|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Защита прав налогоплательщиков ("Финансовая газета", 2007, N 42) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 42
"Финансовая газета", 2007, N 42
ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Действующее законодательство наделяет налоговые органы широкими контрольными полномочиями. Выездные и камеральные налоговые проверки, императивные требования и предписания специалистов налоговых органов, связанные с учетом налогоплательщиков, - с этим рано или поздно сталкиваются все без исключения предприниматели и юридические лица. При этом чрезмерное "должностное рвение" налоговых инспекторов при проведении налогового контроля способно существенно затруднить, а в некоторых случаях нарушить нормальную хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Между тем необходимо помнить, что российское законодательство, наделяя налоговые органы полномочиями по осуществлению налогового контроля, в то же время предусматривает для налогоплательщиков ряд прав и гарантий, которые позволяют эффективно защитить свои интересы. Рассмотрим некоторые из них.
Обжалование действий и решений специалистов налоговых органов в вышестоящие налоговые органы
Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
Пункт 2 ст. 139 НК РФ устанавливает следующие сроки подачи жалобы: по общему правилу жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав; жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения; Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в налоговое законодательство был введен новый правовой институт - апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, т.е. до истечения 10 дней со дня вручения налогоплательщику (его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ). В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. Практика показывает, что налогоплательщики зачастую пренебрегают возможностью обращения в вышестоящие налоговые органы, предпочитая обжаловать действия и решения специалистов налоговых органов напрямую в суд. Между тем такой подход нельзя признать разумным. Можно выделить следующие преимущества обжалования действий и решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган (по сравнению с судебным порядком). 1. Оперативность рассмотрения жалобы - один месяц со дня ее получения. В отдельных случаях указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). В то же время судебное обжалование часто затягивается на месяцы, а порой - на годы. 2. Возможность одновременного или последующего обжалования в судебном порядке (п. 1 ст. 138 НК РФ). Следует отметить, что суд в этом случае не связан выводами вышестоящего налогового органа по жалобе. При обратном порядке (сначала - в суд, затем - в вышестоящий налоговый орган) тенденция иная - "отрицательное" судебное решение фактически лишает налогоплательщика возможности отстоять свои интересы в вышестоящих налоговых органах, поскольку специалисты налоговых органов в этом случае, безусловно, будут следовать позиции суда. 3. Упрощенный порядок подачи и рассмотрения жалобы ("лояльные" требования к оформлению жалобы, отсутствует обязанность направления копии жалобы налоговому органу и т.д.). 4. Отсутствует обязанность уплаты государственной пошлины. 5. Окончательность решения (в отличие от судебного порядка отсутствует возможность пересмотра решения по жалобе вышестоящими инстанциями). По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения (п. 4 ст. 101.2, п. 3 ст. 138, ст. 141 НК РФ).
Обжалование действий и решений налоговых органов в суд
Действующее законодательство предусматривает возможность обжалования действий и решений специалистов налоговых органов в судебном порядке: в случае если налогоплательщик является физическим лицом (не индивидуальным предпринимателем) - в порядке гражданского процессуального законодательства (гл. 25 ГПК РФ); в случае если налогоплательщик - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо - в порядке арбитражного процессуального законодательства (гл. 24 АПК РФ). Налогоплательщик вправе подать соответствующее заявление в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ, ст. 256 ГПК РФ). Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения налогового органа до вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 199 АПК РФ, п. 4 ст. 254 ГПК РФ). При этом в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством это может быть сделано только по ходатайству заявителя. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации допускает возможность приостановления судом оспариваемого решения также по собственной инициативе.
"Нестандартные" методы защиты прав налогоплательщиков
Действия специалистов налоговых органов могут быть обжалованы также и в прокуратуру. Данный "нестандартный" способ защиты достаточно редко используется налогоплательщиками. Кроме того, действующим налоговым законодательством этот способ напрямую не предусмотрен. Между тем согласно п. 2 ст. 1, ст. ст. 21 - 25.1 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 02.03.2007) одной из функций органов прокуратуры является надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами и т.д., а также надзор за соответствием законодательству актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Из содержания представленной нормы следует, что прокуратура вправе осуществлять надзор за соблюдением законодательства налоговыми органами. Сразу сделаем оговорку - обжалование действий и решений налоговых органов в прокуратуру малоэффективно в том случае, если налогоплательщик подвергает сомнению материально-правовые основания позиции специалистов налоговых органов, т.е. вывод о соблюдении либо несоблюдении налогоплательщиком налоговых обязательств. Согласно п. 2 ст. 21 Закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В органы прокуратуры целесообразно обращаться только в случае нарушения налоговыми органами процессуальных норм либо требований разумности при проведении налогового контроля, а также в случае злоупотребления налоговыми инспекторами своими полномочиями. Перечислим эти случаи: грубые нарушения требований законодательства при реализации конкретных процедур налогового контроля (порядка назначения налоговой проверки, порядка проведения осмотра, выемки предметов или документов, порядка оформления результатов налоговой проверки и т.д.); искусственное затягивание выездной налоговой проверки без достаточных к тому правовых оснований; неоднократные претензии и требования специалистов налоговых органов в отношении конкретных действий либо операций налогоплательщика, при том что правомерность идентичных действий (операций, сделок) ранее (по результатам предыдущих налоговых проверок) была подтверждена вышестоящими налоговыми органами либо судом. В этом случае налогоплательщик вправе аргументировать свою позицию тем, что постоянные налоговые проверки, требования специалистов налоговых органов (фактически по одним и тем же основаниям) значительно осложняют нормальную хозяйственную деятельность, подавляют его экономическую активность и т.д.; факты вымогательства налоговыми инспекторами взятки либо иных "вознаграждений". Согласно п. 1 ст. 22 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения налоговых органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов. По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика при обнаружении в действиях налогового органа нарушений законодательства органы прокуратуры вправе принести протест в соответствующий или вышестоящий налоговый орган либо в суд или вынести представление об устранении нарушений законодательства (ст. ст. 23, 24 Закона N 2202-1). Следует отметить, что обжалование действий и решений специалистов налоговых органов в прокуратуру целесообразно использовать в качестве дополнительного способа защиты своих интересов (наряду с судебным обжалованием или обжалованием в вышестоящие налоговые органы), поскольку рассмотрение подобных жалоб - достаточно редкое явление для органов прокуратуры. Кроме того, практически не регламентирована процедура рассмотрения жалоб налогоплательщиков. В связи с этим не стоит возлагать больших надежд на результативность такого обжалования. Скорее такое обжалование должно выступать дополнительным рычагом психологического воздействия на налоговые органы.
А.Жигачев Юрисконсульт ОАО "Покровск-Лада" Подписано в печать 17.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |