|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Гастарбайтеры в России: новое в законодательстве ("Законодательство и экономика", 2007, N 10) Источник публикации "Законодательство и экономика", 2007, N 10
"Законодательство и экономика", 2007, N 10
ГАСТАРБАЙТЕРЫ В РОССИИ: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Подтверждение статуса временно пребывающего
В настоящее время без визы на территорию Российской Федерации могут въезжать граждане Украины, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Кыргызской Республики. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранной гражданин - лицо, прибывшее в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту. Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранных гражданах или лиц без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля над временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: 1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина; 3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; 4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Отметка о принятии от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте. В соответствии со ст. 21 Закона "О миграционном учете" отсутствие места жительства (т.е. жилого помещения на официальном праве пользования) является основанием для постановки иностранца на учет по месту пребывания. Можно предположить, что Законом допускается отсутствие регистрации по месту жительства у иностранцев (временно или постоянно проживающих в России), если они соблюдают установленные процедуры уведомления о своих перемещениях. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Получение разрешения на работу
Для получения разрешения на работу "безвизовый" иностранный работник должен обратиться с заявлением в Федеральную миграционную службу (ФМС) России сам. Его интересы может представлять также либо организация, осуществляющая трудоустройство иностранных граждан, либо представитель, действующий на основании доверенности. Соответственно работодатель, если он получит такую доверенность, также может подавать документы за "безвизового" иностранца. Одновременно с заявлением необходимо представить следующие документы: - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; - миграционную карту с отметкой пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию или с отметкой ФМС России о выдаче данному лицу миграционной карты; - квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. Госпошлина составляет 1000 руб. (пп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Разрешение на работу должно быть выдано ФМС России в течение 10 дней со дня принятия заявления. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично, т.е. работодатель получить это разрешение в ФМС не вправе. Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера. Бланк разрешения на работу является документом строгой отчетности (Приказ ФМС России от 25 декабря 2006 г. N 370). Если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Обязанности работодателя
Законодательство возлагает на организацию, заключившую с "безвизовым" иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), многочисленные обязанности. Причем важно не только выполнить все предписания, но и сделать это в установленные сроки. Итак, работодатель обязан: 1) обеспечить получение иностранцем разрешения на работу; 2) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении иностранцев в течение 10 дней с момента заключения с ними трудового или гражданско-правового договора; 3) содействовать выезду иностранного работника из России по истечении срока действия заключенного с ним трудового (гражданско-правового) договора; 4) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного порядка; 5) уведомить ФМС России о привлечении и использовании таких иностранных работников (форма и порядок подачи уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 января 2007 г. N 21). Работодателю при заключении договора необходимо учитывать, что временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение сделано только для лиц, направленных в служебную командировку, или работа которых носит разъездной характер. В случае направления в служебную командировку временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина общая продолжительность его трудовой деятельности вне пределов указанного субъекта Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу (Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97).
Трудовой договор с иностранцем
Содержание трудового договора должно соответствовать Трудовому кодексу РФ. В общем случае - это срочный трудовой договор, поскольку трудовая деятельность иностранца ограничена сроком действия разрешения на работу и сроком проживания на территории России (90 дней без визы). Необходимо завести российскую трудовую книжку. Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной. Страховое пенсионное свидетельство на "безвизовых" иностранцев не требуется. Работодатель, отчисляющий взнос на обязательное медицинское страхование, должен предоставить страховой медицинской организации, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования, список иностранных граждан с указанием срока действия разрешения на работу. На основании списка и подтверждения на право трудовой деятельности страховая медицинская организация выдает иностранцу страховой медицинский полис.
Налогообложение
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Пунктом 2 ст. 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Для резидентов ставка налога - 13%, для нерезидентов - 30%. Доход работника до истечения 183-дневного срока нахождения на территории Российской Федерации следует облагать по ставке 30% без применения налоговых вычетов. С 183-го дня действует ставка 13%, и возможно применить налоговые вычеты - произвести перерасчет сумм НДФЛ с начала налогового периода. Единый социальный налог. ЕСН надо платить в фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и федеральный бюджет. Заработная плата облагается ЕСН в том же порядке, как и у российских граждан (т.е. по ставке 26%). Если же иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего, он не является застрахованным лицом, и, соответственно, с выплат в пользу данного лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются. В этом случае сумма ЕСН на сумму страховых взносов (п. 2 ст. 243 НК РФ) не уменьшается, подлежит перечислению в федеральный бюджет. Обязательное страхование от несчастных случаев. Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев за иностранных работников выплачиваются организацией в том же объеме, как и за российских граждан. Затраты организации. Привлечение иностранных работников связано со следующими затратами: - уплатой государственных пошлин за выдачу: - разрешения на работу для каждого работника - 1000 руб. (пп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ); - в ряде случаев внесением на специальный счет органа внутренних дел средств, необходимых для обеспечения выезда работника из России (п. 5 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Для целей налогового учета пошлина включается в состав прочих расходов организации по п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 272 Кодекса. Денежные средства, внесенные на специальный счет МВД России, не могут рассматриваться как расходы организации, поэтому оплачиваются за счет прибыли. В бухгалтерском учете затраты организации, связанные с привлечением и использованием иностранных работников, учитываются следующими записями: - Д сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", К сч. 51 "Расчетные счета" - отражена уплата государственных пошлин; - Д сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", К сч. 51 - перечислены денежные средства на счет МВД России; - Д сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", К сч. 68 - включены в состав расходов суммы уплаченных государственных пошлин.
Ужесточение административной ответственности
Ответственность за нарушение порядка приема на работу иностранцев была ужесточена с 9 ноября 2006 г. Если ранее сумма штрафа, налагаемого на организацию за привлечение иностранных работников при отсутствии у них разрешения на работу, составляла от 100 до 3000 МРОТ (от 1000 до 30 тыс. руб.), то теперь на организацию может быть наложен штраф от 2500 до 8000 МРОТ (от 250 до 800 тыс. руб.). Вместо штрафа может быть приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Для предпринимателей в такой ситуации устанавливается штраф в размере от 250 до 500 МРОТ (от 25 до 50 тыс. руб.). А с 15 января 2007 г. вступила в силу ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за неуведомление ФМС России, налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранца, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. На организацию, совершившую данное правонарушение, налагается штраф от 4 до 8 тыс. МРОТ (т.е. от 400 до 800 тыс. руб.), вместо штрафа возможно административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. А на предпринимателя может быть наложен штраф от 350 до 500 МРОТ (т.е. от 35 до 50 тыс. руб.). При нарушении допустимой численности работников в определенных сферах деятельности к административной ответственности привлекаются как работодатель, так и работник. В соответствии с п. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом ограничений в отношении иностранных граждан влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 450 до 500 МРОТ (от 45 до 50 тыс. руб.), а на организации - от 8 до 10 тыс. МРОТ (от 800 тыс. до 1 млн руб.) либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для иностранных работников штраф устанавливается в размере от 20 до 50 МРОТ (от 2 до 5 тыс. руб.) с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
М.Л.Козьмина Подписано в печать 20.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |