Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности учета внебюджетных источников финансирования в бюджетной сфере ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Бюджетным кодексом РФ определено, что доходы от платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями, от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, помимо дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений, являются неналоговыми видами доходов соответствующего бюджета. При этом до дня вступления в силу Федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, право устанавливать порядок использования таких доходов предоставлено субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

Казначейская система исполнения бюджета предполагает применение определенных технологий движения средств, правил и процедур зачисления и учета поступлений от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений как в доходы бюджетов, так и на лицевые счета получателей бюджетных средств. Рекомендуемая корреспонденция счетов при проведении таких операций содержится в Письме Федерального казначейства от 27.06.2006 N 42-7.1-15/2.2-266. В нем говорится об учете денежных средств от внебюджетной деятельности государственных федеральных учреждений, которые в настоящее время поступают на балансовые счета 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", открытые органам Федерального казначейства (минуя счета к распределению доходов и единые счета бюджета). При такой схеме федеральным учреждениям проводить операции с применением счета 0 210 02 000, отражающим поступления в бюджет, не требуется.

В то же время субъекты РФ, используя предоставленное право, устанавливают собственные правила в отношении внебюджетных средств. К примеру, в Ленинградской области установлен порядок, при котором такие поступления вначале в полном объеме зачисляются на балансовый счет 401 01 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". Затем они перечисляются на единый счет областного бюджета и отражаются на лицевом счете финансового органа с кодом "02", после чего зачисляются на отдельный лицевой счет, открытый комитетом финансов получателю средств областного бюджета для учета его доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В этом случае получатели бюджетных средств одновременно выступают в роли администратора соответствующих поступлений в бюджет.

Для выполнения требований Бюджетного кодекса РФ Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, на взгляд автора, предлагает два варианта оформления операций по поступлению и начислению таких доходов. Первый вариант приводится в табл. 1.

Таблица 1

Бюджетный учет доходов от приносящей доход деятельности

(вариант 1)

     
   ——————————————T————————————————————————————T———————————————————————————¬
   | Наименование|   Учреждение — получатель  | Учреждение — администратор|
   |   операции  |      бюджетных средств     |         начислений        |
   |             +————————————T———————————————+—————————————T—————————————+
   |             |    Дебет   |     Кредит    |    Дебет    |    Кредит   |
   +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+
   |Начисление   |            |               |0 205 00 000 |0 401 01 100 |
   |доходов      |            |               |"Расчеты     |"Доходы      |
   |по методу    |            |               |с дебиторами |учреждения"  |
   |начисления   |            |               |по доходам"  |             |
   +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+
   |Зачисление   |            |               |0 210 02 000 |0 205 XX 660 |
   |неналоговых  |            |               |"Расчеты по  |<*> — счет   |
   |доходов      |            |               |поступлениям |уменьшения   |
   |в бюджет     |            |               |в бюджет     |дебиторской  |
   |             |            |               |с органами,  |задолженности|
   |             |            |               |организующими|по доходам   |
   |             |            |               |исполнение   |             |
   |             |            |               |бюджетов"    |             |
   +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+
   |Начисление   |0 205 00 000|0 401 01 100   |             |             |
   |доходов      |"Расчеты    |"Доходы        |             |             |
   |по договорам |с дебиторами|учреждения"    |             |             |
   |             |по доходам" |               |             |             |
   +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+
   |Поступление  |0 201 01 510|Соответствующие|             |             |
   |денежных     |"Поступления|счета          |             |             |
   |средств      |денежных    |аналитического |             |             |
   |на лицевой   |средств     |учета счета    |             |             |
   |счет по учету|учреждения  |0 205 00 000   |             |             |
   |средств от   |на          |"Расчеты       |             |             |
   |деятельности,|банковские  |с дебиторами   |             |             |
   |приносящей   |счета"      |по доходам"    |             |             |
   |доход        |            |               |             |             |
   L—————————————+————————————+———————————————+—————————————+——————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета, который может быть равен 02, 03, 04, 09 или 10 в зависимости от вида поступления.

Если учреждение выступает и в качестве получателя, и в качестве администратора поступлений на единый счет бюджета, то в учете произойдет удвоение оборотов по счетам бюджетного учета 0 401 01 100 и 0 205 00 000 в момент начисления дохода у учреждения-получателя, оказывающего платные услуги и ведущего учет на основе заключенных договоров, и у администратора, ведущего учет поступлений в бюджет. В противном случае, если не осуществлять повторного начисления доходов, счет 0 205 00 000 будет иметь постоянный, незакрывающийся остаток по кредиту.

Второй вариант предписывает отражать поступление доходов на лицевой счет по кредиту счета 0 401 01 100. В данном случае не следует проводить начисление сумм поступлений два раза, так как опять возникнет проблема с остатком по счету расчетов с дебиторами по доходам. Кроме того, снова происходит удвоение оборота по кредиту счета учета доходов учреждения. В табл. 2 приводится корреспонденция счетов.

Таблица 2

Бюджетный учет доходов от приносящей доход деятельности

(вариант 2)

     
   ——————————————T————————————————————————————T———————————————————————————¬
   | Наименование|   Учреждение — получатель  | Учреждение — администратор|
   |   операции  |      бюджетных средств     |         начислений        |
   |             +————————————T———————————————+—————————————T—————————————+
   |             |    Дебет   |     Кредит    |    Дебет    |    Кредит   |
   +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+
   |Зачисление   |            |               |0 210 02 000 |0 205 XX 660 |
   |неналоговых  |            |               |"Расчеты по  |<**> — счет  |
   |доходов      |            |               |поступлениям |уменьшения   |
   |в бюджет     |            |               |в бюджет     |дебиторской  |
   |             |            |               |с органами,  |задолженности|
   |             |            |               |организующими|по доходам   |
   |             |            |               |исполнение   |             |
   |             |            |               |бюджетов"    |             |
   +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+
   |Начисление   |            |               |0 205 00 000 |0 401 01 100 |
   |доходов      |            |               |"Расчеты     |"Доходы      |
   |по методу    |            |               |с дебиторами |учреждения"  |
   |начисления   |            |               |по доходам"  |             |
   +—————————————+————————————+———————————————+—————————————+—————————————+
   |Поступление  |0 201 01 510|0 401 01 100   |             |             |
   |денежных     |"Поступления|"Доходы        |             |             |
   |средств      |денежных    |учреждения"    |             |             |
   |на лицевой   |средств     |               |             |             |
   |счет по учету|учреждения  |               |             |             |
   |средств от   |на          |               |             |             |
   |деятельности,|банковские  |               |             |             |
   |приносящей   |счета"      |               |             |             |
   |доход        |            |               |             |             |
   L—————————————+————————————+———————————————+—————————————+——————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<**> Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета, который может быть равен 02, 03, 04, 09 или 10 в зависимости от вида поступления. Учитывая специфику исполнения бюджета субъектами РФ, устанавливающих собственные схемы зачисления доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в условиях введения изменений в Бюджетный кодекс РФ, автор предлагает осуществлять бухгалтерский учет неналоговых доходов учреждениями - администраторами поступлений в бюджет следующим образом: 1) начисление доходов: Дебет счета 0 205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам" (код операции сектора государственного управления - 560) Кредит счета 0 401 01 100 "Доходы учреждения"; 2) поступление доходов в бюджет на основании "Выписки из Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета": Дебет счета 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" Кредит счета 0 205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам" (код операции сектора государственного управления - 660); 3) расходные операции по лицевым счетам по внебюджетной деятельности: Дебет счетов 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 302 00 000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" и др. Кредит счета 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". Предусмотренный Инструкцией счет 0 201 01 000 в последнем рассмотренном варианте не применяется, поэтому в учете бюджетных учреждений операции по отражению зачислений денежных средств на лицевые счета по внебюджетной деятельности будут отсутствовать. Кроме того, такая схема отражения операций по деятельности, приносящей доход, приводит к тому, что у учреждений в главной книге не отражается остаток по указанному лицевому счету. Этот остаток в консолидированном виде отражается только у органа, организующего исполнение бюджета (финансового органа), на счете 0 202 01 000 "Средства единого счета бюджета" в отчетности об исполнении бюджета субъекта. Кроме того, бюджетополучатели, на взгляд автора, могут осуществлять ведение управленческого учета на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения". Для этого потребуется в приказе об учетной политике регламентировать ведение на таких счетах аналитического учета операций по поступлению и выбытию указанных средств. Предложенная корреспонденция счетов по отражению операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не претендует на обязательное исполнение. В то же время, на взгляд автора, подобная схема позволит обеспечить достоверность бюджетного учета. Другим важным вопросом в условиях консолидации налоговых и неналоговых доходов на едином счете бюджета в соответствующем органе Федерального казначейства является применение того или иного кода вида деятельности в структуре номера счета Плана счетов бюджетного учета. Применение какого кода наиболее верно в данном случае: "1" - бюджетная деятельность или "2" - приносящая доход деятельность? На взгляд автора, ответ на этот вопрос не принципиален. Очевидно, что финансовый орган будет требовать в отчетности включать неналоговые доходы учреждений в состав бюджетной деятельности, так как средства прошли через единый счет бюджета. Однако в связи с тем, что осуществление предпринимательской деятельности подразумевает ведение налогового учета и уплату соответствующих налогов, учреждениям целесообразно для удобства учета применять раздельные коды. В любом случае при разработке федерального закона, который будет определять особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, законодателю следует принять во внимание, что в действующей Инструкции отсутствует четкая регламентация для отражения операций с подобными средствами в условиях зачисления их на единый счет соответствующего бюджета. Н.В.Аликова Начальник сектора методологии учета и казначейских технологий департамента казначейского исполнения бюджета Комитета финансов Ленинградской области Подписано в печать 29.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок выплаты денежной компенсации ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20 >
Статья: Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета органами Федерального казначейства ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 20



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.