Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О некоторых противоречиях норм трудового права и интересов населения ("Трудовое право", 2007, N 11) Источник публикации "Трудовое право", 2007, N 11



"Трудовое право", 2007, N 11

О НЕКОТОРЫХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА

И ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ

В настоящее время написано довольно много работ, посвященных проблемам правового государства, единству правового пространства, пределам правового поля.

Тем не менее авторы данных исследований занимаются больше теоретическими изысканиями, рассуждая о понятиях, категориях, структурах и системах.

Такие исследования являются, безусловно, необходимыми и полезными для обогащения общенаучного потенциала.

По моему глубокому убеждению, нельзя построить правовое государство в целом, создать единое правовое пространство и действовать в пределах правового поля, если не создать правовое государство в его частях: регионах, муниципалитетах, предприятиях, учреждениях, организациях.

Для этого необходимо прежде всего изменить правосознание тех, кто там проживает, работает и отдыхает.

Следует отметить, что современное российское законодательство, в том числе и трудовое, мало способствует изменению правосознания.

Бюрократизация отношений между населением государства и государственными служащими известна с самого появления цивилизации. Установление правил и процедур приема граждан по личным вопросам всегда было прерогативой государственных органов, а население было обязано следовать им.

Изменить бюрократические правила, демократизировать их человечество пыталось постоянно и делало это с переменным успехом. Демократизации этих отношений должны были способствовать перестройка и введение рыночных отношений в экономике.

Что же произошло в реальном взаимодействии между субъектами общественных отношений (особенно в сфере услуг) и населением после проникновения демократических начал в процесс создания локальных нормативных актов?

Обратим внимание на то, как законодатель определяет перечень нормативных актов, необходимых для регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

Прежде всего, в ст. 5 ТК РФ закреплен перечень документов, при помощи которых предполагается регулировать трудовые отношения, а ч. 2 этой статьи прямо указывает на то, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В ч. 1 ст. 8 ТК РФ закреплено право работодателей принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Трудовой кодекс не содержит перечня таких локальных нормативных актов и их возможных разновидностей. Можно предположить, что такими локальными нормативными актами могут быть: уставы; правила внутреннего трудового распорядка; режимы работы организаций, учреждений; внутренние инструкции о действиях работников в определенных обстоятельствах; положение о рабочем месте и т.д.

Для нашего анализа наиболее интересным является закрепленное в ч. 4 ст. 13 ТК РФ положение о том, что принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

В ч. 1, 2, 3 ст. 13 ТК РФ законодатель реализует теоретическую конструкцию "действие закона в пространстве" и закрепляет распространение такого действия закона по территориальному принципу: федеральные законы действительны на всей территории Российской Федерации; законы субъекта РФ обязательны на территории субъекта; нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующего муниципального образования.

Возвращаясь к рассмотрению ч. 4 ст. 13, необходимо отметить, что законодатель использует здесь теоретическую конструкцию "круг лиц", предполагая возможность реализации локальных документов предприятий, организаций, учреждений за их территориальными пределами.

Например, если работник направлен на работу в другую местность, командирован для выполнения трудовой функции, то он обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, которые установлены по основному территориальному месту работы командированного.

Далее необходимо остановиться на том, что локальные нормативные акты предприятий закрепляют графики и режимы их работы, в которых предусмотрены перерывы для отдыха в течение рабочего дня (смены) (абз. 2 ст. 107 ТК РФ). В ст. 109 ТК РФ предусмотрены специальные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда.

Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 109 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). Естественно, что современные компьютерные технологии, применяемые во время исполнения трудовой функции рабочими, служащими, менеджерами, требуют введения технологических перерывов для санитарно-гигиенического отдыха работника.

Нагрузка на зрение у работника во время работы с компьютером; психологическая перегрузка работника во время приема им посетителей; психологическая нагрузка на сознание авиадиспетчера во время дежурства; элементарная физическая усталость работника во время непрерывного производственного цикла и т.д. - все это, безусловно, требует предоставления специального перерыва для отдыха работника.

Причем это не только медико-санитарная необходимость, используемая для поддержания нормального производственного ритма, но и определенная гарантия здоровья работника.

За соблюдением норм, устанавливающих специальные перерывы для отдыха, следят: администрация предприятия; техническая инспекция труда; профессиональные союзы; санитарно-эпидемиологическая служба и т.д. Ни одно нарушение в данной сфере не укроется от бдительного ока контролирующего органа. Итак, остановимся на том, что социальные перерывы для работника являются необходимыми и имеют целью сохранение его здоровья.

Следует также отметить те обстоятельства, которые происходят с режимами рабочего времени и графиками работы на предприятиях и организациях, созданных для оказания различных услуг населению. Это прежде всего касается работы: банков; предприятий связи (почта); учреждений, принимающих различные виды платежей за оказанные услуги (ЖКХ, телефон, электроэнергия, кабельное телевидение и т.д.); кассы магазинов и супермаркетов и т.д.

Получается странная картина на некоторых предприятиях, оказывающих услуги или взимающих плату за них.

Там устанавливаются такие графики и режимы работы, которые гарантируют восьмичасовой рабочий день для работников этих предприятий, а также устанавливают обеденные и специальные перерывы для их отдыха.

Причем графики работы этих предприятий удивительным образом совпадают с графиками работы большинства населения, которому необходимо оказывать различные услуги. Так, например, работа банков, а также различных касс, принимающих оплату за предоставленные населению услуги, может быть определена с 9.00 до 18.00 часов с перерывом на обед с 13.00 до 14.00 и двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Как быть населению, которое работает в большинстве своем с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00 и двумя выходными днями в субботу и воскресенье? Получается, что некоторые предприятия в сфере услуг созданы сами для себя и оказывают услуги сами себе, поскольку большинство работающего населения не попадает к ним в установленные графики работы.

Но что еще больше поражает воображение, так это то, что законопослушный гражданин (очень часто бывает и так, что это и есть тот самый представитель сферы услуг), попав наконец к кассе и отстояв очередь, с ужасом наблюдает, как перед ним появляется шторка и надпись "Технический перерыв"!

Гражданин, "вспомнив все хорошее", переходит в новую очередь, к другому окну. Из данной ситуации есть очень простой выход: на предприятиях такого рода должен быть дежурный оператор, который бы на время технического перерыва работника заменял его и выполнял его функции.

Это могут быть: дежурные смены, старший смены, старший контролер, старший кассир и т.д.

Парадоксально, но факт, что большинство локальных нормативных актов таких предприятий существенно расширяют круг лиц, на которых они распространяются.

Почему большинство населения страны должно подстраиваться под эти документы и установленные в них графики работы? Налицо нарушение Закона "О защите прав потребителей".

Другим примером противоречия норм трудового права, содержащихся в локальных документах предприятий, потребностям потребительского рынка и интересам населения является введение в графики и режимы работы организаций, занимающихся предоставлением услуг, всевозможных санитарных часов и санитарных дней.

Особенно удручающе действуют на сознание потребителей вывески примерно следующего содержания: "Каждый первый понедельник месяца с 8.00 до 10.00 санитарный час"; "Каждый второй вторник каждого месяца санитарный день"; "Каждый последний день месяца санитарный".

Естественно, что в эти часы и дни услуги населению не предоставляются, товары не отпускаются. Так и стоит гражданин перед дверью и высчитывает, почему объявленный санитарный час состоит из двух и который вообще день месяца.

Опять ситуация, в которой локальные нормативные акты неправомерно расширяют круг лиц - участников правоотношений, распространяя действие трудового права на участников совершенно иных отношений потребительского рынка (договор купли-продажи; договор комиссии; договор банковского вклада; договор услуг и т.д.).

Почему граждане должны подстраиваться под график работы предприятий, оказывающих услуги? Почему граждане обязаны соблюдать локальные нормы чужих предприятий? Речь не идет о государственных, бюрократизированных организациях, где устанавливаются часы приема по личным вопросам и в графиках работы есть неприемные дни.

Да и в этих государственных организациях графики работы сформированы таким образом, что попасть на прием к должностному лицу можно лишь в рабочее время самого гражданина, а это не всегда удобно, поскольку работающий человек должен отпрашиваться у своего начальника, чтобы попасть на прием к начальнику другому. Из сложившихся на практике противоречий участников потребительского рынка есть выход, отчасти отрегулированный в трудовом законодательстве.

Современная редакция ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) предусматривает оплату сверхурочной работы (ст. 152 ТК РФ); оплату труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ); оплату труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ).

Почему руководителям предприятий нельзя организовать санитарную обработку и гигиеническую чистку до начала режима работы предприятия (например, с 7.00 до 8.00) или после (например, с 18.00 до 19.00)? Почему нельзя организовать генеральную уборку предприятия (сандень) в выходной день с последующим предоставлением отгула работникам?

Мне, как человеку, интересующемуся книжными новинками и другой информацией, бывает не очень удобно, когда, подходя к библиотеке, я обнаруживаю на дверях вывеску "Санитарный день".

Очень бы хотелось, чтобы в России скорее наступило то время, когда на дверях и офисах предприятий, организаций и учреждений будет написано: "Работаем круглосуточно, без выходных и перерывов".

Б.Я.Бляхман

Подписано в печать

29.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Классификация и система форм российского трудового права ("Трудовое право", 2007, N 11) Источник публикации "Трудовое право", 2007, N 11 >
Статья: Об оценке предмета криминальной невыплаты заработной платы и иных социальных платежей ("Трудовое право", 2007, N 11) Источник публикации "Трудовое право", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.