![]() |
| ![]() |
|
Статья: О некоторых противоречиях норм трудового права и интересов населения ("Трудовое право", 2007, N 11) Источник публикации "Трудовое право", 2007, N 11
"Трудовое право", 2007, N 11
О НЕКОТОРЫХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ
В настоящее время написано довольно много работ, посвященных проблемам правового государства, единству правового пространства, пределам правового поля. Тем не менее авторы данных исследований занимаются больше теоретическими изысканиями, рассуждая о понятиях, категориях, структурах и системах. Такие исследования являются, безусловно, необходимыми и полезными для обогащения общенаучного потенциала. По моему глубокому убеждению, нельзя построить правовое государство в целом, создать единое правовое пространство и действовать в пределах правового поля, если не создать правовое государство в его частях: регионах, муниципалитетах, предприятиях, учреждениях, организациях. Для этого необходимо прежде всего изменить правосознание тех, кто там проживает, работает и отдыхает. Следует отметить, что современное российское законодательство, в том числе и трудовое, мало способствует изменению правосознания.
Бюрократизация отношений между населением государства и государственными служащими известна с самого появления цивилизации. Установление правил и процедур приема граждан по личным вопросам всегда было прерогативой государственных органов, а население было обязано следовать им. Изменить бюрократические правила, демократизировать их человечество пыталось постоянно и делало это с переменным успехом. Демократизации этих отношений должны были способствовать перестройка и введение рыночных отношений в экономике. Что же произошло в реальном взаимодействии между субъектами общественных отношений (особенно в сфере услуг) и населением после проникновения демократических начал в процесс создания локальных нормативных актов? Обратим внимание на то, как законодатель определяет перечень нормативных актов, необходимых для регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Прежде всего, в ст. 5 ТК РФ закреплен перечень документов, при помощи которых предполагается регулировать трудовые отношения, а ч. 2 этой статьи прямо указывает на то, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В ч. 1 ст. 8 ТК РФ закреплено право работодателей принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Трудовой кодекс не содержит перечня таких локальных нормативных актов и их возможных разновидностей. Можно предположить, что такими локальными нормативными актами могут быть: уставы; правила внутреннего трудового распорядка; режимы работы организаций, учреждений; внутренние инструкции о действиях работников в определенных обстоятельствах; положение о рабочем месте и т.д. Для нашего анализа наиболее интересным является закрепленное в ч. 4 ст. 13 ТК РФ положение о том, что принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). В ч. 1, 2, 3 ст. 13 ТК РФ законодатель реализует теоретическую конструкцию "действие закона в пространстве" и закрепляет распространение такого действия закона по территориальному принципу: федеральные законы действительны на всей территории Российской Федерации; законы субъекта РФ обязательны на территории субъекта; нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующего муниципального образования. Возвращаясь к рассмотрению ч. 4 ст. 13, необходимо отметить, что законодатель использует здесь теоретическую конструкцию "круг лиц", предполагая возможность реализации локальных документов предприятий, организаций, учреждений за их территориальными пределами. Например, если работник направлен на работу в другую местность, командирован для выполнения трудовой функции, то он обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, которые установлены по основному территориальному месту работы командированного. Далее необходимо остановиться на том, что локальные нормативные акты предприятий закрепляют графики и режимы их работы, в которых предусмотрены перерывы для отдыха в течение рабочего дня (смены) (абз. 2 ст. 107 ТК РФ). В ст. 109 ТК РФ предусмотрены специальные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 109 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). Естественно, что современные компьютерные технологии, применяемые во время исполнения трудовой функции рабочими, служащими, менеджерами, требуют введения технологических перерывов для санитарно-гигиенического отдыха работника. Нагрузка на зрение у работника во время работы с компьютером; психологическая перегрузка работника во время приема им посетителей; психологическая нагрузка на сознание авиадиспетчера во время дежурства; элементарная физическая усталость работника во время непрерывного производственного цикла и т.д. - все это, безусловно, требует предоставления специального перерыва для отдыха работника. Причем это не только медико-санитарная необходимость, используемая для поддержания нормального производственного ритма, но и определенная гарантия здоровья работника. За соблюдением норм, устанавливающих специальные перерывы для отдыха, следят: администрация предприятия; техническая инспекция труда; профессиональные союзы; санитарно-эпидемиологическая служба и т.д. Ни одно нарушение в данной сфере не укроется от бдительного ока контролирующего органа. Итак, остановимся на том, что социальные перерывы для работника являются необходимыми и имеют целью сохранение его здоровья. Следует также отметить те обстоятельства, которые происходят с режимами рабочего времени и графиками работы на предприятиях и организациях, созданных для оказания различных услуг населению. Это прежде всего касается работы: банков; предприятий связи (почта); учреждений, принимающих различные виды платежей за оказанные услуги (ЖКХ, телефон, электроэнергия, кабельное телевидение и т.д.); кассы магазинов и супермаркетов и т.д. Получается странная картина на некоторых предприятиях, оказывающих услуги или взимающих плату за них. Там устанавливаются такие графики и режимы работы, которые гарантируют восьмичасовой рабочий день для работников этих предприятий, а также устанавливают обеденные и специальные перерывы для их отдыха. Причем графики работы этих предприятий удивительным образом совпадают с графиками работы большинства населения, которому необходимо оказывать различные услуги. Так, например, работа банков, а также различных касс, принимающих оплату за предоставленные населению услуги, может быть определена с 9.00 до 18.00 часов с перерывом на обед с 13.00 до 14.00 и двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Как быть населению, которое работает в большинстве своем с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00 и двумя выходными днями в субботу и воскресенье? Получается, что некоторые предприятия в сфере услуг созданы сами для себя и оказывают услуги сами себе, поскольку большинство работающего населения не попадает к ним в установленные графики работы. Но что еще больше поражает воображение, так это то, что законопослушный гражданин (очень часто бывает и так, что это и есть тот самый представитель сферы услуг), попав наконец к кассе и отстояв очередь, с ужасом наблюдает, как перед ним появляется шторка и надпись "Технический перерыв"! Гражданин, "вспомнив все хорошее", переходит в новую очередь, к другому окну. Из данной ситуации есть очень простой выход: на предприятиях такого рода должен быть дежурный оператор, который бы на время технического перерыва работника заменял его и выполнял его функции. Это могут быть: дежурные смены, старший смены, старший контролер, старший кассир и т.д. Парадоксально, но факт, что большинство локальных нормативных актов таких предприятий существенно расширяют круг лиц, на которых они распространяются. Почему большинство населения страны должно подстраиваться под эти документы и установленные в них графики работы? Налицо нарушение Закона "О защите прав потребителей". Другим примером противоречия норм трудового права, содержащихся в локальных документах предприятий, потребностям потребительского рынка и интересам населения является введение в графики и режимы работы организаций, занимающихся предоставлением услуг, всевозможных санитарных часов и санитарных дней. Особенно удручающе действуют на сознание потребителей вывески примерно следующего содержания: "Каждый первый понедельник месяца с 8.00 до 10.00 санитарный час"; "Каждый второй вторник каждого месяца санитарный день"; "Каждый последний день месяца санитарный". Естественно, что в эти часы и дни услуги населению не предоставляются, товары не отпускаются. Так и стоит гражданин перед дверью и высчитывает, почему объявленный санитарный час состоит из двух и который вообще день месяца. Опять ситуация, в которой локальные нормативные акты неправомерно расширяют круг лиц - участников правоотношений, распространяя действие трудового права на участников совершенно иных отношений потребительского рынка (договор купли-продажи; договор комиссии; договор банковского вклада; договор услуг и т.д.). Почему граждане должны подстраиваться под график работы предприятий, оказывающих услуги? Почему граждане обязаны соблюдать локальные нормы чужих предприятий? Речь не идет о государственных, бюрократизированных организациях, где устанавливаются часы приема по личным вопросам и в графиках работы есть неприемные дни. Да и в этих государственных организациях графики работы сформированы таким образом, что попасть на прием к должностному лицу можно лишь в рабочее время самого гражданина, а это не всегда удобно, поскольку работающий человек должен отпрашиваться у своего начальника, чтобы попасть на прием к начальнику другому. Из сложившихся на практике противоречий участников потребительского рынка есть выход, отчасти отрегулированный в трудовом законодательстве. Современная редакция ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) предусматривает оплату сверхурочной работы (ст. 152 ТК РФ); оплату труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ); оплату труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ). Почему руководителям предприятий нельзя организовать санитарную обработку и гигиеническую чистку до начала режима работы предприятия (например, с 7.00 до 8.00) или после (например, с 18.00 до 19.00)? Почему нельзя организовать генеральную уборку предприятия (сандень) в выходной день с последующим предоставлением отгула работникам? Мне, как человеку, интересующемуся книжными новинками и другой информацией, бывает не очень удобно, когда, подходя к библиотеке, я обнаруживаю на дверях вывеску "Санитарный день". Очень бы хотелось, чтобы в России скорее наступило то время, когда на дверях и офисах предприятий, организаций и учреждений будет написано: "Работаем круглосуточно, без выходных и перерывов".
Б.Я.Бляхман Подписано в печать 29.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |