиеся к промышленности и торговле), ТК РФ, Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ). В основном положения названных документов друг другу соответствуют. Но встречаются и расхождения. Так, например, ст. 12 Конвенции МОТ и ст. 360 ТК РФ допускают возможность проведения трудовой инспекцией проверочных мероприятий без уведомления об этом работодателя или его представителя. Подразумевается, что трудовой инспектор может тайно проникнуть в трудовой коллектив и под видом обычного работника наблюдать за соблюдением работодателем нормативно установленных обязанностей. Причем проверка может проводиться в любое время суток. Между тем из ст. 11 Закона N 134-ФЗ следует, что проверяющий может посещать контролируемые объекты исключительно во время исполнения служебных обязанностей. При этом он сразу должен обозначить свое присутствие на принадлежащих организации объектах (предъявлением соответствующих документов) и не препятствовать представителям организации присутствовать при проведении проверки. С документами, предъявляемыми трудовыми инспекторами работодателю, также не все в порядке. И ст. 12 Конвенции МОТ и ст. 357 ТК РФ подразумевают, что для посещения организации в целях проведения инспекционной проверки трудовому инспектору достаточно иметь удостоверение. Это не соответствует ст. 7 Закона N 134-ФЗ, согласно которой любое мероприятие по контролю должно проводиться на основании распоряжения (приказа) соответствующего органа государственного контроля. Упомянутые правовые коллизии следует решать в пользу ТК РФ и Конвенции МОТ. Дело в том, что Конвенция МОТ, будучи ратифицирована Россией, является составной частью правовой системы и имеет перед положениями российского законодательства приоритет. Так установлено ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В остальном порядок инспектирования работодателей трудовыми инспекторами представляется бесспорным. Не стоит, например, забывать о том, что в силу п. 3 ст. 7 Закона N 134-ФЗ продолжительность контрольного мероприятия не может превышать одного, а в исключительных случаях, двух месяцев. При этом плановые мероприятия по контролю проводятся не чаще одного раза в два года, а внеплановые - при наличии достаточных оснований. В частности, внеплановая проверка трудовых инспекторов может преследовать следующие цели (п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ): - контроль исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений трудового законодательства; - проверка полученной информации о возникновении на принадлежащих организации объектах аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, о выходе из строя сооружений, оборудования; - исключение риска возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества; - проверка информации о нарушении организацией обязательных требований. Примечание. Приказом Роструда от 10.12.2004 N 47 утверждена форма акта, составляемого трудовыми инспекторами по результатам проверки. Здесь же можно ознакомиться с формами иных документов, которые могут оформляться трудовыми инспекциями в процессе и по итогам контрольных мероприятий. Перечень прав, предоставляемых проверяющим, определен ст. 357 ТК РФ и включает: - право безвозмездного получения от работодателей документов, объяснений и информации, необходимых для выполнения контрольно-надзорных функций; - право изъятия для анализа образцов используемых или обрабатываемых материалов и веществ; - право расследования несчастных случаев на производстве; - право предъявления работодателям и их представителям обязательных для исполнения предписаний: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; о привлечении виновных в выявленных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности; - право направления в суды требований о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (требование направляется при наличии заключений государственной экспертизы условий труда); - право выдачи предписаний об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методами приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; - право установления запрета на использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - право составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Заметим, что на международном уровне признается право трудовых инспекторов наедине или в присутствии свидетелей задавать работникам вопросы, а также право требовать вывешивания объявлений, как это предусмотрено законодательными положениями.
Подписано в печать 29.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |