Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации ("Бухгалтер и закон", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтер и закон", 2007, N 10



"Бухгалтер и закон", 2007, N 10

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Внутренний аудит - один из способов контроля над эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом в зависимости от содержания и специфики деятельности предприятия, уровня показателей его финансово-экономической деятельности, сложившейся системы управления на предприятии и состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии, привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и внешние аудиторы. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками или руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы и группы внутренних аудиторов. Внутренний аудит имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение. Он призван содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

В зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и собственников объекты внутреннего аудита могут быть различными. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

- проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

- проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

- проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства;

- проверки деятельности различных звеньев управления;

- оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

- проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

- работу над специальными проектами;

- оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

- специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

- разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это обусловлено тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству или собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов, структурных подразделений, органов внутреннего контроля предприятия.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим (производственным) аудитом, задачами которого являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности труда, рациональности использования средств и их экономии.

Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Контроль - одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает подобно элементу обратной связи, так как по его результатам производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и рационального использования достоверной и своевременной информации о состоянии управляемой системы, соответствии ее функционирования намеченным целям, распоряжениям руководства, действующему законодательству. Контроль дает возможность не только установить отклонения от правил, процедур, норм законодательства, но и определить причины этих отклонений, выявить должностных лиц, допустивших эти отклонения.

Контроль - система наблюдения за процессом функционирования управляемого объекта и проверки его фактического состояния в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения неблагоприятных явлений и при необходимости информирования о них компетентных органов.

Основное назначение контроля состоит:

- в упреждении незаконных и неэкономичных с точки зрения интересов общества хозяйственных и финансовых операций на начальной стадии принятия управленческого решения;

- в выявлении нарушений в работе субъектов хозяйствования и установлении их причин;

- в обобщении передового опыта хозяйственной деятельности.

В той или иной мере в каждой организации осуществляется внутренний контроль благодаря наличию системы мер, обеспечивающих ее нормальное функционирование, и прежде всего в финансовой области (обеспечение сохранности активов, достижение прогнозных показателей, в том числе по прибыли контролируется работниками бухгалтерии, другими функциональными управлениями и службами данной организации) и внешний контроль (контроль со стороны вышестоящих органов, аудиторских фирм).

Система внутреннего контроля считается достаточно эффективной, если руководители осуществляют планирование и организацию деятельности таким способом, который дает достаточную уверенность в том, что цели и задачи организации будут достигаться рационально и экономично. Процесс разработки системы организации деятельности начинается с постановки целей и задач. Заем следует объединение или увязывание концепций, компонентов, видов деятельности и/или людей так, чтобы они действовали совместно ради достижения поставленных целей и задач. Если разработка системы сделана правильно, планируемые виды деятельности должны выполняться таким образом, чтобы обеспечивалось достижение ожидаемых результатов.

Систему внутреннего контроля организации можно определить как систему финансового и прочего контроля, организованную руководством в целях упорядоченной и эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, а также обеспечения полноты и точности документов.

Существует несколько основных целей внутреннего контроля:

- надежность, достоверность и полнота информации;

- соответствие политике, планам, процедурам, законодательству;

- обеспечение сохранности активов;

- эффективное использование ресурсов;

- достижение целей и задач компании.

Концепция внутреннего контроля включает в себя несколько основных элементов.

Во-первых, это внутренняя среда компании, т.е. этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политика в отношении персонала, компетентность сотрудников и отношение управленческого аппарата компании к внутреннему контролю.

Во-вторых, это определение, анализ и управление рисками, стоящими перед компанией на пути достижения своих целей.

В-третьих, повседневное осуществление контроля, т.е. учет и отчетность, разделение полномочий, права доступа к активам, мониторинг.

В-четвертых, система санкционированного доступа к информации.

В-пятых, мониторинг самой системы внутреннего контроля, необходимый для определения его эффективности.

Структура системы внутреннего контроля основывается на следующих компонентах:

- организация - организационная структура с четкими линиями подчиненности, ответственность в рамках полномочий, отчетность перед вышестоящими руководителями, разграничение основных функций, возможность быстрого реагирования при изменении как внутренних, так и внешних факторов, четкое определение роли и ответственности каждого отдела, надлежащий уровень контроля деятельности сотрудников и периодическая оценка результатов их работы;

- политика - утверждается на уровне руководства в соответствии с целями и задачами организации и издается в письменном виде, доводится до сведения сотрудников, периодически пересматривается и по мере необходимости обновляется;

- процедуры - обеспечивают разграничение критических функций, максимально просты и понятны, не противоречат и не дублируют друг друга, периодически пересматриваются и обновляются по мере необходимости;

- персонал - при приеме на работу осуществляется оценка личных качеств кандидатов, организуются профессиональные тренинги и курсы, четко распределяются роли и ответственность;

- учет - необходим для принятия эффективных решений, ведется по организационным подразделениям компании;

- отчетность - отчеты своевременны, просты и последовательны;

- бюджеты - служат инструментом анализа достижения целей, поставленных перед подразделениями, и способствуют улучшению координации деятельности различных отделов. Важно отметить, что целью компании должно являться не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Ведь ресурсы, направленные компанией на создание избыточного контроля, могли бы быть использованы для достижения других целей и задач. Однако даже хорошо выстроенная и организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Этой цели служит внутренний аудит.

Внутренний аудит является оценкой надежности и эффективности существующей системы внутреннего контроля, а внутренние аудиторы - людьми, призванными непредвзято и профессионально провести такую оценку. Иными словами, внутренний аудит - есть функция независимой оценки всех аспектов деятельности организации, осуществляемая изнутри организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.

Внутренний аудит как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия и отдельных его составляющих, позволяет установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и повышению результативности деятельности предприятия. Внутренний контроль, являясь функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.

Наличие отдела внутреннего аудита в организационной структуре компании в последнее время стало в глазах инвесторов, внешних аудиторов и других одним из важнейших показателей приверженности компании должному корпоративному управлению.

Литература

1. Макальская А.К. Внутренний аудит. М.: Дело и сервис, 2001.

2. Макоев О.С. Внутренний контроль и аудит. М.: Финстатинформ, 2000.

3. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник., М.: ЗАО "Финстатинформ", 2000.

5. Шишкоедова Н.Н. Основы аудита. М.: ГроссМедиа, 2004.

Д.Р.Жиганшина

Российский университет

дружбы народов

Подписано в печать

11.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Деятельность индивидуального предпринимателя, работающего по патенту (Изменения, внесенные Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ) ("Бухгалтер и закон", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтер и закон", 2007, N 10 >
Статья: Отдельные аспекты исчисления и уплаты транспортного налога в решениях арбитражных судов (Окончание) ("Бухгалтер и закон", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтер и закон", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.