|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Открытый аукцион в электронной форме ("Право и экономика", 2007, N 10) Источник публикации "Право и экономика", 2007, N 10
"Право и экономика", 2007, N 10
ОТКРЫТЫЙ АУКЦИОН В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
Увеличение объема государственных закупок в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составило почти 57%. Эта тенденция сохраняется и в 2007 г., что позволяет говорить о стабильном росте экономики России, об увеличении потребности государства в товарах. Это также является результатом совершенствования системы государственных закупок. Законодательно закрепленное требование об использовании в процессе размещения заказов сильного информационного обеспечения с использованием современных информационных технологий позволяет с минимальными затратами ресурсов и времени осуществлять размещение заказов. Особенно эффективной процедурой размещения заказа является открытый аукцион в электронной форме. Федеральные законы от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ и от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ внесли существенные изменения и дополнения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в том числе в части, касающейся порядка проведения открытого аукциона в электронной форме. Прежде чем рассматривать порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и изменения, внесенные Федеральными законами от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ и от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ, необходимо определить понятие, виды аукционов для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" предусматривал проведение торгов для размещения заказа в форме открытых или закрытых конкурсов. С 1 января 2006 г. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" была введена новая форма проведения торгов - аукцион. Под аукционом понимаются торги, победителем которых признается участник, предложивший наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион бывает открытым и закрытым. Размещение заказа путем проведения закрытого аукциона производится исключительно в случае размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну. Наиболее востребованными в современных условиях оказались аукционы, проводимые в открытой форме. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ было изменено условие, при котором открытый аукцион может проводиться в электронной форме. В настоящее время открытый аукцион в электронной форме может проводиться, если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает 1 млн руб. Но с 1 января 2010 г. вступает в силу положение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ, которое отменило ограничения для участия в открытом аукционе в электронной форме в части, касающейся начальной (максимальной) цены муниципального или государственного контракта. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовывается и размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за десять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Изменения коснулись и состава сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, подлежащем опубликованию в официальном печатном издании и размещению на официальном сайте.
В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, подлежащем опубликованию в официальном печатном издании, должны были быть указаны сведения об официальном сайте, на котором размещается такое извещение, и сведения, предусмотренные п. п. 1, 2, 4 и 5 ч. 4 ст. 21, п. 2 ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, размещаемом на официальном сайте, кроме сведений, указываемых в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, подлежащем опубликованию в официальном печатном издании, также указывались сведения, предусмотренные п. п. 1, 2, 4 и 5 ч. 4 ст. 21, п. п. 3, 4, 4.2 - 7 ч. 4 ст. 22, п. 2 ч. 3 ст. 33, п. п. 6 и 9 ч. 4 ст. 34 указанного Федерального закона. В редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ требования, предъявляемые к сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, были изменены. Помимо того, в отличие от Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ было отменено положение о том, что при проведении открытого аукциона в электронной форме документация об аукционе не разрабатывается. С момента вступления в силу данного Федерального закона при подготовке документации будут применяться общие требования, предусмотренные для аукциона, но с учетом положений, перечисленных в п. 9 ст. 41 Федерального закона от 21 июля 2001 г. N 94-ФЗ. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ было введено понятие "оператор электронной площадки" и дано определение электронной площадки и оператора электронной площадки. Под электронной площадкой понимается сайт в сети "Интернет", на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме, оператор электронной площадки владеет данным сайтом, необходимыми для его функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение открытых аукционов в электронной форме. Порядок отбора операторов электронных площадок, количество таких операторов, условия, на которых такие операторы обеспечивают заказчикам, уполномоченным органам возможность проводить открытый аукцион в электронной форме, будут установлены Правительством РФ. В редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. операторам дается право аккредитации участников размещения заказа, которая будет проводиться на срок до шести месяцев. Аккредитация участников размещения заказа будет проводиться бесплатно. Помимо того, в соответствии с названным Федеральным законом оператор обязан: отказать участнику размещения заказа в аккредитации в случае непредставления предусмотренных п. 3 ст. 41 документов, предоставления недостоверных сведений или наличии сведений о таком участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков; аккредитовать участника размещения заказа без взимания платы в срок, указанный в п. 5 данного Федерального закона; предоставить участнику средства идентификации и доступа к электронной площадке; обеспечить конфиденциальность средств идентификации участников размещения заказа и доступа к электронной площадке; обеспечить надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения аукциона, равный доступ участников размещения аукциона к участию в аукционе. Помимо аккредитации участников размещения заказа без взимания платы будет осуществляться доступ участников, прошедших аккредитацию, к участию в аукционе, а также регистрация на электронной площадке в качестве участника аукциона и участие в нем. В редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливался. Этот факт в 2005 - 2006 гг. вызывал много споров. Выдвигались мнения, что из-за его отмены при проведении открытого аукциона в электронной форме увеличивается длительность данной процедуры, поскольку "шаг" мог бы искусственно занижаться поставщиками. Эта проблема была решена в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ. Указанным Федеральным законом помимо временного интервала приема предложений участников аукциона о цене контракта, составляющего десять минут с момента начала проведения аукциона, а также с момента поступления последнего предложения о цене контракта, установлен и размер снижения начальной (максимальной) цены контракта. Он составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены. Аукцион считается несостоявшимся в следующих случаях: если в качестве участников аукциона зарегистрировались менее чем два участника размещения заказа; в случае если в течение десяти минут с начала проведения аукциона не предоставлено ни одного предложения о цене контракта, предусматривающего более низкую цену контракта. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ установлен порядок заключения контракта в случае, если в качестве участника аукциона зарегистрировался только один участник размещения заказа. С таким участником аукциона заключается контракт на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении аукциона, или по согласованной с ним и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта. Заключение контракта для такого участника аукциона является обязательным и в случае, если им не предоставлены заказчику в срок, предусмотренный документацией об аукционе, необходимые документы, такой участник признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. Также признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта победитель аукциона или участник аукциона, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта, не предоставивший в срок, указанный в документации об аукционе, необходимые документы. Участники, признанные уклонившимися от заключения государственного или муниципального контракта, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков и их аккредитация на электронной площадке аннулируется на срок не менее трех месяцев. В случае уклонения победителя аукциона от заключения государственного или муниципального контракта заказчик вправе: обратиться в суд, с тем чтобы тот побудил победителя аукциона заключить контракт и возместить убытки, если таковые возникли; заключить контракт с участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта. Возможность проведения повторного аукциона в таком случае в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ не предусмотрена. Тем самым изменения, внесенные Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ, дающие большую свободу действий заказчику, уполномоченному органу в возможности проведения повторного аукциона или размещении заказа методом котировок по сравнению с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в предыдущей редакции, отменяются с 1 января 2010 г. Несмотря на многие позитивные изменения в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ остался ряд проблем, связанных с отсутствием информации, регламентирующей некоторые аспекты размещения государственного заказа, в том числе касающиеся вопросов размещения заказа путем открытого аукциона в электронной форме. В Федеральном законе не определен порядок использования электронного документа, нет четких указаний по применению электронной цифровой подписи, поэтому субъекты Российской Федерации вынуждены принимать собственные нормативные правовые акты (например, Постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 997-ПП "Об утверждении порядка использования электронной цифровой подписи органами исполнительной власти города Москвы и государственными заказчиками при размещении государственного заказа города Москвы"). Таким образом, процесс совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок размещения заказа в виде открытого аукциона в электронной форме, не завершен. Российская экономика находится в процессе постоянных изменений, что влечет за собой изменения и в правовой базе. Этот процесс является закономерным и объективным.
С.С.Шихова Юрисконсульт войсковой части 52058, аспирантка Российского государственного социального университета Подписано в печать 09.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |