Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Легализация денежных средств, добытых преступным путем, как угроза экономической безопасности ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОБЫТЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Казалось бы, нет особой необходимости доказывать, что легализация денежных средств является преступлением, которое представляет не только потенциальные, но и конкретные угрозы экономической безопасности. Тем не менее в настоящее время широкое распространение получил тезис о том, что легализация не несет в себе общественно опасного вреда. И аргументы апологетов в этом вопросе очень простые: легализация - это, по сути, те же инвестиции. Что же плохого, если в экономику приходят дополнительные денежные средства?

Не затрагивая правовых вопросов, рассмотрим проблемы легализации с точки зрения экономической. С позиции реальной экономики легализация - это приход не учтенных ранее денежных средств в легальную экономику. Естественно, возникает два закономерных вопроса - сколько приходит денег и к чему это приводит.

Ответ на первый вопрос с определенной долей условности можно найти в теневом секторе. В настоящее время органы государственной власти демонстрируют высокий уровень осведомленности о различных сферах теневой экономики. В частности, имеется Постановление Госкомстата России от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики", которое включает в себя следующие методологические разработки:

- Методологические положения по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики;

- Методологические указания по определению общего объема промышленного производства (с учетом оценки деятельности неформальной экономики);

- Методологические указания по расчету отдельных показателей строительной и инвестиционной деятельности с учетом параметров неформальной экономики;

- Методические указания по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне -

и ряд подобных методик для других секторов экономики.

По данным Госкомстата России, теневой сектор экономики в РФ составляет 40% ВВП. Если в 2006 г. ВВП достиг уровня в 25 трлн руб., то нетрудно посчитать, что в рублевом эквиваленте теневой сектор экономики оценивается в 10 трлн руб. По сути, это два годовых бюджета страны. Отсюда и ответ на следующий вопрос, к чему это приводит.

Во-первых, любому экономисту понятно, что неучтенные денежные средства в таком количестве приводят к избыточному давлению денежной массы, а это, в свою очередь, - к росту инфляции. Другими словами, все усилия Правительства РФ сдерживать инфляцию только путем контроля и регулирования макроэкономических показателей практически обречены изначально, так как в экономику приходят "не управляемые" государством огромные денежные средства.

Другой немаловажный аспект, который необходимо учитывать, - значительная денежная масса, имеющая не только безналичную, но и наличную форму, которая дает преступным сообществам колоссальные конкурентные преимущества в реальном секторе экономики. Выбирая формы легализации, преступное сообщество будет всегда ориентировано на прибыльные, высокорентабельные секторы экономики. На сегодня это прежде всего экспортный сектор, ориентированный на энергоносители и другие сырьевые ресурсы. Именно присутствие преступных сообществ в экспортном секторе не позволяет уже многие годы решить проблемы по незаконному возмещению экспортного НДС и формирует крупные таможенные фискальные риски.

Безусловно, наличие свободных денежных средств позволяет преступным сообществам активно лоббировать нормативно-правовые акты, направленные на укрепление позиций экспортного и сырьевого секторов экономики. Все это приводит к перекосам и разбалансированности важнейших отраслей экономики, а усилия Правительства, направленные на структурные преобразования с целью повышения доли перерабатывающих отраслей, создания собственной промышленности с конкурентной продукцией, неизбежно встречают мощнейшее сопротивление преступных сообществ. В итоге получается, что любые усилия государства по структурной перестройке обречены на провал и перекос экономики неизбежен. Понятно, что при такой ситуации Россия не сумеет "соскочить с нефтяной иглы" и ни о каком экономическом прорыве говорить не приходится. По сути, легализация в этом плане есть не что иное, как противодействие криминала структурным преобразованиям. Противодействие, основанное на колоссальных денежных средствах, добытых преступным путем.

Существенно ослабляют позиции государства при решении этих вопросов и постоянные коррупционные проявления. Теневой сектор экономики - это постоянный источник подпитки коррупции. Реализуя свои замыслы, преступники активно используют денежные средства на взятки и подкуп чиновников. Коррупционная емкость сегодня равняется, по разным данным, почти 40 млрд долл. США. Такие "свободные деньги", несомненно, можно получить только в теневом секторе. Именно коррупционные связи и позволяют преступным сообществам так легко получать доступ на высокорентабельные рынки и секторы экономики, лоббировать законы, разваливать любые дела, связанные с уголовным преследованием. Практика показывает: расследования легализации зачастую разваливаются еще на стадии предварительных процедур, в лучшем случае - при проведении следственных действий.

Понятно, что, легализовав денежные средства в прибыльных секторах экономики, преступное сообщество будет получать сверхприбыли. Эти дополнительные доходы обязательно будут "инвестированы" в воспроизводство преступной деятельности. Разве только слепой не заметит, что порочный круг замыкается.

Таким образом, легализация денежных средств с точки зрения экономики приводит:

- к раскручиванию инфляционной спирали;

- к подчинению преступным сообществам высокорентабельных отраслей экономики;

- к получению дополнительных доходов и направлению этих денежных средств на воспроизводство преступной деятельности;

- к получению преступным сообществом конкурентных преимуществ в реальном секторе экономики;

- к подавлению реального сектора экономики и малого бизнеса;

- к разбалансированности хозяйственных пропорций;

- к постоянному источнику коррупции.

В борьбе с этим злом необходимы срочные и кардинальные комплексные меры. По мнению автора, первоочередным практическим шагом должно стать принятие законов "О коррупции" и "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Эти два нормативных документа взаимосвязаны, и один без другого работать не сможет. Первый законодательный акт ставит заслоны на пути коррупционных проявлений, а второй - затрудняет и закрывает пути легализации преступных денежных средств.

Да и для правоохранительных органов расследование преступлений по ст. ст. 174 и 175 УК РФ, связанным с легализацией, будет облегчено. Сегодня это одни из наиболее сложных статей Уголовного кодекса РФ. Несомненно, нужна и новая кадровая политика, основанная на реальной способности человека занимать тот или иной пост, а не на землячестве и родственных связях. Основу кадровой политики должны составлять высокие профессиональные знания и моральные качества, практический опыт работы и хорошие организаторские способности, постоянная ротация кадров, обеспеченная соответствующими гарантиями.

К сожалению, низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере усиливает коррупционное давление. Разве могут оклады в 2000 - 3000 руб., которые предлагает, например, ФНС России, быть стимулом к ответственному и качественному труду? А соблазны чиновников, даже рядовых, оцениваются на уровне предложений в несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов! И чем выше уровень чиновников, тем выше цена вопроса. Такая картина практически во всех ведомствах. Последние коррупционные сюжеты, связанные со Счетной палатой РФ, - прекрасное тому подтверждение.

Автор не призывает поднимать уровень заработной платы работникам бюджетной сферы до международных стандартов, поскольку при нынешней экспортно-сырьевой экономике сделать это весьма непросто. Дело в том, что заработок бюджетников в соответствии с Бюджетным кодексом РФ - это защищенные статьи текущих расходов, которые ни при каких условиях не подлежат секвестированию (урезанию, сокращению). Отсюда эта величина постоянная, а значит, и расходы на нее тоже постоянны. И Правительство, многократно подняв заработную плату, уже не имеет права ее снижать.

В то же время доходы - величина переменная. У нас тем более переменная, поскольку доходная часть федерального бюджета на 45% зависит от нефтегазового сектора экономики, а конъюнктура цен на нефть очень капризна. Так, расчеты бюджетных проектировок на 2008 - 2010 гг. уже сделаны с учетом ожидаемого снижения цен на нефть марки "Юралс" с 61,1 до 55 долл. США за баррель. Поэтому ждать от государства существенного повышения заработной платы бюджетников не стоит: ни одно правительство не возьмет на себя повышенные расходы при сокращающихся доходах.

В ситуации, когда экономика ориентирована на экспорт сырьевых ресурсов, говорить о реальном кардинальном повышении заработков не приходится. Но хотелось бы, чтобы Правительство перестало лукавить. Ведь очередные громко разрекламированные повышения заработной платы бюджетникам на 13 - 15% - это и не повышение, и даже не индексация, это уже обман. Всем известно, что инфляция далеко не 9%, а по расчетам многих экономистов уже около 30%. Значит, на данном этапе в качестве конкретных первоочередных мер в обязательном порядке нужна полноценная индексация заработной платы, прописанная законодательно.

Государство как рачительный работодатель обязательно должно продумать механизмы защищенности своих работников. Не секрет, что оно проигрывает бизнесу в конкурентной борьбе за высокопрофессионального специалиста. Но ведь оно проигрывает и преступным сообществам, не защищая своих работников от коррупционных проявлений. Следовательно, государство обязано создать серьезную, качественную и понятную систему мотивации работников бюджетной сферы.

В борьбе с коррупцией требуется большая черновая работа и со стороны государства, и со стороны общества. Без этой повседневной работы не будет возможности искоренить коррупционные проявления и справиться с проблемами легализации.

Таким образом, не решив проблему легализации, сложно одержать верх над преступностью, минимизировать инфляционные и фискальные риски. Не занимаясь проблемами легализации, государство не справится с коррупцией, не проведет необходимых структурных преобразований, не создаст нужных условий для добросовестной конкуренции и в целом не сумеет обеспечить перевод всей экономики в рамки правового поля. Поэтому расхожие мнения о пользе легализации не только вредны, но и несут в себе реальную угрозу экономической безопасности государства и обществу в целом.

Н.А.Пименов

К. э. н.,

доцент

кафедры "Анализ рисков

и экономическая безопасность"

Финансовой академии

при Правительстве РФ

Подписано в печать

26.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Осторожно: ERP-системы ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11 >
Статья: Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права ("Трудовое право", 2007, N 11) Источник публикации "Трудовое право", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.