Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: ФНС России усиливает контроль за налоговыми агентами: эксперты опасаются, что налогоплательщиков накажут за их сознательность ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11

ФНС РОССИИ УСИЛИВАЕТ КОНТРОЛЬ ЗА НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ:

ЭКСПЕРТЫ ОПАСАЮТСЯ, ЧТО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАКАЖУТ ЗА ИХ

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ <1>

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. также статью Т.П. Васильевой "Перечисление НДФЛ в бюджет под контролем ФНС России" на с. 52. - Прим. ред. Руководство ФНС России официально объявило, что усиливает контроль за перечислением налоговыми агентами сумм НДФЛ в бюджет. Поможет в этом сотрудникам налоговых инспекций специальный программный продукт, который уже прошел опытную эксплуатацию. Программа анализирует показатели налогового периода, содержащиеся в сведениях о доходах физических лиц, и на основе такого анализа инспектор может сделать вывод о возможном нарушении законодательства налоговым агентом. Как утверждают в ФНС России, программа очень проста и эффективна. В систему уже загружен 101 млн сведений о доходах физических лиц, переданных работодателями в инспекции в 2006 г. По замыслу разработчиков программного продукта, регулярный мониторинг сведений о доходах физических лиц на протяжении одного и более налоговых периодов позволяет инспектору сделать выводы о несвоевременном или неполном перечислении НДФЛ в бюджет, а также о возможном сокрытии реальных доходов сотрудников компании. На основании этой информации налоговые инспекторы и будут формировать планы выездных проверок. Цифры, которые объявила налоговая служба в подтверждение эффективности новой программы, впечатляют. В 2007 г. сведения о доходах физических лиц уже представили 2,108 млн налоговых агентов, что на 85 000 больше, чем в прошлом году. Работодатели, которые не представили информацию о доходах сотрудников, а также те, кто не успел это сделать вовремя, уже оштрафованы на 34,7 млн руб. Кроме того, проанализировав уже имеющиеся в базе сведения, налоговые органы сделали вывод, что 156 000 налоговых агентов, возможно, нарушают налоговое законодательство в части уплаты НДФЛ. Из них 10 378 агентов включены в план выездных проверок, а 4724 работодателей уже посетили инспекторы и доначислили в общей сложности 2,404 млн руб. в виде налога, пеней и штрафов. В ФНС России также планируют, что с помощью новой программы доначисления НДФЛ могут превысить 6 млрд руб. Правда, в ведомстве пока не уточняют, за какой срок должна быть собрана эта сумма. Как сообщили нам в ФНС России, база с информаций о доходах физических лиц - общефедеральная, что позволяет контролировать работу инспекторов на местах. Там также не опровергли, что отрицательная динамика поступления НДФЛ - весомый повод включить компанию в план выездных проверок. В своем сообщении налоговые органы подчеркнули, что за невыполнение обязанностей налогового агента предусмотрена не только налоговая, но и уголовная ответственность. Такие материалы теперь будут чаще передаваться в органы внутренних дел для применения ст. ст. 199.1, 158 и 160 УК РФ к нерадивым работодателям. По мнению заместителя руководителя Комитета по налоговой и бюджетной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергея Белякова, автоматизация контроля за перечислением НДФЛ в бюджет - положительная тенденция. РСПП уже давно утверждает, что охватывать всех налогоплательщиков выездными проверками неэффективно. Очевидно, что проверять нужно только тех налогоплательщиков, в отношении которых по итогам камеральных проверок есть подозрения в совершении налоговых нарушений. Однако есть риски, что инспекторы могут наказать предпринимателей за их же сознательность. Каким образом? Налоговые органы регулярно информируют бизнес о результатах работы так называемых зарплатных комиссий. Принцип работы этих комиссий уже известен всем: руководителя организации приглашают в налоговую инспекцию или на заседание такой комиссии, где настоятельно рекомендуют повысить заработную плату. Результаты работы по "обелению зарплат" обнародуются регулярно. Как правило, не менее 80% всех предпринимателей после разъяснительной беседы увеличивают фонд оплаты труда. В итоге за предыдущий налоговый период суммы перечисленных в бюджет налогов будут меньше. А как следует из заявлений ФНС России, это повод включить организацию в план выездных проверок. Очевидно, что предприниматели, которые согласно рекомендациям "зарплатной" комиссии увеличили среднюю заработную плату на предприятии, могут быть привлечены к ответственности за неполную уплату НДФЛ в предыдущем периоде. "Опасаюсь, что ожидаемые 6 млрд руб. доначислений могут быть собраны именно за счет таких работодателей", - говорит Сергей Беляков. Кроме того, следует иметь в виду практику, в соответствии с которой налоговые органы отчитываются по показателям, характеризующим суммы, предъявленные в качестве доначислений. Но эти цифры могут быть существенно снижены в результате их оспаривания налогоплательщиками. Также, по мнению заместителя руководителя Комитета по налоговой и бюджетной политике РСПП, достаточно странно звучит заявление ФНС России о том, что планируется шире практиковать передачу дел в органы внутренних дел. "Не должно быть избирательного подхода в этом вопросе. Есть законные основания - обязаны передать материалы дела в органы внутренних дел. Однако надо помнить о вступивших в силу 1 января 2007 г. поправках в НК РФ, изменивших порядок передачи дел в правоохранительные органы, и использовать этот аргумент для острастки налогоплательщиков совершенно недопустимо!" - заметил Сергей Беляков. Впрочем, уголовной ответственности можно избежать, если должностные лица организации смогут доказать, что невыполнение обязанностей налогового агента не связано с личными корыстными интересами руководства фирмы, напоминает ведущий аудитор ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало" Алексей Гришин. В Постановлении Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 указано, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, может быть лицо, которое в соответствии с его должностным либо служебным положением обязано исчислять, удерживать или перечислять налоги. Это может быть любой сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, или лицо, фактически выполняющее такие обязанности. Важно, что для применения к указанному лицу мер ответственности, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ, необходимо иметь доказательства, подтверждающие личный интерес обвиняемого, а именно стремление извлечь выгоду имущественного и неимущественного характера. В противном случае невыполнение организацией обязанностей налогового агента, не связанное с личными интересами должностных лиц, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ. Судьи также сделали вывод, что, если действия налогового агента, не выполнившего свои обязанности, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств или другого имущества в пользу должностных лиц организации либо в пользу других лиц, виновным может быть предъявлено обвинение в хищении чужого имущества. Наказание за такое деяние предусмотрено ст. ст. 158, 160 УК РФ, подытожил аудитор. А юриста Сергея Астахова заинтересовали цифры, обнародованные в заявлении ФНС России. Судя по всему, налоговые органы переоценивают свои возможности. Количество агентов, у которых "возможны нарушения" налогового законодательства, оказалось таким значительным, что инспекторам придется серьезно потрудиться. Фраза в "отчете о проделанной работе" ФНС России звучит внушительно: "В 2007 г. привлечено к представлению сведений о доходах физических лиц 2,108 млн налоговых агентов". Создается впечатление, что именно сотрудники налоговой службы "привлекли" миллионы налоговых агентов к представлению сведений, рассуждает юрист. На деле очевидно, что указанное количество агентов просто сдало предусмотренные законодательством сведения в налоговые органы. Интересно, что всего за 2006 г., как следует из более раннего сообщения на сайте ФНС России, в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 929,9 млрд руб. НДФЛ. Если пренебречь величиной налога, уплаченного налогоплательщиками самостоятельно, то в среднем на одного налогового агента приходится 441 тыс. руб. налога. Данные о результатах выездных проверок показывают, что каждому проверенному налогоплательщику в среднем доначислено по 509 тыс. руб. В эту сумму входят как собственно налоги, так и пени со штрафами. О том, какова структура доначислений, налоговые органы не сочли нужным сообщить. Однако сопоставление общих величин (441 тыс. руб. и 509 тыс. руб.) не свидетельствует о наличии у налоговых агентов страха перед инспекторами. То же показывают и другие цифры: проверено 4724 налоговых агента. В планы выездных проверок включено 10 378 организаций. Если всех включенных в планы проверить в течение года, то это означает более чем двукратное увеличение нагрузки на проверяющих. Но, по сообщению ФНС России, под подозрением находятся 156 000 налоговых агентов. Очевидно, что даже с удвоенной нагрузкой инспекторам нужно будет работать 15 лет, чтобы проверить всех, у кого на текущий момент установлены "возможные нарушения" налогового законодательства. С учетом же сроков привлечения к ответственности эти 15 лет означают, что ни налоговой, ни уголовной ответственности налоговому агенту "в среднем" можно не опасаться. А.Е.Соколова Корреспондент журнала "Финансовые и бухгалтерские консультации" Подписано в печать 26.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Инфляция: ожидаемое отступление ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11 >
Статья: Новое в учете резервов при возникновении условных обязательств ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.