|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: На чьей стороне куратор? ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 40) Источник публикации "ЭЖ-Юрист", 2007, N 40
"ЭЖ-Юрист", 2007, N 40
НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ КУРАТОР?
С 1 января 2008 г. в нашей стране начнет действовать Положение Центрального банка России от 07.09.2007 N 310-П о кураторах кредитных организаций, вводящее в надзорную практику институт персональных кураторов.
Идея "закрепления" за коммерческими банками сотрудников Банка России в целях совершенствования банковского надзора обсуждалась уже достаточно давно, в том числе в связи с наличием подобной практики за рубежом. Отметим, что из принятого Положения неясно, будет ли куратор назначен непременно каждому банку, но возможности отказаться от куратора, в случае если назначение уже произведено, у банков, безусловно, не будет. Вводя институт кураторства, ЦБ рассчитывает на усиление и расширение контроля за деятельностью банковских структур, ведь полномочия куратору предоставляются довольно широкие. Помимо права просто посещать закрепленную за ним кредитную организацию (по согласованному графику), он может принимать участие в проводимых в ней совещаниях, заседаниях, собраниях, получать от руководства и служащих (в т.ч. и осуществляющих внутренний контроль) пояснения, справки как в устном, так и в письменном виде, а также иметь доступ к иным сведениям организации. Разумеется, что обо всех результатах посещений куратор будет отчитываться в письменном виде и сообщать обо всех обнаруженных им фактах нарушений (недостатков) в деятельности объекта надзора. Куратор будет вести подробное досье закрепленного за ним банка, включающее в том числе: - информацию о структуре собственности и об аффилированных лицах;
- внутренние документы банка (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы); - заключения (аналитические записки) об экономическом положении и прогнозы о тенденциях развития. Не реже 1 раза в квартал куратор будет представлять своему непосредственному руководителю аналитическую записку с кратким анализом экономического положения банка и с предложениями по режиму надзора, а не реже 1 раза в полугодие - развернутое заключение по тем же вопросам, включающее оценки внутреннего контроля, прозрачности структуры собственности, а также информацию о существенных событиях, произошедших в деятельности банка за анализируемый период. В попытке защититься от коррупции Банк России будет подвергать своих работников самому строгому контролю. К работе с определенным банком не допустят работника, который: - в течение 2 предшествующих календарных лет имел трудовые отношения с банком либо являлся членом его совета директоров; - является собственником акций (долей) банка либо лицом, оказывающим косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения органов управления банка; - имеет договорные отношения с банком, за исключением договора банковского счета, предусматривающего осуществление расчетов по операциям, совершаемым с использованием пластиковых карт; - имеет родственные отношения с акционерами (участниками) банка, на долю которых приходится более 1% акций (долей); - имеет родственные отношения (учитывая даже внуков супругов) с членами совета директоров, руководителем банка, его заместителем, членом коллегиального исполнительного органа, главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, с руководителями подразделений банка, если указанные лица могут оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка. Однако даже при соответствии этим требованиям больше 3 - 4 лет подряд конкретный работник с одним и тем же банком работать не сможет, его заменят на "свеженького". Можно предположить, что для законопослушного банка наличие личного куратора скорее плюс, чем минус. Хорошие отношения с куратором позволят банку решать проблемные вопросы на стадии их возникновения, в рамках сотрудничества, как можно надеяться, а не противостояния; получать "из первых рук" информацию, важную для конкретного банка и для развития банковского бизнеса в целом. Вместе с тем очевидно, что сконцентрированная в руках одного человека (или небольшой группы лиц) информация о банке, в том числе о его "грехах" и потенциале, будет интересна и третьим лицам, имеющим в отношении данного банка или его руководства не самые лучшие намерения. Личность куратора следовало бы контролировать и в этом аспекте, но это уже проблема не Центрального банка...
М.Мошкович Эксперт "ЭЖ-Юрист"
Н.Завойкина Эксперт "ЭЖ-Юрист"
Ю.Терешко Эксперт "ЭЖ-Юрист" Подписано в печать 12.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |