![]() |
| ![]() |
|
Статья: Предпринимательство: основные этапы создания организации (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 42) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 42
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 42
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41)
Государственная регистрация юридического лица
Государственная регистрация - это заключительный этап создания юридического лица. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и ведении Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц...". Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, уклонение от ее проведения могут быть обжалованы в суд. Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих деятельность различных организационно-правовых форм юридических лиц: Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.12.2004), от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.12.2004), от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. от 21.03.2002), от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 23.12.2003).
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в отсутствие такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Исходя из п. 2 ст. 54 ГК РФ юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно. ГК РФ предусматривает возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий (ст. 54). Что касается иностранных юридических лиц, при регистрации они обязаны доказать, что существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из соответствующего реестра своего государства. С выпиской из такого реестра возникают определенные сложности, так как законодательства целого ряда стран разрешают существование компаний "де-факто", которые подлежат определенному учету или регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости. На основании ст. 54 ГК РФ за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Согласно Закону о государственной пошлине (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ): регистрация юридических лиц, в том числе регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, отнесена к объектам взимания государственной пошлины (ст. 3); установлена единая ставка государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 руб.; п. 7 ст. 5 Закона определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических лиц, в который входят: органы государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы; установлено, что пошлина за регистрацию юридических лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (пп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6). Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, торгово-промышленные палаты должны представить (Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2003)): заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты; устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах; протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты; решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты; документ об уплате государственной пошлины. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии); в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины. В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение. С указанной в расписке даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона N 129-ФЗ 5-дневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация. При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносит в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об оплате государственной пошлины. Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц (п. 3 ст. 13 Закона N 129-ФЗ), а также юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется в 5-дневный срок (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ). Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таким документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439. В свидетельстве указаны: наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и государственный регистрационный номер, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа. На практике проведение государственной регистрации удостоверяется специальной регистрационной надписью и штампом установленной формы, проставляемыми на оригиналах учредительных документов. При подписании сторонами нескольких экземпляров, например, учредительного договора (договора о создании) штамп о регистрации должен ставиться на всех этих экземплярах. Регистрирующий орган обязан в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган. Кроме того, юридические лица обязаны обратиться в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Д.Шевчук Заместитель генерального директора ООО "ИНТЕРФИНАНС МВ" Подписано в печать 17.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |