Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Расходование страховых сумм за ущерб, причиненный музейным экспонатам ("Аудиторские ведомости", 2007, N 11) Источник публикации "Аудиторские ведомости", 2007, N 11



"Аудиторские ведомости", 2007, N 11

РАСХОДОВАНИЕ СТРАХОВЫХ СУММ ЗА УЩЕРБ,

ПРИЧИНЕННЫЙ МУЗЕЙНЫМ ЭКСПОНАТАМ

В статье разъясняется порядок учета музеями страховых сумм, полученных за ущерб, причиненный музейным экспонатам при наступлении страхового случая. Приводятся схемы бухгалтерских записей.

Как правило, музей осуществляет страхование картин при вывозе их на выставки. При этом нередко нарушаются условия транспортировки, и тогда картина может быть повреждена. Допустим, страховая организация выплатила музею страховку.

Рассмотрим, как правильно отразить полученную сумму в бухгалтерском учете музея.

В соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290, экспонаты музейных коллекций (предметы искусства и естествознания, старины и народного быта, экспонатов научного, исторического и технического значения), хранящиеся в музеях, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат. Музеи учитывали наличие и движение указанных экспонатов только в своем материальном (инвентарном) учете. Однако этот Приказ в настоящее время морально устарел и противоречит требованиям ряда нормативно-правовых актов, в том числе Закона от 15.04.1993 N 4804-1 (в ред. от 02.11.2004) "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определены основные понятия и термины, включая понятия музейных предметов, музейных коллекций, музейного фонда. В частности, установлено, что хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности. Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

В состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся. Порядок разграничения форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается положением о Музейном фонде Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления (ст. 16 Закона N 54-ФЗ). Следует отметить, что все остальное имущество музеев также находится в их оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Эти же нормы права собственности на музейные экспонаты отражены в положениях о музейном фонде Российской Федерации, о государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 N 179.

Заметим, что в Приказе N 290 содержится норма об отсутствии бухгалтерского учета на музейные коллекции, что противоречит требованиям Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. Ведь правила ведения бухгалтерского учета определены соответствующим Федеральным законом, а право определять учетную политику в части ведения бухгалтерского учета предоставлено Минфину России.

Как нам представляется, музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в оперативном управлении учреждений, в соответствии с ОКОФ относятся к музейным фондам и подлежат учету на счете 1 101 09 310 "Увеличение стоимости прочих основных средств".

Вместе с тем в соответствии с Письмом Минфина России от 22.02.2006 N 02-14-10/372 затраты на приобретение музейных предметов и музейных коллекций (в случае включения их в состав музейных фондов) относятся соответствующими бюджетными учреждениями (музеями) не на статью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - ЭКР) 310 "Увеличение стоимости основных средств", а на статью ЭКР 226 "Прочие услуги".

Перечень затрат музея на реставрационные работы согласно Письму N 02-14-10/372 включает:

оказание услуг по реставрации произведений искусства, состоящих на балансе учреждения;

проведение технологических изысканий и исследований;

получение по результатам обследований заключений о состоянии конструкций и строительных материалов, по проведению ремонтно-реставрационных и консервационных работ;

получение исходной разрешительной документации на ремонтно-реставрационные и консервационные работы;

разработку технического задания по проведению конкурса на проектирование ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия;

разработку эскизных проектов реставрации и консервации и их согласование;

разработку сметных расчетов по эскизным проектам реставрации и консервации и их согласование;

разработку и согласование рабочей проектно-сметной документации по реставрации и консервации, методическое руководство и авторский надзор при проведении ремонтно-реставрационных работ;

разработку чертежей, технологических карт, рекомендаций на производство работ по реставрации и консервации;

проведение экспертизы научно-проектной и проектно-сметной документации по реставрации и консервации;

разработку локальных смет на производство работ по реставрации и консервации;

разработку технического задания на проведение конкурса по выбору генерального подрядчика при проведении ремонтно-реставрационных и консервационных работ;

подготовку научно-реставрационных отчетов;

выполнение функций заказчика;

осуществление технического надзора над ремонтно-реставрационными и консервационными работами;

проведение экспертизы выполненных ремонтно-реставрационных и консервационных работ.

Указанные затраты следует относить на подстатью 225 "Услуги по содержанию имущества", если названные работы неразрывно связаны со строящимися, реконструируемыми, реставрируемыми и модернизируемыми объектами, затраты, не связанные с проводимыми ремонтно-реставрационными работами, - на подстатью 226 "Прочие услуги" ЭКР.

В состав расходов, относимых на подстатью 226, включаются также расходы по оплате договоров на:

организацию временных выставок и создание музейных экспозиций (художественно-оформительские работы, монтаж/демонтаж экспозиций, упаковочно-распаковочные, такелажные работы);

выполнение работ по обслуживанию коллекций художественных экспонатов в залах, запасниках;

хранение упаковочной тары для экспонатов;

изготовление предметов, носящих временный характер и являющихся подсобным материалом при организации экспозиций и выставок;

изготовление историко-культурных паспортов, составление сводных перечней историко-культурных паспортов;

разработку методических рекомендаций по использованию с целью восстановления, сохранения и недопущения утраты исторического облика при поддержании удовлетворительного технического состояния;

оценку рыночной стоимости объектов культурного наследия для целей заключения договоров по их страхованию;

проведение работ по реставрации музейных фондов.

Следует обратить внимание на то, что оказание услуг по реставрации произведений искусства, состоящих на балансе учреждения, и проведение работ по реставрации музейных фондов оплачиваются по различным статьям ЭКР.

Основанием для принятия музейных экспонатов на баланс музея является распоряжение вышестоящего органа о закреплении его за музеем в оперативное управление. Если же такого распоряжения нет, то музейный экспонат подлежит отражению на балансе вышестоящего органа, а в музее отражается на забалансовом счете 002 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

В результате операции по приобретению и содержанию музейных экспонатов целесообразно отражать в бюджетном учете музея следующими бухгалтерскими записями.

     
   ———————————————————————————T———————————————————————T—————————————————¬
   |    Содержание операции   | Корреспонденция счетов|    Примечание   |
   |                          +———————————T———————————+                 |
   |                          |   Дебет   |   Кредит  |                 |
   +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————————+
   |Получен музеем закупленный|1106 01 310|1302 09 730|В соответствии   |
   |экспонат                  |           |           |с Письмом        |
   +——————————————————————————+———————————+———————————+N 02—14—10/372   |
   |Для включения в музейную  |1106 01 310|1302 08 730|                 |
   |коллекцию музеем проведены|           |           |                 |
   |реставрационные работы по |           |           |                 |
   |полученному экспонату     |           |           |                 |
   +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————————+
   |Полученный экспонат       |1401 01 226|1106 01 410|В части стоимости|
   |распоряжением вышестоящего|           |           |приобретения     |
   |органа включен в музейную +———————————+———————————+—————————————————+
   |коллекцию без оформления  |1401 01 225|1106 01 410|В части затрат на|
   |закрепления в оперативное |           |           |реставрационные  |
   |управление музея          |           |           |работы           |
   +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————————+
   |Полученный экспонат принят|    002    |           |                 |
   |на ответственное хранение |           |           |                 |
   +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————————+
   |Полученный экспонат       |1101 09 310|1106 01 310|                 |
   |распоряжением вышестоящего|           |           |                 |
   |органа включен в музейную |           |           |                 |
   |коллекцию с оформлением   |           |           |                 |
   |закрепления в оперативное |           |           |                 |
   |управление музея          |           |           |                 |
   +——————————————————————————+———————————+———————————+—————————————————+
   |Произведены затраты по    |1401 01 226|1302 09 730|                 |
   |оценке рыночной стоимости |           |           |                 |
   |экспоната для его         |           |           |                 |
   |страхования               |           |           |                 |
   L——————————————————————————+———————————+———————————+——————————————————
   

Что касается полученных музеем сумм страхового возмещения за причиненный ущерб от повреждения картины, то считать такое поступление целевыми средствами, к сожалению, нельзя. Ведь в соответствии с условиями договора страхования страховая организация лишь компенсирует данной выплатой (полностью или частично) сумму ущерба организации-выгодополучателю. Это ни в коей мере не определяет, на какие цели должны быть использованы выплаченные средства, а также не требует от музея отчета об их "целевом" использовании.

В 2007 г. порядок использования сумм страхового возмещения изменен. В соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в федеральный бюджет в размере 100% по коду доходов 1 16 22000 01 0000 140.

Страховые выплаты, которые поступают федеральным бюджетным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения ущерба в результате наступления страхового случая, подлежат зачислению на счета органов федерального казначейства с отражением на лицевых счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытых федеральным учреждениям в установленном порядке в органах федерального казначейства.

Пример. Музеем, являющимся федеральным учреждением, заключен договор страхования картин при вывозе их на выставку. По вине транспортной компании при перевозке одна картина была повреждена и требует реставрации. По оценке экспертов, стоимость реставрации составит 700 000 руб. Страховая организация в соответствии с договором оценила размер страховой выплаты в сумме реставрации - 700 000 руб. и выплатила ее. При этом в бюджетном учете музея должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи.

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————T———————¬
   |       Содержание операции      | Корреспонденция счетов| Сумма,|
   |                                +———————————T———————————+  руб. |
   |                                |   Дебет   |   Кредит  |       |
   +————————————————————————————————+———————————+———————————+———————+
   |Начислена сумма дохода          |2205 10 560|2303 05 730|700 000|
   |федерального бюджета в размере  |           |           |       |
   |страховой выплаты по коду       |           |           |       |
   |доходов 3 03 02010 01 0000 180  |           |           |       |
   |"Прочие безвозмездные           |           |           |       |
   |поступления федеральным         |           |           |       |
   |учреждениям"                    |           |           |       |
   +————————————————————————————————+———————————+———————————+———————+
   |Получена на внебюджетный счет   |2201 01 510|2205 10 830|700 000|
   |страховая выплата               |           |           |       |
   +————————————————————————————————+———————————+———————————+———————+
   |Перечислены денежные средства   |2303 05 830|2201 01 610|700 000|
   |в доход федерального бюджета по |           |           |       |
   |коду дохода 1 16 22000 01 0000  |           |           |       |
   |140 "Доходы от возмещения ущерба|           |           |       |
   |при возникновении страховых     |           |           |       |
   |случаев, когда                  |           |           |       |
   |выгодоприобретателями по        |           |           |       |
   |договорам страхования выступают |           |           |       |
   |получатели средств федерального |           |           |       |
   |бюджета"                        |           |           |       |
   L————————————————————————————————+———————————+———————————+————————
   
В аналогичном порядке учреждения, финансируемые за счет средств других бюджетов, должны перечислять страховые выплаты в доход соответствующих бюджетов. В случае законодательного запрета на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, суммы страховых выплат в возмещение ущерба в результате наступления страхового случая следует самостоятельно перечислять в доход соответствующего бюджета. Данный порядок возмещения закрепляется в договоре страхования, который заключается между учреждением - органом исполнительной власти и страховой организацией. Таким образом, в соответствии с новым порядком использования страховых выплат учреждение вынуждено будет производить реставрацию за счет текущих лимитов бюджетных обязательств. В то же время в Законе N 238-ФЗ не описан механизм возврата (дополнительного финансирования) сумм страховых выплат в случае перечисления их в доход соответствующего бюджета. Таким образом, при перечислении сумм страховых выплат в полном объеме в доход соответствующего бюджета, по нашему мнению, у учреждения нет оснований признавать в бухгалтерском учете полученную сумму страхового возмещения доходом, так как он относится к неналоговым доходам федерального бюджета. И.Ю.Гарнов Руководитель отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО "А.И.Аудит-Сервис" Подписано в печать 18.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудит изменений, вносимых в учетную политику аудируемого лица ("Аудиторские ведомости", 2007, N 11) Источник публикации "Аудиторские ведомости", 2007, N 11 >
Статья: Аудит кредитов, займов и средств целевого финансирования ("Аудиторские ведомости", 2007, N 11) Источник публикации "Аудиторские ведомости", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.