![]() |
| ![]() |
|
Статья: Особенности учета внебюджетных источников финансирования в бюджетной сфере ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
Бюджетным кодексом РФ определено, что доходы от платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями, от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, помимо дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений, являются неналоговыми видами доходов соответствующего бюджета. При этом до дня вступления в силу Федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, право устанавливать порядок использования таких доходов предоставлено субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Казначейская система исполнения бюджета предполагает применение определенных технологий движения средств, правил и процедур зачисления и учета поступлений от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений как в доходы бюджетов, так и на лицевые счета получателей бюджетных средств. Рекомендуемая корреспонденция счетов при проведении таких операций содержится в Письме Федерального казначейства от 27.06.2006 N 42-7.1-15/2.2-266. В нем говорится об учете денежных средств от внебюджетной деятельности государственных федеральных учреждений, которые в настоящее время поступают на балансовые счета 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", открытые органам Федерального казначейства (минуя счета к распределению доходов и единые счета бюджета). При такой схеме федеральным учреждениям проводить операции с применением счета 0 210 02 000, отражающим поступления в бюджет, не требуется. В то же время субъекты РФ, используя предоставленное право, устанавливают собственные правила в отношении внебюджетных средств. К примеру, в Ленинградской области установлен порядок, при котором такие поступления вначале в полном объеме зачисляются на балансовый счет 401 01 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". Затем они перечисляются на единый счет областного бюджета и отражаются на лицевом счете финансового органа с кодом "02", после чего зачисляются на отдельный лицевой счет, открытый комитетом финансов получателю средств областного бюджета для учета его доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В этом случае получатели бюджетных средств одновременно выступают в роли администратора соответствующих поступлений в бюджет. Для выполнения требований Бюджетного кодекса РФ Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, на взгляд автора, предлагает два варианта оформления операций по поступлению и начислению таких доходов. Первый вариант приводится в табл. 1.
Таблица 1
Бюджетный учет доходов от приносящей доход деятельности (вариант 1)
——————————————T————————————————————————————T———————————————————————————¬ | Наименование| Учреждение — получатель | Учреждение — администратор| | операции | бюджетных средств | начислений | | +————————————T———————————————+—————————————T—————————————+ | | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+ |Начисление | | |0 205 00 000 |0 401 01 100 | |доходов | | |"Расчеты |"Доходы | |по методу | | |с дебиторами |учреждения" | |начисления | | |по доходам" | | +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+ |Зачисление | | |0 210 02 000 |0 205 XX 660 | |неналоговых | | |"Расчеты по |<*> — счет | |доходов | | |поступлениям |уменьшения | |в бюджет | | |в бюджет |дебиторской | | | | |с органами, |задолженности| | | | |организующими|по доходам | | | | |исполнение | | | | | |бюджетов" | | +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+ |Начисление |0 205 00 000|0 401 01 100 | | | |доходов |"Расчеты |"Доходы | | | |по договорам |с дебиторами|учреждения" | | | | |по доходам" | | | | +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+ |Поступление |0 201 01 510|Соответствующие| | | |денежных |"Поступления|счета | | | |средств |денежных |аналитического | | | |на лицевой |средств |учета счета | | | |счет по учету|учреждения |0 205 00 000 | | | |средств от |на |"Расчеты | | | |деятельности,|банковские |с дебиторами | | | |приносящей |счета" |по доходам" | | | |доход | | | | | L—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————— ————————————————————————————————<*> Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета, который может быть равен 02, 03, 04, 09 или 10 в зависимости от вида поступления.
Если учреждение выступает и в качестве получателя, и в качестве администратора поступлений на единый счет бюджета, то в учете произойдет удвоение оборотов по счетам бюджетного учета 0 401 01 100 и 0 205 00 000 в момент начисления дохода у учреждения-получателя, оказывающего платные услуги и ведущего учет на основе заключенных договоров, и у администратора, ведущего учет поступлений в бюджет. В противном случае, если не осуществлять повторного начисления доходов, счет 0 205 00 000 будет иметь постоянный, незакрывающийся остаток по кредиту. Второй вариант предписывает отражать поступление доходов на лицевой счет по кредиту счета 0 401 01 100. В данном случае не следует проводить начисление сумм поступлений два раза, так как опять возникнет проблема с остатком по счету расчетов с дебиторами по доходам. Кроме того, снова происходит удвоение оборота по кредиту счета учета доходов учреждения. В табл. 2 приводится корреспонденция счетов.
Таблица 2
Бюджетный учет доходов от приносящей доход деятельности (вариант 2)
——————————————T————————————————————————————T———————————————————————————¬ | Наименование| Учреждение — получатель | Учреждение — администратор| | операции | бюджетных средств | начислений | | +————————————T———————————————+—————————————T—————————————+ | | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+ |Зачисление | | |0 210 02 000 |0 205 XX 660 | |неналоговых | | |"Расчеты по |<**> — счет | |доходов | | |поступлениям |уменьшения | |в бюджет | | |в бюджет |дебиторской | | | | |с органами, |задолженности| | | | |организующими|по доходам | | | | |исполнение | | | | | |бюджетов" | | +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+ |Начисление | | |0 205 00 000 |0 401 01 100 | |доходов | | |"Расчеты |"Доходы | |по методу | | |с дебиторами |учреждения" | |начисления | | |по доходам" | | +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+ |Поступление |0 201 01 510|0 401 01 100 | | | |денежных |"Поступления|"Доходы | | | |средств |денежных |учреждения" | | | |на лицевой |средств | | | | |счет по учету|учреждения | | | | |средств от |на | | | | |деятельности,|банковские | | | | |приносящей |счета" | | | | |доход | | | | | L—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————— ————————————————————————————————<**> Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета, который может быть равен 02, 03, 04, 09 или 10 в зависимости от вида поступления. Учитывая специфику исполнения бюджета субъектами РФ, устанавливающих собственные схемы зачисления доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в условиях введения изменений в Бюджетный кодекс РФ, автор предлагает осуществлять бухгалтерский учет неналоговых доходов учреждениями - администраторами поступлений в бюджет следующим образом: 1) начисление доходов: Дебет счета 0 205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам" (код операции сектора государственного управления - 560) Кредит счета 0 401 01 100 "Доходы учреждения"; 2) поступление доходов в бюджет на основании "Выписки из Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета": Дебет счета 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" Кредит счета 0 205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам" (код операции сектора государственного управления - 660); 3) расходные операции по лицевым счетам по внебюджетной деятельности: Дебет счетов 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 302 00 000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" и др. Кредит счета 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". Предусмотренный Инструкцией счет 0 201 01 000 в последнем рассмотренном варианте не применяется, поэтому в учете бюджетных учреждений операции по отражению зачислений денежных средств на лицевые счета по внебюджетной деятельности будут отсутствовать. Кроме того, такая схема отражения операций по деятельности, приносящей доход, приводит к тому, что у учреждений в главной книге не отражается остаток по указанному лицевому счету. Этот остаток в консолидированном виде отражается только у органа, организующего исполнение бюджета (финансового органа), на счете 0 202 01 000 "Средства единого счета бюджета" в отчетности об исполнении бюджета субъекта. Кроме того, бюджетополучатели, на взгляд автора, могут осуществлять ведение управленческого учета на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения". Для этого потребуется в приказе об учетной политике регламентировать ведение на таких счетах аналитического учета операций по поступлению и выбытию указанных средств. Предложенная корреспонденция счетов по отражению операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не претендует на обязательное исполнение. В то же время, на взгляд автора, подобная схема позволит обеспечить достоверность бюджетного учета. Другим важным вопросом в условиях консолидации налоговых и неналоговых доходов на едином счете бюджета в соответствующем органе Федерального казначейства является применение того или иного кода вида деятельности в структуре номера счета Плана счетов бюджетного учета. Применение какого кода наиболее верно в данном случае: "1" - бюджетная деятельность или "2" - приносящая доход деятельность? На взгляд автора, ответ на этот вопрос не принципиален. Очевидно, что финансовый орган будет требовать в отчетности включать неналоговые доходы учреждений в состав бюджетной деятельности, так как средства прошли через единый счет бюджета. Однако в связи с тем, что осуществление предпринимательской деятельности подразумевает ведение налогового учета и уплату соответствующих налогов, учреждениям целесообразно для удобства учета применять раздельные коды. В любом случае при разработке федерального закона, который будет определять особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, законодателю следует принять во внимание, что в действующей Инструкции отсутствует четкая регламентация для отражения операций с подобными средствами в условиях зачисления их на единый счет соответствующего бюджета. Н.В.Аликова Начальник сектора методологии учета и казначейских технологий департамента казначейского исполнения бюджета Комитета финансов Ленинградской области Подписано в печать 29.10.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |