![]() |
| ![]() |
|
Статья: Легализация денежных средств, добытых преступным путем, как угроза экономической безопасности ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОБЫТЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Казалось бы, нет особой необходимости доказывать, что легализация денежных средств является преступлением, которое представляет не только потенциальные, но и конкретные угрозы экономической безопасности. Тем не менее в настоящее время широкое распространение получил тезис о том, что легализация не несет в себе общественно опасного вреда. И аргументы апологетов в этом вопросе очень простые: легализация - это, по сути, те же инвестиции. Что же плохого, если в экономику приходят дополнительные денежные средства?
Не затрагивая правовых вопросов, рассмотрим проблемы легализации с точки зрения экономической. С позиции реальной экономики легализация - это приход не учтенных ранее денежных средств в легальную экономику. Естественно, возникает два закономерных вопроса - сколько приходит денег и к чему это приводит. Ответ на первый вопрос с определенной долей условности можно найти в теневом секторе. В настоящее время органы государственной власти демонстрируют высокий уровень осведомленности о различных сферах теневой экономики. В частности, имеется Постановление Госкомстата России от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики", которое включает в себя следующие методологические разработки: - Методологические положения по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики; - Методологические указания по определению общего объема промышленного производства (с учетом оценки деятельности неформальной экономики);
- Методологические указания по расчету отдельных показателей строительной и инвестиционной деятельности с учетом параметров неформальной экономики; - Методические указания по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне - и ряд подобных методик для других секторов экономики. По данным Госкомстата России, теневой сектор экономики в РФ составляет 40% ВВП. Если в 2006 г. ВВП достиг уровня в 25 трлн руб., то нетрудно посчитать, что в рублевом эквиваленте теневой сектор экономики оценивается в 10 трлн руб. По сути, это два годовых бюджета страны. Отсюда и ответ на следующий вопрос, к чему это приводит. Во-первых, любому экономисту понятно, что неучтенные денежные средства в таком количестве приводят к избыточному давлению денежной массы, а это, в свою очередь, - к росту инфляции. Другими словами, все усилия Правительства РФ сдерживать инфляцию только путем контроля и регулирования макроэкономических показателей практически обречены изначально, так как в экономику приходят "не управляемые" государством огромные денежные средства. Другой немаловажный аспект, который необходимо учитывать, - значительная денежная масса, имеющая не только безналичную, но и наличную форму, которая дает преступным сообществам колоссальные конкурентные преимущества в реальном секторе экономики. Выбирая формы легализации, преступное сообщество будет всегда ориентировано на прибыльные, высокорентабельные секторы экономики. На сегодня это прежде всего экспортный сектор, ориентированный на энергоносители и другие сырьевые ресурсы. Именно присутствие преступных сообществ в экспортном секторе не позволяет уже многие годы решить проблемы по незаконному возмещению экспортного НДС и формирует крупные таможенные фискальные риски. Безусловно, наличие свободных денежных средств позволяет преступным сообществам активно лоббировать нормативно-правовые акты, направленные на укрепление позиций экспортного и сырьевого секторов экономики. Все это приводит к перекосам и разбалансированности важнейших отраслей экономики, а усилия Правительства, направленные на структурные преобразования с целью повышения доли перерабатывающих отраслей, создания собственной промышленности с конкурентной продукцией, неизбежно встречают мощнейшее сопротивление преступных сообществ. В итоге получается, что любые усилия государства по структурной перестройке обречены на провал и перекос экономики неизбежен. Понятно, что при такой ситуации Россия не сумеет "соскочить с нефтяной иглы" и ни о каком экономическом прорыве говорить не приходится. По сути, легализация в этом плане есть не что иное, как противодействие криминала структурным преобразованиям. Противодействие, основанное на колоссальных денежных средствах, добытых преступным путем. Существенно ослабляют позиции государства при решении этих вопросов и постоянные коррупционные проявления. Теневой сектор экономики - это постоянный источник подпитки коррупции. Реализуя свои замыслы, преступники активно используют денежные средства на взятки и подкуп чиновников. Коррупционная емкость сегодня равняется, по разным данным, почти 40 млрд долл. США. Такие "свободные деньги", несомненно, можно получить только в теневом секторе. Именно коррупционные связи и позволяют преступным сообществам так легко получать доступ на высокорентабельные рынки и секторы экономики, лоббировать законы, разваливать любые дела, связанные с уголовным преследованием. Практика показывает: расследования легализации зачастую разваливаются еще на стадии предварительных процедур, в лучшем случае - при проведении следственных действий. Понятно, что, легализовав денежные средства в прибыльных секторах экономики, преступное сообщество будет получать сверхприбыли. Эти дополнительные доходы обязательно будут "инвестированы" в воспроизводство преступной деятельности. Разве только слепой не заметит, что порочный круг замыкается. Таким образом, легализация денежных средств с точки зрения экономики приводит: - к раскручиванию инфляционной спирали; - к подчинению преступным сообществам высокорентабельных отраслей экономики; - к получению дополнительных доходов и направлению этих денежных средств на воспроизводство преступной деятельности; - к получению преступным сообществом конкурентных преимуществ в реальном секторе экономики; - к подавлению реального сектора экономики и малого бизнеса; - к разбалансированности хозяйственных пропорций; - к постоянному источнику коррупции. В борьбе с этим злом необходимы срочные и кардинальные комплексные меры. По мнению автора, первоочередным практическим шагом должно стать принятие законов "О коррупции" и "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Эти два нормативных документа взаимосвязаны, и один без другого работать не сможет. Первый законодательный акт ставит заслоны на пути коррупционных проявлений, а второй - затрудняет и закрывает пути легализации преступных денежных средств. Да и для правоохранительных органов расследование преступлений по ст. ст. 174 и 175 УК РФ, связанным с легализацией, будет облегчено. Сегодня это одни из наиболее сложных статей Уголовного кодекса РФ. Несомненно, нужна и новая кадровая политика, основанная на реальной способности человека занимать тот или иной пост, а не на землячестве и родственных связях. Основу кадровой политики должны составлять высокие профессиональные знания и моральные качества, практический опыт работы и хорошие организаторские способности, постоянная ротация кадров, обеспеченная соответствующими гарантиями. К сожалению, низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере усиливает коррупционное давление. Разве могут оклады в 2000 - 3000 руб., которые предлагает, например, ФНС России, быть стимулом к ответственному и качественному труду? А соблазны чиновников, даже рядовых, оцениваются на уровне предложений в несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов! И чем выше уровень чиновников, тем выше цена вопроса. Такая картина практически во всех ведомствах. Последние коррупционные сюжеты, связанные со Счетной палатой РФ, - прекрасное тому подтверждение. Автор не призывает поднимать уровень заработной платы работникам бюджетной сферы до международных стандартов, поскольку при нынешней экспортно-сырьевой экономике сделать это весьма непросто. Дело в том, что заработок бюджетников в соответствии с Бюджетным кодексом РФ - это защищенные статьи текущих расходов, которые ни при каких условиях не подлежат секвестированию (урезанию, сокращению). Отсюда эта величина постоянная, а значит, и расходы на нее тоже постоянны. И Правительство, многократно подняв заработную плату, уже не имеет права ее снижать. В то же время доходы - величина переменная. У нас тем более переменная, поскольку доходная часть федерального бюджета на 45% зависит от нефтегазового сектора экономики, а конъюнктура цен на нефть очень капризна. Так, расчеты бюджетных проектировок на 2008 - 2010 гг. уже сделаны с учетом ожидаемого снижения цен на нефть марки "Юралс" с 61,1 до 55 долл. США за баррель. Поэтому ждать от государства существенного повышения заработной платы бюджетников не стоит: ни одно правительство не возьмет на себя повышенные расходы при сокращающихся доходах. В ситуации, когда экономика ориентирована на экспорт сырьевых ресурсов, говорить о реальном кардинальном повышении заработков не приходится. Но хотелось бы, чтобы Правительство перестало лукавить. Ведь очередные громко разрекламированные повышения заработной платы бюджетникам на 13 - 15% - это и не повышение, и даже не индексация, это уже обман. Всем известно, что инфляция далеко не 9%, а по расчетам многих экономистов уже около 30%. Значит, на данном этапе в качестве конкретных первоочередных мер в обязательном порядке нужна полноценная индексация заработной платы, прописанная законодательно. Государство как рачительный работодатель обязательно должно продумать механизмы защищенности своих работников. Не секрет, что оно проигрывает бизнесу в конкурентной борьбе за высокопрофессионального специалиста. Но ведь оно проигрывает и преступным сообществам, не защищая своих работников от коррупционных проявлений. Следовательно, государство обязано создать серьезную, качественную и понятную систему мотивации работников бюджетной сферы. В борьбе с коррупцией требуется большая черновая работа и со стороны государства, и со стороны общества. Без этой повседневной работы не будет возможности искоренить коррупционные проявления и справиться с проблемами легализации. Таким образом, не решив проблему легализации, сложно одержать верх над преступностью, минимизировать инфляционные и фискальные риски. Не занимаясь проблемами легализации, государство не справится с коррупцией, не проведет необходимых структурных преобразований, не создаст нужных условий для добросовестной конкуренции и в целом не сумеет обеспечить перевод всей экономики в рамки правового поля. Поэтому расхожие мнения о пользе легализации не только вредны, но и несут в себе реальную угрозу экономической безопасности государства и обществу в целом.
Н.А.Пименов К. э. н., доцент кафедры "Анализ рисков и экономическая безопасность" Финансовой академии при Правительстве РФ Подписано в печать 26.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |