Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Земельный налог: особенности исчисления в Москве ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ В МОСКВЕ

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации (ст. 387 НК РФ). При этом представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Также предусматриваются налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Особенности уплаты земельного налога в столице установлены Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон N 74).

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Данные права подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ) и по общему правилу возникают только с момента их регистрации (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Налоговая база как кадастровая стоимость участка

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Налоговая база по земельному налогу рассчитывается в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости (Письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75).

Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 918 (далее - Правила). Сведения подаются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях - в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов (п. 5 Правил). Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана (п. 6 Правил). Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в кадастровых планах земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Таким образом, НК РФ не позволяет корректировать налоговую базу по земельному налогу в течение налогового периода. Поэтому изменение кадастровой стоимости земли (например, вследствие перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования участка) учитывается при налогообложении только в следующем налоговом периоде. Вместе с тем пересчет налога возможен:

если результаты государственной кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января изменяются обратным числом (например, из-за технических ошибок или судебного решения) (Письмо Минфина России от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120);

если кадастровая стоимость земельного участка изменяется вследствие изменения границ самого участка. При этом в течение налогового периода происходит одновременное прекращение (в отношении первоначального земельного участка) и возникновение (в отношении нового земельного участка) права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения). Согласно п. 7 ст. 396 НК РФ сумма налога рассчитывается исходя из фактического периода времени, в течение которого налогоплательщик был собственником земли (обладал в ее отношении другими правами).

Необходимо отметить, что при переводе земельного участка в другую категорию или изменении условий его использования налогоплательщики вправе применить соответствующую налоговую ставку уже в текущем периоде (ст. 394 НК РФ).

В связи с тем что налоговой базой по земельному налогу в соответствии с НК РФ является кадастровая стоимость, применение нормативной цены земли в качестве налоговой базы по налогу на землю недопустимо.

Кроме того, согласно разъяснениям, данным в Письме Минфина России от 03.07.2006 N 03-06-02-04/97, налоговое законодательство исключает возможность использования в качестве налоговой базы показателя нормативной цены земли. В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Таким образом, налоговой базой для исчисления земельного налога является только кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельных участков в г. Москве установлена Приложением N 1 "Удельные показатели кадастровой стоимости земель" к Постановлению Правительства Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП (далее - Постановление N 356-ПП). Утвержденные данным Постановлением удельные показатели кадастровой стоимости земель должны использоваться для исчисления земельного налога с 1 января 2006 г.

Порядок расчета

Земельный налог исчисляется по истечении налогового периода (года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).

Согласно ст. 2 Закона N 74 в г. Москве налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 0,3% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 0,1% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

3) 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Для расчета земельного налога необходимо знать: количество месяцев отчетного периода, количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, ставку налога, налоговую базу (кадастровую стоимость).

Налог подлежит уплате по истечении налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 3 Закона N 74). Налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Отчетными периодами для них признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 393 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по налогу.

Пример. ООО "Алмаз" имеет участок земли размером 100 кв. м на территории г. Москвы на праве собственности. На нем расположена организация. Участок приобретен 20 января 2007 г. В правоустанавливающих документах он обозначен как "земли промышленного назначения" и имеет номер кадастрового квартала 77-06-01001. Ставка налога для этих земель - 1,5%.

Согласно Приложению N 1 к Постановлению N 356-ПП кадастровая стоимость 1 кв. м участка в данном квартале составляет 6621 руб. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка для исчисления земельного налога равна 662 100 руб. (6621 руб. x 100 кв. м).

Участок куплен после 15-го числа, следовательно, январь в расчет не берется. Таким образом, расчет производится исходя из 11 полных месяцев владения участком. Налоговый (авансовый) платеж рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и отношения полных месяцев владения земельным участком к количеству месяцев отчетного периода, деленного на 100:

за I квартал 2007 г. - 1655,25 руб. [662 100 руб. x 1,5% x 2 мес. : 3 мес.) / 4];

за полугодие 2007 г. - 2069 руб. [(662 100 руб. x 1,5% x 5 мес. : 6 мес.) / 4];

за 9 месяцев 2007 г. - 2207 руб. [(662 100 руб. x 1,5% x 8 мес. : 9 мес.) / 4];

за 2007 г. - 9103,88 руб. (662 100 руб. x 1,5% x 11 : 12).

Таким образом, учитывая уплаченные ранее суммы, организация по итогам года заплатит 3172,63 руб. [9103,88 руб. - (1655,25 + 2069 + 2207)].

Ю.Суслова

Аудитор

Подписано в печать

10.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Жилищно-строительный кооператив (ЖСК) занимается эксплуатацией жилого дома за счет средств проживающих в нем граждан. При этом коммерческой и предпринимательской деятельности ЖСК не ведет. Должен ли кооператив исчислять ЕСН и страховые взносы на ОПС с выплат в пользу физических лиц? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41 >
Вопрос: Признается ли организация налоговым агентом, если физическим лицом в налоговом периоде получены от организации подарки общей стоимостью свыше 4000 руб.? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 41



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.