|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об отдельных аспектах исчисления и уплаты транспортного налога в решениях арбитражных судов (Окончание) ("Финансовая газета", 2007, N 41) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 41
"Финансовая газета", 2007, N 41
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РЕШЕНИЯХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2007, в N N 39, 40)
Пример N 5.
СУТЬ ДЕЛА
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налогового органа, которым ему было предложено уплатить пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по транспортному налогу за отчетный период - первое полугодие 2005 г., уплата которого предусматривалась абз. 1 п. 3 ст. 9 Закона Хабаровского края от 26.11.2002 N 70 "О транспортном налоге в Хабаровском крае" в редакции, действовавшей до 21 сентября 2005 г.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего. Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Пункт 1 ст. 57 НК РФ предусматривает, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Законом N 70 в нарушение указанных норм права установлены отчетный период по налогу, которым признается полугодие, и обязанность по уплате авансового платежа по итогам отчетного периода в срок не позднее 10 июля текущего налогового периода. Правовые последствия, наступающие в случае принятия правовых актов, не соответствующих закону, предусмотрены ч. 2 ст. 13 АПК РФ, в соответствии с которой арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Поскольку налоговый орган, начисляя налогоплательщику пени за несвоевременную уплату аванса по транспортному налогу за первое полугодие 2005 г., руководствовался положениями ст. 9 Закона N 70, которая противоречит НК РФ, в частности гл. 28 НК РФ, арбитражному суду при рассмотрении заявления акционерного общества о признании недействительным требования налогового органа в части уплаты пеней в сумме 20 687,90 руб. следует руководствоваться положениями названных норм налогового законодательства, а не Определением ВС РФ от 21.09.2005 N 58-Г05-25, которым также подтверждено, что абз. 1 - 3 п. 3 ст. 9 Закона N 70 противоречат федеральному законодательству. На основании изложенного суд считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления акционерному обществу спорной суммы пеней. (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.09.2006, 30.08.2006 N Ф03-А73/06-2/2776 по делу N А73-1478/2006-29).
Пример N 6.
СУТЬ ДЕЛА
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было выставлено требование об уплате транспортного налога и пеней за его несвоевременную уплату. Основанием для выставления указанного требования послужила, по мнению налогового органа, образовавшаяся у налогоплательщика недоимка по транспортному налогу за II и III кварталы 2004 г. по расчетам авансового платежа, представленного налогоплательщиком в налоговый орган. Частично не согласившись с требованием налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта налогового органа в части взыскания недоимки по транспортному налогу и пеней, суд руководствовался следующим. На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Плательщиками транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. В силу ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. На основании положений ст. 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот. Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи. Пунктом 8 ст. 4 Закона Рязанской области от 22.11.2002 N 76-ОЗ "О транспортном налоге на территории Рязанской области" установлены отчетные периоды по транспортному налогу, которыми признаются I, II и III кварталы налогового периода. Из совокупности законодательных предписаний, содержащихся в ст. ст. 4 и 5 Закона N 76-ОЗ, следует, что авансовые платежи по транспортному налогу за II квартал 2004 г. подлежали уплате до 20 июля 2004 г., за III квартал 2004 г. - до 15 октября 2004 г. Доказательств исполнения обязанности по уплате авансовых платежей по транспортному налогу за спорные периоды налогоплательщиком не представлено, в связи с чем суд указал на правомерность требования налогового органа в части взыскания недоимки по транспортному налогу. Довод налогоплательщика о том, что НК РФ не предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать отчетные периоды и сроки уплаты транспортного налога по итогам отчетных периодов, правомерно признан судом несостоятельным по следующим основаниям. Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. На основании п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Статьей 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В силу прямого указания п. 4 ст. 58 НК РФ порядок уплаты региональных налогов устанавливается законами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ. При этом в Определении КС РФ от 09.04.2001 N 82-О указано на то, что сроки уплаты налогов и сборов согласно п. 1 ст. 57 НК РФ устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, при этом в соответствии с п. 1 ст. 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Следовательно, внесение платежей до истечения налогового периода не противоречит общим началам налогового законодательства. Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Поскольку материалами дела подтверждается факт несвоевременной уплаты налогоплательщиком авансовых платежей по транспортному налогу по итогам отчетных периодов, налогоплательщику обоснованно начислены пени за период просрочки. Довод налогоплательщика о том, что пени на авансовые платежи по итогам отчетных периодов в данном случае начисляться не могут ввиду того, что по транспортному налогу налогооблагаемая база поквартально не формируется, несостоятелен, поскольку, как следует из содержания ст. 4 Закона N 76-ОЗ, авансовый платеж по транспортному налогу исчисляется и уплачивается исходя из реальной налоговой базы в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. (Постановление ФАС Центрального округа от 29.06.2006 N А54-9116/2006-С3)
Ю.Лермонтов Консультант Минфина России Подписано в печать 10.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |