![]() |
| ![]() |
|
Статья: Инфляция: ожидаемое отступление ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11
ИНФЛЯЦИЯ: ОЖИДАЕМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Достижение устанавливаемых целевых показателей по инфляции в последние годы успешным назвать никак нельзя. Целевой уровень 2005 г. - 8,5% (фактически потребительские цены выросли на 10,7%), 2006 г. - также 8,5%, получилось 9%. В 2007 г. цель - 8-процентный рост потребительских цен - снова не будет достигнута. Это стало совершенно очевидным после скачка цен в сентябре - октябре 2007 г.
Сентябрьский рост цен на 0,8% оказался для Правительства полнейшей неожиданностью. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что буквально накануне обнародования фактических данных по сентябрьской инфляции Минэкономразвития России продолжало настаивать на неизменности своего целевого показателя по инфляции на 2007 г. А через несколько дней Министерству уже пришлось признать, что план останется невыполненным.
Изменение тенденции
Начиная с 1999 г. инфляция последовательно снижалась. Однако достигнутый ею уровень в 8 - 9% является неприемлемо высоким для современной экономики. Кроме того, на рубеже 2007 - 2008 гг. динамика снижения уровня инфляции будет нарушена и инфляция вновь будет расти.
Не правы те, кто скажет: ничего страшного, было 9% в 2006 г., будет, допустим, 10%. С одной стороны, действительно: ну подумаешь, на 1% стала инфляция в этом году выше прошлогодней. С другой стороны, это ведь не просто прибавка в темпах инфляции, а изменение тенденции: инфляция неуклонно снижалась после дефолтового 1998 г., т.е. на протяжении последних восьми лет. В экономике изменение тенденции значит подчас намного больше, чем показатели абсолютных величин, так как позволяет прогнозировать изменение ситуации. А изменение тенденции в борьбе с инфляцией - важно и показательно вдвойне. Причина в том, что динамика инфляции в значительной мере предопределяется уровнем инфляционных ожиданий. Последние же, в свою очередь, зависят от того, изменилась ли тенденция. И, если такое происходит, да к тому же есть веские основания ожидать ухудшения ситуации, инфляция наверняка будет расти. Сейчас как раз именно такая ситуация. Инфляционные ожидания, ставшие самостоятельным фактором ускорения инфляции, растут. Это требует принятия не просто дополнительных мер антиинфляционного характера. Принципиально важно изменить представление о том, что в конечном итоге предопределяет уровень инфляции.
Необходимые меры
Следует принять дополнительные меры по развитию конкуренции. Причем речь нужно вести о развитии конкуренции как среди отечественных товаропроизводителей, так и со стороны импорта. Традиционно данный ключевой фактор, влияющий на уровень конкуренции, недооценивался. Первостепенное внимание уделялось и уделяется динамике денежных агрегатов и обменного курса рубля, росту потребительских расходов и процентных ставок. Даже влияние на уровень инфляции изменения цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий было поставлено под сомнение. Среди мер по развитию конкуренции должны быть: снижение административных барьеров (но в форме не единовременной кампании, как это было в начале 2000-х гг., а системы мероприятий, основывающихся на реальном представлении о том, каковы причины существования таких барьеров в российской экономике); гибкая таможенная политика; эффективное применение норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и т.п. О таможенной политике хотелось бы сказать отдельно. Как известно, последний всплеск инфляции привел к повышению экспортных пошлин на зерно и понижению импортных пошлин на молочные продукты. Правильное решение. Одно "но": почему этого нельзя было сделать заранее? Почему опять после того, как уже все произошло? Рост цен на молочные продукты происходил в мире с начала 2007 г., с лета резко повысилась динамика мировых цен на зерно. Почему в таких условиях надо было дожидаться осеннего скачка цен у нас? Все как обычно: недооценили, не успели. Теперь о том, насколько подобного рода судорожные усилия способны исправить ситуацию. Максимум, на что можно рассчитывать, - рост цен не будет столь стремительным. Как бы нам ни хотелось, снижаться цены не будут. Они уже взяли очередной рубеж, спрос и предложение пришли в равновесие на новой высоте. Но нам есть что делать в таможенно-тарифном регулировании. Этот инструмент, даже с учетом последних принятых решений, продолжает оставаться недоиспользованным. Стремительно дорожает не только продовольствие. К примеру, сильно растут цены на строительные материалы (речь не о ценах производителей, это - отдельный разговор, а о стройматериалах, учитываемых при расчете индекса потребительских цен). Так вот эти материалы подорожали в январе - сентябре 2007 г. на 13,6%. Цемент, к примеру, подорожал только в сентябре на 9,5%, а с начала года - на 66,2%. Зная, что у нас существуют импортные пошлины как на цемент (5%), так и на изделия из цемента (15%), резонно предположить, что напрашивающееся решение об их снижении (обнулении) должно было быть принято в первую очередь. Ничего подобного. Вот так используются возможности гибкого таможенно-тарифного регулирования в целях обеспечения большего предложения товаров на внутреннем рынке и сдерживания таким образом инфляции. Государственное регулирование тарифов естественных монополий должно быть заменено рыночными механизмами регулирования (через применение соответствующих норм антимонопольного законодательства). Предлагаемая мера основывается на том факте, что государственное регулирование тарифов не обеспечивает их более умеренный рост по сравнению с динамикой цен отраслей рыночного тарифообразования. Нынешняя система, когда ответственность за рост тарифов лежит на регуляторе, не стимулирует естественных монополистов к сдерживанию тарифов. Нужно предоставить им в этом плане свободу, и только тогда у них появится необходимая ответственность. Рост тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ должен с начала 2008 г. резко ускориться. Их среднегодовой прирост на электроэнергию для населения в 2008 - 2010 гг. составит 15,7%, на газ природный - 26,8% (!), на услуги ЖКХ - 18,3%. Это значительно выше, чем в предшествующие годы. Таким образом, с начала 2008 г. запланирован разворот цен в другую сторону. До этого они снижались, теперь будут повышаться. А поскольку это прямо коснется и производителей, то очевиден вклад данного фактора в раскрутку инфляционных ожиданий. Первостепенное влияние на то, что отечественные товаропроизводители начали с осени повышать цены, оказал не рост мировых цен на продовольствие (хотя это, конечно, сыграло свою роль). В значительной степени повлияли принятые решения по повышению с января 2008 г. тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ. Такое повышение отечественные товаропроизводители стали, естественно, закладывать в цену своей продукции заранее. Отсюда и рост цен. Должно быть изменено отношение к целевому показателю инфляции. В настоящее время он воспринимается заинтересованными экономическими ведомствами как показатель, реалистичность которого надо подтверждать даже тогда, когда всем становится очевидно обратное. В результате доверие к нему падает. Этот показатель перестает выполнять очевидную роль - сдерживать инфляционные ожидания. Необходимо, во-первых, повысить обоснованность первоначальных прогнозных показателей и, во-вторых, своевременно вносить корректировки, повышающие реалистичность прогнозов. То, как не надо относиться к целевому показателю инфляции, было продемонстрировано в 2007 г. Сложилось такое впечатление, что до осени вообще пытались управлять инфляционными ожиданиями исключительно через убеждение себя и других в неизменности целевого показателя инфляции. В результате необходимые практические меры не предпринимались. Целевой показатель превратился в свою противоположность, он дезориентировал потребителей, внося свой вклад в рост инфляционных ожиданий. Требуется ввести институт антиинфляционной экспертизы принимаемых законов и иных нормативных актов. Ошибочность современной антиинфляционной политики состоит также в том, что недооценивается влияние на сдерживание цен и тарифов не только конкуренции, но и других факторов и принимаемых решений. К примеру, в конце 2006 г. правительственным Постановлением с 1 апреля 2007 г. для розничной торговли в палатках и на рынках допустимая доля иностранных работников установлена в размере 0%. Данное Постановление было направлено на решение вопросов миграционного характера, однако оно совершенно не учитывало возможные инфляционные последствия. В результате свой вклад в более высокий уровень инфляции 2007 г. по сравнению с прогнозными показателями оно, безусловно, внесло. Запросы по заработной плате мигрантов, работавших на российских рынках до принятия данного Постановления, были заметно ниже по сравнению с запросами российских граждан. Инфляция чувствительна практически ко всем решениям экономического характера, поэтому их экспертиза позволяет своевременно выявлять соответствующие риски. Необходимо повысить доверие к официальным фактическим показателям инфляции. Когда население и хозяйствующие субъекты не доверяют официальной статистике по инфляции, это повышает инфляционные ожидания. В настоящее время население, как показывают результаты социологических опросов, оценивает реальный уровень инфляции в два-три раза выше по сравнению с официальным. Решить проблему можно путем введения внешнего контроля достоверности официальной статистической информации. Не только ради получения более достоверной информации по ценам, но и в целом требуется рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения отечественного официального статистического органа - Росстата - в структуре федеральной исполнительной власти. В сегодняшнем положении Росстат не обладает должной независимостью, что повышает вероятность искажения информации. Передовой зарубежный опыт однозначно свидетельствует в пользу того, что официальная статистическая информация должна являться результатом деятельности институтов, центров и т.п., обладающих максимальной степенью независимости. Нужно также проводить информационно-разъяснительную работу с населением, объясняя, почему субъективная оценка уровня инфляции бывает заметно выше по сравнению с официальными данными. Индексацию регулируемых тарифов, цен на другие товары и услуги следует проводить более равномерно в течение года. До тех пор пока будет сохраняться государственное регулирование тарифов естественных монополий, его влияние на динамику инфляции можно снизить, "отвязав" соответствующую индексацию от начала календарного года. Существующая многолетняя практика, когда тарифы и цены обязательно поднимались с 1 января, привела к тому, что уже задолго до этой даты соответствующим образом формировались инфляционные ожидания. В результате в начале года всегда происходит неоправданно высокий ценовой скачок. Управление инфляцией эффективно, только когда предпринимаемые действия носят упреждающий, превентивный характер. Образец того, как не надо действовать, - лихорадочные меры по пересмотру таможенных пошлин в ответ на скачок потребительских цен в сентябре 2007 г. Все это должно было быть сделано на два-три месяца раньше.
О государственном регулировании
Осеннее поражение в борьбе с инфляцией спровоцировало многочисленные предложения о необходимости ужесточения ценового госрегулирования, борьбы с ценовыми сговорами. Следует обратить внимание, что среди причин резкого роста цен назывались рост мировых цен на сельхозпродукты и ценовые сговоры. Один только этот факт - виноваты заграница и сговорившиеся продавцы - должен настораживать. Получается, что собственной вины нет. Между тем непредвзятый анализ рисует несколько иную картину. Тем не менее - чуть подробнее по вопросу ценовых сговоров. Производство продовольствия и его реализация - это один из самых конкурентных рынков. В целом по стране функционируют тысячи субъектов, и, конечно, на разных локальных рынках картина получается разная. Но в основном это очень конкурентные рынки. Сговоры могут быть, но возможны ли они одномоментно по всей стране среди тысяч заинтересованных лиц? Очевидно, что это за гранью вероятного, ведь повышение цен произошло везде. Получается, что даже с точки зрения формальной логики подобные причины, названные в качестве официальных, не выдерживают критики. И вот на таком фоне неубедительных причин начинают всерьез обсуждаться предложения о введении госрегулирования цен на отдельные товары и услуги. Если такое действительно начнут реализовывать, прогнозы надо делать однозначно неутешительные: инфляция ускорится, основательно подзабытая проблема товарного дефицита станет явью. Неужели мучения перехода к рыночной экономике были напрасными? Не хочется в это верить.
И.А.Николаев Д. э. н., директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Подписано в печать 26.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |