Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Взыскание с налогового органа госпошлины по делам, в которых он выступает в качестве ответчика ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 10) Источник публикации "Ваш налоговый адвокат", 2007, N 10



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 10

ВЗЫСКАНИЕ С НАЛОГОВОГО ОРГАНА ГОСПОШЛИНЫ ПО ДЕЛАМ,

В КОТОРЫХ ОН ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ ОТВЕТЧИКА

Принятие Президиумом ВАС РФ Информационного письма от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" вызвало широкий резонанс. В частности, ВАС РФ оформил практические рекомендации нижестоящим арбитражным судам об основаниях взыскания с налогового органа государственной пошлины по делам, в которых он выступает ответчиком. Однако в реальности взыскание с инспекций пошлины вызывает у налогоплательщиков затруднение, поскольку этот процесс регулируется за пределами налоговых отношений.

На решение Президиума ВАС РФ обязать налоговые органы уплачивать государственную пошлину по делам, в которых они выступают в качестве ответчика, незамедлительно ответила ФНС России. В Письме от 17 апреля 2007 г. N ШС-6-14/320@ налоговая служба отметила: указанное Письмо Президиума ВАС РФ не является обязательным для арбитражных судов в РФ, а согласно положениям НК РФ налоговые органы, выступая в арбитражном процессе в качестве заявителя либо ответчика и защищая государственные интересы и интересы бюджета РФ, освобождены от уплаты пошлины.

Между тем судебная практика складывается не в пользу налоговых органов. Судебные инстанции округов стали выносить решения, в которых обязывали налоговые органы уплачивать пошлину по делам, в которых они выступают в качестве ответчика <1>. Использование судами Письма ВАС РФ N 117 в качестве одного из оснований установления обязанности по уплате инспекциями госпошлины вполне законно. Информационные письма ВАС РФ (в том числе и N 117) являются обобщениями судебной практики арбитражных судов, а в соответствии с п. 1 ст. 304 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не должны нарушать единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, в противном случае такие акты подлежат отмене.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. Постановления ФАС Центрального округа от 25 июня 2007 г. по делу N А48-5529/06-6, ФАС Волго-Вятского округа от 20 июня 2007 г. по делу N А43-1695/2007-6-40, ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г. по делу N А56-37222/2005, ФАС Московского округа от 9 июня 2007 г. по делу N КА-А41/5233-07 и др.

Отметим, что, вооружившись позицией ВАС РФ, суды в выносимых решениях приходят к выводам хотя и сходным с обязанностью налоговых органов уплачивать пошлину, но являющимся самостоятельным юридическим институтом с соответствующими правилами. К такому выводу относится, в частности, обязание инспекции возместить налогоплательщику пошлину в составе его судебных расходов по выигранному спору.

Варианты обращения за взысканием пошлины

Правовая позиция, изложенная ВАС РФ в Письме N 117, направлена строго на обязанность налогового органа уплачивать государственную пошлину по делам, в которых он выступает в качестве ответчика. Вместе с тем на практике арбитражные суды указывают в резолютивной части судебных актов не только на необходимость уплаты налоговым органом пошлины при подаче последним апелляционной жалобы. Арбитры стали возлагать на налоговые органы и судебные расходы налогоплательщика, которые тот понес при обращении в суд. К данным расходам относится также государственная пошлина, уплаченная при подаче и искового заявления, и апелляционной и кассационной жалоб, решения по которым вынесены полностью (или частично) в пользу налогоплательщика. Появление одновременно в практике арбитражных судов выводов о необходимости налогового органа уплачивать в федеральный бюджет пошлину по делам, в которых он выступает в качестве ответчика, и возмещать налогоплательщику пошлину (в качестве понесенных судебных расходов), безусловно, является результатом оформленной в Письме N 117 позиции ВАС РФ.

Очевидно, что правила, размер, основания и пределы возмещения пошлины как судебного расхода налогоплательщика регулируются АПК РФ. Тем не менее до появления Письма ВАС РФ N 117 арбитры предпочитали возвращать налогоплательщикам уплаченную ими пошлину из федерального бюджета, а не взыскивать с налогового органа (проигравшей стороны).

Практика возложения на налоговый орган обязанности возместить пошлину в составе судебных расходов налогоплательщика является важной и необходимой. Дело в том, что в соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. А к судебным издержкам согласно ст. 106 АПК РФ относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) в связи с рассмотрением дела в суде. Указанные расходы на практике уже возмещаются налогоплательщикам с учетом правил распределения между лицами, участвующими в деле, и разумных пределов.

В связи с этим далее речь пойдет о порядке взыскания с налогового органа пошлины, которая уплачена налогоплательщиком по выигранному им делу и признается судом в качестве судебного расхода, подлежащего распределению по правилам ст. 110 АПК РФ.

Также необходимо обратить внимание на то, что процедуры, в рамках которых возможно возмещать судебные расходы (далее - пошлины), - различны. Налогоплательщик свободен в выборе инструментов, результатом использования которых станет возмещение пошлины налоговым органом. Для начала какой-либо процедуры возмещения необходимо только основание. Оно выдается арбитражным судом по результатам рассмотрения спора в виде исполнительного листа с указанием номера и даты дела, взыскателя, должника, суммы пошлины, даты вступления судебного акта в законную силу, даты выдачи исполнительного листа и срока его предъявления к исполнению.

Чтобы возместить пошлину, можно направить исполнительный лист для исполнения в службу судебных приставов (ССП). Этот вариант наиболее распространенный, однако имеет свои особенности. Во-первых, исполнительный документ необходимо направить в службу по местонахождению налогового органа. Указанное имеет значение в тех случаях, когда налогоплательщик, например, состоит на налоговом учете в межрайонной (межрегиональной) инспекции, которая, в свою очередь, территориально отличается от местонахождения налогоплательщика.

Во-вторых, при подаче исполнительного документа в ССП налогоплательщик должен приложить документы, подтверждающие правомочие подписи налогоплательщика, а также полные банковские реквизиты. В противном случае документы будут оставлены без движения, а при отсутствии банковских реквизитов совершить исполнение в принципе будет невозможно. Кроме того, следует учитывать сроки совершения исполнительных действий, которые составляют два месяца (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Вместе с тем п. 2 ст. 1 данного Закона устанавливает, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ утверждается бюджетным законодательством РФ.

Таким образом, у налогоплательщика есть альтернатива по взысканию с налогового органа пошлины не через службу судебных приставов, а через управление Федерального казначейства, где открыт лицевой счет налогового органа. Как показывает практика, такой вариант более продуктивный и быстрый.

Взыскание пошлины через Федеральное казначейство

Исходя из того что налоговые органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти, порядок обращения взыскания на средства федерального бюджета регулируется бюджетным законодательством России <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями к исполнительным документам, срокам их предъявления, перерыву срока их предъявления, восстановлению пропущенного срока предъявления этих документов. Таким образом, бюджетное законодательство регулирует отношения по взысканию средств бюджетов без каких-либо изъятий. Чтобы начать процедуру взыскания с налогового органа (должника) государственной пошлины, налогоплательщику (взыскателю) необходимо обратиться в орган Федерального казначейства, где открыт лицевой счет налогового органа, с которого подлежит взысканию пошлина. При этом п. 1 ст. 242.3 БК РФ устанавливает, что к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан этот документ, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов своего банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывает взыскатель либо его представитель с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. При подаче необходимых документов орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет налоговому органу (должнику) уведомление о поступлении такого документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года. Для исполнения документа налоговый орган одновременно с указанной информацией обязан представить в Казначейство платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения. После этого в соответствии с п. 3 ст. 251 БК РФ Казначейство проводит процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. В конечном итоге минимальный срок, по истечении которого возможно взыскание пошлины с налогового органа, составляет 18 рабочих дней, не считая времени направления и получения им уведомления о поступлении на исполнение соответствующего документа. Перечень оснований для возврата налогоплательщику со стороны Казначейства документов, поступивших на исполнение, - счерпывающий. Согласно п. 3 ст. 242.1 БК РФ к ним относятся: - непредставление какого-либо обязательного документа (заявление, исполнительный лист, заверенная копия судебного акта); - несоответствие представленных документов требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Законом об исполнительном производстве; - нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению; - представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа. Подводя итоги, еще раз отметим: чтобы оперативно и в полном объеме взыскать с налоговой инспекции государственную пошлину по делам, в которых она выступает в качестве ответчика, налогоплательщик может обратиться с заявлением в орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет инспекции, с приложением полного пакета правильно оформленных документов. Во избежание недоразумений желательно подтвердить полномочия лица, подписывающего такое заявление. А.М.Меновщиков Заместитель главного бухгалтера филиала ФГУП "Гознак" Краснокамской бумажной фабрики Подписано в печать 08.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О налоговом учете дебиторской задолженности, невозможность взыскания которой признана судебным приставом ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 10) Источник публикации "Ваш налоговый адвокат", 2007, N 10 >
Статья: Неустойка в договоре, налоговые последствия ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 10) Источник публикации "Ваш налоговый адвокат", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.