Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ограничения при выезде туристов за границу ("Бухгалтер и закон", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтер и закон", 2007, N 10



"Бухгалтер и закон", 2007, N 10

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ВЫЕЗДЕ ТУРИСТОВ ЗА ГРАНИЦУ

Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ как одно из основных прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция РФ также устанавливает, что эти права и свободы могут быть ограничены при соблюдении одновременно двух условий: во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а во-вторых, ограничение прав и свобод федеральным законом возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), устанавливающий порядок выезда из Российской Федерации, развивая положения Конституции РФ о возможности ограничения выезда граждан из Российской Федерации, указывает в том числе и случаи ограничения прав граждан при выезде из Российской Федерации. Данное право может быть ограничено только в определенных случаях и только временно.

Случаи ограничения при выезде из Российской Федерации предусмотрены ст. 15 Федерального закона N 114-ФЗ. Так, выезд гражданина может быть временно ограничен в следующих случаях:

- при допуске гражданина к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором или законодательством;

- если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, выезд гражданина ограничивается до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

- если гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, выезд ограничивается до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

- если гражданин осужден за совершение преступления, выезд ограничивается до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

- если гражданин сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, выезд ограничивается до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Выезд из Российской Федерации также может быть временно ограничен и в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных судом.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом N 114-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 19.07.2004 N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", утвердившему Положение о Федеральной миграционной службе федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, подведомственная МВД России.

Федеральным законом N 114-ФЗ в качестве средства ограничения права на выезд предусмотрено изъятие паспорта. Паспортом по смыслу положений данного Закона является не общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации, а так называемый загранпаспорт.

Правом изъятия по основаниям, предусмотренным Законом, обладают только органы и учреждения, поименованные в ст. 18 Федерального закона N 114-ФЗ. К ним относятся суд, органы прокуратуры, органы внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, пограничные органы федеральной службы безопасности и таможенные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

В связи с этим интересной представляется судебная практика по данному вопросу.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2005 по делу N А60-10884/05-С5, подтвержденным впоследствии судами апелляционной и кассационной инстанций, было правомерно удовлетворено требование заявителя о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя. За неисполнение заявителем обязательств, наложенных на него судом, судебный пристав-исполнитель вынес постановление о временном ограничении права заявителя на выезд за пределы Российской Федерации и об изъятии заграничного паспорта.

Судом было указано на то, что Федеральным законом N 114-ФЗ судебный пристав-исполнитель не наделен правом принятия решения о временном ограничении права на выезд.

Данное обстоятельство подтверждается также тем, что ни Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", ни Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в числе иных полномочий судебного пристава не содержат полномочий, связанных с ограничением конституционного права граждан на свободу перемещения, а отсутствие в законах прямого запрета на совершение судебным приставом-исполнителем действий по ограничению права граждан на выезд за пределы Российской Федерации не может служить поводом к расширительному толкованию закона.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2005 по делу N Ф09-3016/05-С6 указано следующее: "Ссылка заявителя кассационной жалобы (судебного пристава-исполнителя) на то, что оспариваемые действия совершены в пределах полномочий, предоставленных судебному приставу-исполнителю законодательством об исполнительном производстве, отклоняется, поскольку действия по вынесению постановления противоречат прямым указаниям закона и нарушают принцип императивности норм публичного права".

Таким образом, судебный пристав-исполнитель не вправе принимать оспариваемое постановление, а при наличии соответствующих оснований может только ходатайствовать перед уполномоченным органом о принятии соответствующего решения.

Противоположной позиции придерживается ФССП России.

На сайте Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве содержится документ под названием Порядок введения и отмены временных ограничений права выезда должников-граждан за пределы Российской Федерации в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве (далее - Порядок введения временных ограничений), согласно которому (п. 2.2) "судебный пристав-исполнитель вводит временное ограничение права выезда должника-гражданина за пределы Российской Федерации как по заявлению взыскателя, так и по собственной инициативе. Срок действия ограничения не может превышать шесть месяцев".

В этом документе подробно расписан порядок оформления постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении выезда из Российской Федерации о том, кто должен проверять наличие оснований для введения ограничения, а также каким образом должны регистрировать постановления и куда направляться.

Согласно данному документу постановление о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации выносится судебным приставом-исполнителем в 4-х экземплярах: первый - в исполнительное производство, второй - доставляется в отдел организации работы судебных приставов-исполнителей для направления в Управление пограничного контроля Организационного департамента Пограничной службы ФСБ России, третий и четвертый - в течение суток после регистрации направляются сторонам исполнительного производства. Федеральной миграционной службе России по г. Москве направляется лишь копия поручения о временном ограничении с копией постановления о временном ограничении.

Таким образом, представление сведений об ограничении конституционного права граждан доводится до сведения органа исполнительной власти, обязанностью которого является обеспечение законности в данной области правоотношений, лишь в качестве ознакомительной информации.

Подобные "порядки" в настоящее время действуют и в других регионах России.

Возвращаясь к основаниям введения временного ограничения права граждан на выезд за пределы Российской Федерации, хотелось бы обратить внимание на позицию суда по данному вопросу.

В Решении Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2005 по делу N А60-10884/05-С5 указано: "Суд также учитывает, что уклонение от исполнения обязательств, наложенных на должника судом, не является безусловным основанием для принятия ограничительных мер. Указанная норма направлена в первую очередь на исполнение обязательств, вытекающих из судебного акта, если в стране выезда могут возникнуть юридические препятствия для исполнения требований российского суда. Как следует из материалов дела, заявитель намерен для целей осуществления предпринимательской деятельности совершить временный выезд в Итальянскую Республику. С указанной страной у Российской Федерации заключена и ратифицирована Конвенция о правовой помощи по гражданским делам от 25.01.1979, обеспечивающая в случае необходимости исполнение судебного акта Российской Федерации на территории иностранного государства".

Отметим также, что Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 2-П устанавливает, что проверка обстоятельств, препятствующих выезду гражданина за пределы Российской Федерации, возложена на территориальные органы внутренних дел по месту жительства гражданина, а не на службу судебных приставов.

На взгляд автора, правильными представляются позиция суда и действия налогового органа, изложенные в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 по делу N 17АП-1859/2007-АК. Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным Письма ИФНС России "Об ограничении права выезда из Российской Федерации" в связи с неисполнением заявителем обязанностей, наложенных на него судом, направленного в Главное управление Федеральной миграционной службы.

Суд в своем Постановлении указал, что данное Письмо "является лишь обращением к миграционной службе, содержит ходатайство о принятии уполномоченным на то органом решения о временном ограничении заявителя на свободный выезд за пределы Российской Федерации, представляет информацию о неисполнении им обязательств по судебным решениям, которые могли бы послужить основанием для удовлетворения ходатайства", т.е. Письмо носит информационный, а не властно-распорядительный характер, не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности конкретного лица.

Таким образом, следуя нормам закона, ограничивать права граждан на выезд за пределы Российской Федерации могут не любые органы исполнительной власти, а лишь те, которые указаны в Федеральном законе N 114-ФЗ.

А.В.Гурьянова

Юрисконсульт

группы компаний

"Юриспруденция финансы кадры"

Подписано в печать

11.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обзор судебной практики по спорам, связанным с принятием на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль расходов на оплату труда (Окончание) ("Бухгалтер и закон", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтер и закон", 2007, N 10 >
Статья: Налоговые системы зарубежных стран ("Бухгалтер и закон", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтер и закон", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.