Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Простая формула мотивации ("Банки и деловой мир", 2007, N 10) Источник публикации "Банки и деловой мир", 2007, N 10



"Банки и деловой мир", 2007, N 10

ПРОСТАЯ ФОРМУЛА МОТИВАЦИИ

Если спросить любого руководителя, умеет ли он мотивировать своих сотрудников, большинство из них, думаю, ответит положительно. Хотя в действительности это совсем не так или, в лучшем случае, не совсем так.

Немного теории

Существует десяток научных теорий мотивации, из которых мне наиболее близка теория "Жизненного цикла" по Херси и Бланшару, поскольку, на мой взгляд, она очень жизнеспособна. Херси и Бланшар считают, что существуют четыре уровня рабочей зрелости сотрудника, и для каждого приемлем и эффективен определенный стиль управления.

Примечание. Мотивация (от фр. Motif - побуждение, от лат. Moveo - фактор) - побуждение к действию. Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Мотивы трудовой деятельности - причины, определяющие поведение человека в процессе труда

Первый уровень - новичок, 10 - 15 % эффективности

Мотив - выжить

Любой новый сотрудник, приходя на работу, озабочен в первую очередь получением информации (даже при наличии профессиональных знаний и навыков). Его интересуют не только формальные, но и неформальные знания о работе: мое рабочее место, где здесь кормят и где курят, новые коллеги и распределение социальных ролей в коллективе. Что здесь принято, что можно и нельзя.

Способ ускорить прохождение первого уровня - дать максимум информации, желательно в оформленном виде: руководство для сотрудников, где прописаны правила внутреннего распорядка, положение о медицинском страховании, питании, транспорте, опозданиях, отпуске.

Эффективнее всего тренинг для новичков - так называемый Introductory, где руководители рассказывают об истории компании, ее миссии и целях, структуре и информационных ресурсах (база знаний и другие источники). А кроме того, подробно проговорить "что делать, если..." - опоздал, заболел, сломался компьютер в ночную смену и так далее.

На таком тренинге очень важно "зарядить" новичков положительной энергией, фактами успеха, рассказать о том, какой здесь коллектив и как он живет, какие мероприятия организуются для сотрудников, что значит "хорошая работа" и как она поощряется. Важно также отметить миссию руководителя и озвучить его доступность: то есть, если у вас возникает вопрос - смело задавайте его своему старшему оператору, супервайзеру и выше.

Не менее важно донести и смысл установленных правил - новичок должен понимать основополагающие принципы работы в организации.

Одним из источников стресса операторов в call-центре является контроль их рабочего времени. Расписание, регламентированные перерывы на обед, учет времени - в ходе разговора с клиентом, поствызовной обработки, личных перерывов.

На тренинге нужно проговорить и правила и объяснить их смысл. Предложите операторам встать на место клиента, когда он звонит в 9.00, а ему никто не отвечает, потому что операторы опаздывают. Опишите ситуацию, когда большинство операторов уходят на обед в одно и то же время, что в этот момент происходит с теми, кто остался работать, и снова предложите новичкам ощутить себя в таком положении. Не забудьте подчеркнуть преимущества строго регламентированного графика: своевременный уход, четко распланированная нагрузка и т.д.

Способ управления на первом уровне - максимально четкие инструкции с проверкой на понимание.

Второй уровень - наемник, 30% эффективности

Мотив - получить гарантии и все, что "полагается"

Сотрудники на этом уровне могут оставаться годами или всю жизнь - меняя компании, но не меняя своей философии. А кто-то может и миновать этот уровень - в силу своей высокой личностной зрелости.

Этот уровень наступает после того, как сотрудник "освоился" и четко выполняет свою функцию согласно формальным требованиям: приходить и уходить вовремя и делать ровно столько, сколько требует должностная инструкция.

Лояльность низкая, эффективность - тоже. Если есть возможность не работать, он будет смело ею пользоваться. Именно среди этой категории чаще всего возникают недовольство начальством, компанией, условиями труда и прочим.

В сложные для отдела или компании времена эти люди не будут вовлекаться в общие проблемы, задерживаться на работе или брать большие нагрузки. Все подчинено личным и материальным интересам.

Из-за эпидемии простудных заболеваний в феврале штат call-центра сократился наполовину. Это очевидный форс-мажор: service level упал до 40% вместо 80%. Действия сотрудников-"наемников" - либо взять фиктивный больничный, либо не допускать увеличения нагрузки посредством перерывов и отключений от потока входящих звонков с помощью функции "not ready" (режим поствызовной обработки, когда звонки оператору не приходят).

Если вовремя не объявить о дополнительных выплатах за увеличение нагрузки или других дополнительных льготах, эти сотрудники не будут делать больше, чем формально должны. Здесь всегда нужны гарантии.

Важное добавление - дисциплинарные усиления помогают ненадолго. Наемники всегда найдут способ обмануть правила. Именно они придумывают новые способы обойти ваши методы контроля, который так важен в call-центре. Это похоже на компьютерные вирусы, которые всегда опережают антивирусные программы.

Способ управления: продавать идеи (почему это выгодно) и контролировать.

Третий уровень - член семьи, 75% эффективности

Мотив - отношения, значимость собственного участия

и вклада в общее дело

Это - ваши хорошие сотрудники. Но именно они нуждаются в вас больше всего. Они получают от работы удовольствие и работают со смыслом. Для них уже важны цели компании, концепция, миссия - все это совпадает с их личными целями и собственным мировоззрением.

Они не нуждаются в дисциплинарном контроле, поскольку выполняют работу сознательно, с уважением относятся к установленным правилам, понимая их смысл. Они сознательно примут дополнительную нагрузку в случае сложных ситуаций.

В одной из платежных систем происходит технический сбой, и держатели ее карт не могут ими воспользоваться. Ситуация осложняется тем, что сбой происходит во второй декаде декабря, вечером в пятницу - в самый активный период использования пластиковых карт. Соответственно, поток входящих звонков в службу поддержки держателей карт увеличивается в несколько раз по отношению к запланированной нагрузке. Сотрудники третьего уровня принимают решение остаться после двенадцатичасовой смены и помочь коллегам новой смены, а кроме того, вызывают на помощь тех, кто живет поблизости. И все это - без распоряжения руководства.

Для сотрудников этого уровня очень важны отношения в коллективе, контакты с руководством, их вклад в общее дело. Это командные игроки. Они ценят вашу заинтересованность в их делах, в том числе и личных. Если вам небезразличны их учеба, семья, настроение, здоровье, они это очень ценят. Важно уделять им время и внимание, хвалить и подчеркивать, что вы их цените. Кстати, для второго уровня все это не сработает.

Сотрудников третьего уровня зарплата "догоняет" - они развиваются быстрее. Именно они превосходят ваши ожидания по выполняемой работе.

Есть здесь и риски: если между вами нет диалога, сотрудник может опуститься до второго уровня. Он пока еще ведомый и больше лоялен по отношению к вам, чем к компании.

Способ управления - ставить задачи с контрольными точками и целями. Вовлекать в проекты.

Четвертый уровень - партнер, 90% эффективности

Мотив - самомотивация, успех дела

Партнер - самое ценное, что у вас есть. Это человек, которому вы доверяете как себе. Ему вы можете делегировать и не давать четких инструкций: он все сделает так же хорошо, как вы.

Партнер полностью понимает и разделяет цель бизнеса, в полном объеме принимает ответственность.

В романе "Отель" Артура Хейли мусорщик Букер отвечает за утилизацию мусора в отеле. И перед тем как отправить в печь, он разгребает его руками, находя потерянные постояльцами предметы, в том числе посуду и столовое серебро отеля. Получая 38 долл. в неделю, мусорщик спасает отелю 40 000 долл. в год.

Это один из примеров, когда сотрудник просто принимает на себя ответственность за общее дело и его мотив - успех бизнеса. Должность в данном случае значения не имеет.

Риски - потерять такого сотрудника. Такие люди не опускаются на низший уровень, а уходят совсем, и часто из концептуальных соображений.

Способ управления - делегирование.

Мотивационная симфония

Итак, почему невозможно мотивировать сотрудников? Потому что у каждого из них есть собственный мотив. И, "услышав" его, поняв, вы можете использовать соответствующие стимулы, чтобы их работа была эффективной и качественной.

Одна из целей мотивации - максимальная эффективность персонала. Поэтому так важно правильно построить модель управления в конкретном коллективе, учитывающую разные уровни рабочей зрелости, подготовки и стаж работы каждого.

На этапе подбора важно определить внутреннюю мотивацию кандидата, это поможет с самого начала правильно формировать команду.

Открытость информации, ясность и четкость внутренних процедур и правил - база знаний, вводный тренинг. Система координат - ценности и миссия компании и отдела.

Условия труда - зарплата и "гигиенические факторы": обстановка, рабочее место, инструментарий, питание, страховка - непосредственно влияют на удовлетворенность работой и лояльность к компании.

Развитие необходимо на каждом этапе работы - для новичков и для опытных сотрудников: тренинги, наставничество, участие во внутренних проектах.

Оценка знаний и качества, обратная связь помогают поддерживать на должном уровне эффективность, вовремя устранить дефекты и сохранить объективность при любой численности.

Поддержка - обязательное условие для обеспечения здоровой эффективности в коллективе. Это постоянная работа с людьми, диалог, опросы и их обратная связь, любые совместные мероприятия.

Формула мотивации проста: если ваши сотрудники счастливы - счастливы и клиенты.

О.Алексеенко

Начальник управления продаж

АКБ "Экстробанк" (ЗАО)

(Santander Consumer Bank)

Подписано в печать

20.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Влияние команды на эффективность бизнеса ("Банки и деловой мир", 2007, N 10) Источник публикации "Банки и деловой мир", 2007, N 10 >
Статья: Изменение устава общества с ограниченной ответственностью в связи с уступкой доли в уставном капитале ("Законодательство и экономика", 2007, N 10) Источник публикации "Законодательство и экономика", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.