|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Земельный налог: особенности исчисления в Москве ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ В МОСКВЕ
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации (ст. 387 НК РФ). При этом представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Также предусматриваются налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Особенности уплаты земельного налога в столице установлены Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон N 74). Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Данные права подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ) и по общему правилу возникают только с момента их регистрации (п. 2 ст. 8 ГК РФ).
Налоговая база как кадастровая стоимость участка
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Налоговая база по земельному налогу рассчитывается в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости (Письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75). Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 918 (далее - Правила). Сведения подаются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях - в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов (п. 5 Правил). Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана (п. 6 Правил). Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в кадастровых планах земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Таким образом, НК РФ не позволяет корректировать налоговую базу по земельному налогу в течение налогового периода. Поэтому изменение кадастровой стоимости земли (например, вследствие перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка) учитывается при налогообложении только в следующем налоговом периоде. Вместе с тем пересчет налога возможен: если результаты государственной кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января изменяются обратным числом (например, из-за технических ошибок или судебного решения) (Письмо Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120); если кадастровая стоимость земельного участка изменяется вследствие изменения границ самого участка. При этом в течение налогового периода происходит одновременное прекращение (в отношении первоначального земельного участка) и возникновение (в отношении нового земельного участка) права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения). Согласно п. 7 ст. 396 НК РФ сумма налога рассчитывается исходя из фактического периода времени, в течение которого налогоплательщик был собственником земли (обладал в ее отношении другими правами). Необходимо отметить, что при переводе земельного участка в другую категорию или изменении условий его использования налогоплательщики вправе применить соответствующую налоговую ставку уже в текущем периоде (ст. 394 НК РФ). В связи с тем что налоговой базой по земельному налогу в соответствии с НК РФ является кадастровая стоимость, применение нормативной цены земли в качестве налоговой базы по налогу на землю недопустимо. Кроме того, согласно разъяснениям, данным в Письме Минфина России от 03.07.2006 N 03-06-02-04/97, налоговое законодательство исключает возможность использования в качестве налоговой базы показателя нормативной цены земли. В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Таким образом, налоговой базой для исчисления земельного налога является только кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельных участков в г. Москве установлена Приложением N 1 "Удельные показатели кадастровой стоимости земель" к Постановлению Правительства Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП (далее - Постановление N 356-ПП). Утвержденные данным Постановлением удельные показатели кадастровой стоимости земель должны использоваться для исчисления земельного налога с 1 января 2006 г.
Порядок расчета
Земельный налог исчисляется по истечении налогового периода (года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка). Согласно ст. 2 Закона N 74 в г. Москве налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 1) 0,3% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 2) 0,1% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; 3) 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков. Для расчета земельного налога необходимо знать: количество месяцев отчетного периода, количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, ставку налога, налоговую базу (кадастровую стоимость). Налог подлежит уплате по истечении налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 3 Закона N 74). Налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Отчетными периодами для них признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 393 НК РФ). Налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по налогу.
Пример. ООО "Алмаз" имеет участок земли размером 100 кв. м на территории г. Москвы на праве собственности. На нем расположена организация. Участок приобретен 20 января 2007 г. В правоустанавливающих документах он обозначен как "земли промышленного назначения" и имеет номер кадастрового квартала 77-06-01001. Ставка налога для этих земель - 1,5%. Согласно Приложению N 1 к Постановлению N 356-ПП кадастровая стоимость 1 кв. м участка в данном квартале составляет 6621 руб. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка для исчисления земельного налога равна 662 100 руб. (6621 руб. x 100 кв. м). Участок куплен после 15-го числа, следовательно, январь в расчет не берется. Таким образом, расчет производится исходя из 11 полных месяцев владения участком. Налоговый (авансовый) платеж рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и отношения полных месяцев владения земельным участком к количеству месяцев отчетного периода, деленного на 100: за I квартал 2007 г. - 1655,25 руб. [662 100 руб. x 1,5% x 2 мес. : 3 мес.) / 4]; за полугодие 2007 г. - 2069 руб. [(662 100 руб. x 1,5% x 5 мес. : 6 мес.) / 4]; за 9 месяцев 2007 г. - 2207 руб. [(662 100 руб. x 1,5% x 8 мес. : 9 мес.) / 4]; за 2007 г. - 9103,88 руб. (662 100 руб. x 1,5% x 11 : 12). Таким образом, учитывая уплаченные ранее суммы, организация по итогам года заплатит 3172,63 руб. [9103,88 руб. - (1655,25 + 2069 + 2207)].
Ю.Суслова Аудитор Подписано в печать 10.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |