Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сеанс телематической связи ("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5) Источник публикации "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5



"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5

СЕАНС ТЕЛЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

За последние два года Правительством были утверждены различные документы, регламентирующие порядок оказания услуг связи. Сегодня вниманию читателей предлагается комментарий к утвержденным в сентябре этого года Правилам оказания телематических услуг связи (далее - Правила ТУС) <1>. Они вводятся в действие со следующего года, и у операторов связи еще есть время разобраться в них.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Правила оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575.

Какие услуги связи относятся к телематическим? В чем различие между ними и услугами по передаче данных? К какому виду услуг относится передача факсов, создание и распространение рингтонов и другого мобильного контента? Нужна ли "связная" лицензия контент-провайдеру? Кто со следующего года будет обязан препятствовать спаму и распространению компьютерных вирусов? В чем особенности расчетов за телематические услуги? Ответы на эти и другие вопросы, которые могут возникнуть после ознакомления с Правилами ТУС, вы найдете в статье.

Какие услуги являются телематическими?

Телематические услуги связи (ТУС) настолько специфичны, что даже профессионалы не всегда могут сказать, что это такое. В самих Правилах ТУС не содержится легитимного определения таких услуг, но найти его можно в Постановлении Правительства РФ N 575, которым они утверждены и которым внесены изменения в Перечни лицензионных условий в области связи <2>. В этих Перечнях для каждого вида услуг связи установлены свои лицензионные условия, одним из которых в сфере телематических услуг является предоставление абоненту (пользователю) возможности:

- передачи факсимильных сообщений;

- передачи сообщений электронной почтой;

- доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87.

Данный список можно рассматривать как телематические услуги, измененные Постановлением Правительства РФ N 575 на услуги по предоставлению абоненту возможности:

- доступа к сети связи лицензиата;

- доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

- приема и передачи телематических электронных сообщений.

Заметим, что в названном Постановлении не сказано, с какого числа изменения вступают в силу, поэтому в части перечня телематических услуг они вступают в силу одновременно с правительственным документом, то есть через неделю после его официального опубликования.

В целом различия между прежней и новой редакцией п. 4 перечня лицензионных условий в области телематических услуг, безусловно, есть. В обновленном перечне нет передачи факсимильных сообщений. Они замены на "доступ к сети связи оператора" как отдельный вид телематических услуг с взиманием дополнительной платы (п. 33 Правил ТУС).

Изменена формулировка услуг по передаче сообщений. Согласно обновленной редакции оператором ТУС передаются не просто сообщения электронной почтой, а телематические электронные сообщения. К ним относятся одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих структурированную информацию для взаимодействия информационной системы и абонентского терминала. Значение этого определения трудно переоценить, так как оператор не только получил представление о телематических электронных сообщениях, но и об их разновидностях. Как догадался читатель, речь идет об электронных сообщениях, рекламирующих ту или иную продукцию (работы, услуги), проще говоря, спамах. В последнее время они получили широкое распространение, что вызывает негативную реакцию у многих абонентов и пользователей ТУС.

Спам - телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту (пользователю) без их предварительного согласия и не позволяющее определить его отправителя. Такие сообщения отнимают время, внимание пользователей и абонентов, поэтому операторами и абонентами принимаются различные меры противодействия спаму.

Однако до настоящего времени не был решен на законодательном уровне вопрос: чья обязанность - борьба со спамом - абонента (пользователя) или оператора? В Правилах ТУС он решен в пользу оператора связи, на чем мы остановимся далее.

Обратим внимание на другую услугу - предоставление абоненту (пользователю) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей. Согласитесь, довольно громоздкая формулировка услуг, поэтому в Правилах ТУС они расшифровываются - это обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена этими сообщениями) абонентским терминалом и информационной системой. Фактически данная услуга предоставляет возможность реализации услуг по обмену электронными сообщениями, а не любой информации, как может показаться на первый взгляд.

Как видим, перечень телематических услуг ограничен, однако это не мешает оператору оказывать иные услуги, технологически неразрывно связанные с ТУС и направленные на повышение их потребительской ценности. Список последних определяет оператор связи, которому нужно учитывать, что он не вправе при заключении договора навязывать абоненту и (или) пользователю оказание иных услуг за отдельную плату (п. 25 Правил ТУС).

Следует помнить еще об одном условии. Оператор связи может оказывать услуги, неразрывно связанные с телематическими, если для них не нужна отдельная лицензия. В противном случае необходимо будет выполнить предписания других отраслевых правил. Наиболее близкие к телематическим услуги по передаче данных, которые регулируются Правилами оказания услуг связи по передаче данных (далее - Правила ПД) <3>. Схожи не только услуги, но и порядок их оказания, содержание, некоторые формулировки в Правилах ТУС и Правилах ПД идентичны, однако отличия все-таки есть. Рассмотрим их, для того чтобы расставить все точки над "i" в отношении телематических и иных связанных с ними услуг связи. Это позволит бухгалтеру определить оказываемые операторами связи услуги и отразить связанные с ними доходы и расходы раздельно в учете, как требует в установленных случаях Закон о связи <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Правила оказания услуг по передаче данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32.

<4> Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".

Заметим, услуги ПД и ТУС в части доступа к сети Интернет с использованием коллективного доступа являются универсальными, регулируемыми отдельными правилами <5>. Поэтому доходы и расходы по таким услугам оператору связи следует отражать отдельно от услуг ПД и ТУС, как требует Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности <6>. В нем в Отчете оператора о доходах и расходах отдельно выделены показатели по деятельности услуг ПД, ТУС и универсальные услуги по предоставлению доступа к сети Интернет с использованием коллективного доступа.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> О регулировании универсальных услуг связи, особенностях их учета и налогообложения было рассказано в статье С.А. Абрамова "Плюсы и минусы универсального обслуживания", N 6, 2006.

<6> Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утв. Приказом Мининформсвязи России от 02.05.2006 N 54.

ТУС или ПД?

Услуги ТУС и ПД имеют много общего в силу того, что в их оказании задействована технология передачи данных. Однако регулирующие документы Правительством РФ утверждаются, прежде всего, на услуги, а не на технологию.

В отличие от телематических услуги связи по передаче данных в Правилах ПД не конкретизированы. В них говорится лишь о том, что услуги ПД подразделяются на:

- услуги ПД, за исключением услуг связи для целей голосовой информации;

- услуги ПД для целей передачи голосовой информации.

Оператор вправе оказывать абоненту те услуги связи ПД, на оказание которых ему выдана лицензия, руководствуясь предусмотренными лицензионными условиями. Это не лишает оператора права, как и в отношении телематических услуг, оказывать услуги, неразрывно связанные с услугами связи ПД, направленные на повышение их потребительской ценности. При этом оператор услуг ПД не только не вправе навязывать абоненту иные услуги за отдельную плату, но у него нет оснований оказывать одни услуги связи ПД за счет предоставления других.

Как видим, в Правилах ПД и Правилах ТУС мало что говорится о самих услугах связи, регулируемых данными документами. В такой ситуации мы можем порекомендовать бухгалтеру следующий порядок действий. Классифицируя ту или иную услугу, связанную с передачей данных, следует исходить из основных видов лицензируемых услуг. В частности, обмен телематическими электронными сообщениями - это ТУС, все иные услуги, связанные с передачей данных и голосовой информации - это услуги ПД. При этом и в том и в другом случае необходимо руководствоваться перечнем услуг, указанных в лицензиях. Все иные услуги связи по остаточному принципу можно отнести к тем технологически неразрывно связанным услугам, о которых говорится в Правилах ТУС и Правилах ПД.

Используя изложенные тезисы, попробуем ответить на вопрос, к какому виду услуг относятся услуги хостинга и предоставление контента (рингтоны, SMS-сообщения, мелодии, мультимедиа).

К каким услугам относятся хостинг

и предоставление контента?

Сначала напомним, что такое хостинг и контент. Хостинг - предоставление свободного дискового пространства и канала связи для размещения web-сайта на сервере и техническое обслуживание этого web-ресурса. Такие услуги предоставляют интернет-провайдеры, подключающие пользователей к сети через свои компьютеры. Провайдеры не просто предоставляют ресурсы аппаратных средств (дискового пространства, оперативной памяти, процессорного времени и т.д.), а берут на себя поддержку и сопровождение работоспособности информационного ресурса клиента.

Оказывают ли интернет-провайдеры телематические услуги? В пользу этого мнения говорят доступ к Интернету и используемый провайдерами канал передачи данных. Есть еще один аргумент - Руководящий документ телематических служб РД 45.129-2000 <7>. В нем служба доступа к информационным ресурсам, размещенным на web-серверах в сети Интернет, поименована в составе телематических служб.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Руководящий документ отрасли "Телематические службы", утв. Приказом Минсвязи России от 23.07.2001 N 175.

Тем не менее считать хостинг телематическими услугами в настоящий момент нет достаточных оснований. В Правилах ТУС нет ни слова об услугах хостинга, а в Перечне лицензионных условий они также не поименованы. Для интернет-провайдера телематические услуги малопривлекательны, так как для их оказания нужна не только лицензия, но и обязательно выполнение установленных ею требований. Поэтому он может ограничить свои услуги лишь предоставлением сервера, а линию передачи данных может предоставить оператор, оказывающий услуги ТУС. В такой ситуации услуги хостинга логично отнести к услугам, технологически неразрывно связанным с ТУС и направленным на повышение их потребительской ценности. Аналогично можно классифицировать услуги по предоставлению контента.

Контент как экономический термин подразумевает информационно значимое наполнение Интернета - тексты, графика, мультимедиа. Контент-провайдеры не столько наполняют Интернет, сколько предоставляют абонентам мобильный контент (мелодии, картинки, игры). Таким провайдерам совсем не обязательно заключать договоры с абонентами, достаточно, чтобы они были оформлены между абонентами и операторами. За контент абоненты расплачиваются с операторами, которые перечисляют установленный договором процент от продажи контент-провайдеру.

Предоставляя контент абоненту, провайдер фактически реализует не одну, а две услуги: доступ к контенту (предоставление неисключительного имущественного права) и передача контента абонентам. Иными словами, контент-провайдер совместно с оператором связи организуют доступ к информации и получение ее абонентом. При этом "связные" услуги оказывает оператор, а сеть связи выступает в качестве одного из средств исполнения обязательства по передаче контента.

Из всего сказанного можно заключить, что контент-провайдер не обязан получать лицензию на оказание услуг ПД или ТУС, ведь он не занимается передачей контента абонентам. На практике многие контент-провайдеры поступают проще - предоставляют контент непосредственно оператору, который размещает его на своих серверах (телематических узлах) и дает абонентам доступ к этому контенту. Оператору связи в таком случае нужна лицензия на оказание услуг ПД, а предоставление контента абонентам и пользователям можно рассматривать как услуги, связанные с услугами ПД и направленные на повышение их потребительской ценности.

Итак, мы подошли к вполне очевидному выводу: создание и распространение рингтонов, передача SMS-сообщений и другого мобильного контента не относятся к телематическим услугам, то есть весь мобильный контент не регулируется Правилами ТУС. Провайдеру, который занимается созданием контента и предоставляет на него права оператору, нет необходимости получать "связную" лицензию. То же самое можно сказать об услугах хостинга, которые, хотя и неразрывно связаны с ТУС, к ним не относятся. Провайдеры не оказывают услуги связи - ими занимается оператор, которому нужно позаботиться о лицензии, если оказываемые им услуги связи подпадают в перечень лицензируемых услуг.

Ситуация с лицензированием ТУС

Данный вопрос для операторов связи один - из первостепенных, так как большинство оказываемых услуг связи подлежит лицензированию. Правила оказания услуг связи не регулируют лицензирование операторской деятельности в области связи, а лишь напоминают об обязательном наличии у оператора соответствующей лицензии.

Исходя из того что ТУС относятся к лицензируемым, предоставляющий их оператор должен выполнить ряд условий, установленных в отдельном отраслевом перечне, в частности:

- соблюдать срок, в течение которого оператор вправе оказывать ТУС;

- оказывать ТУС на всей территории, указанной в лицензии, в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ, то есть руководствоваться Правилами ТУС.

Оператор, использующий для оказания ТУС сети электросвязи, должен соблюдать правила их присоединения, осуществления пропуска и учета трафика в сети передачи данных оператора. Если на получение лицензии оператор участвовал в торгах, то он должен выполнить обязательства, которые принял на себя после победы на конкурсе.

В принципе, лицензионных условий не так уж и много, и при наличии соответствующих технических и финансовых возможностей все они выполнимы.

Как указывалось выше, перечень телематических услуг, предоставляемых абоненту и (или) пользователю, изменен Постановлением Правительства РФ N 575. Означает ли это, что оказывающему ТУС оператору связи нужно переоформлять лицензию? Исходя из ст. 49 ГК РФ можно сказать скорее нет, чем да. Право юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять лицензируемый вид деятельности прекращается только по истечении срока действия лицензии. Приведем еще несколько аргументов в пользу данной точки зрения. Так, в п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлены штрафы за отсутствие лицензии у организации и индивидуального предпринимателя, а не за ее непереоформление по новым правилам. К тому же в Законе о связи сказано, что в случае изменения законодательства лицензирующий орган по своей инициативе вправе вносить изменения и дополнения в лицензионные условия с извещением об этом лицензиата в течение 30 дней. В извещении указывается основание принятия этого решения. Внесение изменений и дополнений в лицензию в этом случае осуществляется бесплатно.

Таким образом, вносить изменения в лицензию в соответствии с нормами действующего законодательства - инициатива лицензирующего органа, а не оператора связи, который при ее наличии вправе продолжать деятельность в области оказания ТУС и иных лицензируемых услуг.

Какую информацию об услугах нужно представить абоненту?

При ответе на этот вопрос целесообразно обратиться к п. 72 Правил ТУС. В нем говорится, что в случае непредставления, неполного или несвоевременного представления информации об оказании ТУС гражданин-абонент и (или) пользователь вправе отказаться от исполнения договора и обратиться в суд с иском о возврате средств, уплаченных за оказанные ТУС, и о возмещении понесенных убытков. Поэтому оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания об оказываемых ТУС.

Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:

- предоставление информации об оказываемых ТУС;

- предоставление информации о тарифах (тарифных планах) для оплаты ТУС, о территории их оказания (зоне обслуживания);

- предоставление абоненту информации о состоянии его лицевого счета;

- прием от абонента и (или) пользователя информации о технических неисправностях, препятствующих пользованию ТУС;

- предоставление информации о настройках абонентского терминала и (или) пользовательского (оконечного) оборудования для пользования услугами связи.

Этот перечень не может быть сокращен. Все иные информационно-справочные услуги оператор вправе оказывать за плату, а их состав он определяет самостоятельно.

Кроме этого, оператор связи обязан представить абоненту информацию, необходимую для заключения договора, о которой говорится в п. 14 Правил ТУС. Выделим наиболее существенные сведения: это состав телематических услуг, перечень преимуществ и ограничений в их оказании, тарифные планы, перечень услуг, технологически неразрывно связанных с ТУС и направленных на повышение их потребительской ценности. Плюс к этим сведениям оператор вправе ознакомить будущего абонента с перечнем принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств. Например, оператор может принимать меры, препятствующие распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством РФ. Однако со следующего года это обязан делать не оператор, а абонент (пользователь) (п. 28 Правил ТУС).

Напомним, раньше этот вопрос не был урегулирован законодательством и давал повод для споров. Хочется верить, что в следующем году у операторов связи будет меньше разногласий с абонентом, который не вправе требовать от них бороться со спамом, если это не предусмотрено в договоре на оказание ТУС.

Оператор связи обязан по требованию абонента (пользователя) представить им помимо информации, предусмотренной Правилами ТУС, дополнительные сведения об оказании ТУС. Вся информация доводится до сведения абонента (пользователя) через СМИ или систему информационно-справочного обслуживания. После этого можно переходить к заключению договора.

Что нужно знать о договоре на оказание ТУС?

Телематические услуги, как следует из п. 16 Правил ТУС, оказываются на основании договора. Он может быть заключен на оказание постоянных и разовых ТУС. В последнем случае договор считается заключенным с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг. Письменная форма договора обязательна при оказании ТУС с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии, о чем говорится в п. 18 Правил ТУС. Он также обязывает принимать от лица, имеющего намерение заключить договор, соответствующее заявление. В течение месяца оператор рассматривает это заявление, проверяя наличие технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных. При ее наличии оператор связи заключает с заявителем договор, в котором указываются обязательные сведения, предусмотренные п. 22 Правил ТУС. При этом не следует забывать о существенных условиях, которые указаны в следующем пункте Правил ТУС:

- состав оказываемых телематических услуг;

- используемые абонентские интерфейсы;

- тарифы и (или) тарифные планы для оплаты ТУС;

- порядок, срок и форма расчетов.

Оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи. По договору, заключенному уполномоченным третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают у последнего.

В связи с вступлением в силу Правил ТУС не у всех абонентов договоры могут соответствовать установленным им требованиям. Как быть в этой ситуации? Стоит ли их переделывать? Кадровый работник скажет, что достаточно заключить дополнительное соглашение к договору, указав в нем поправки, касающиеся действующего законодательства, а опытный юрист заметит, что даже если договор не соответствует Правилам ТУС и заключен до их утверждения, то он сохраняет свое действие. Такой вывод можно сделать из ст. 422 ГК РФ: если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу. Исключением из этого правила является случай, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В Правилах ТУС такого указания нет, поэтому ранее заключенный с абонентом договор на оказание ТУС сохраняет свое действие после вступления в силу данного нормативного документа, а при необходимости его можно дополнить отдельными положениями, оформив их дополнительным соглашением. Такой порядок также рекомендован и п. 50 Правил ТУС, согласно которому внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты ТУС, оформляется дополнительным соглашением к договору.

После того как договор на оказание ТУС заключен, оператор и абонент обязаны исполнять его условия, в нем в обязательном порядке должны быть прописаны права и обязанности сторон.

Кто и за что отвечает?

При заключении договора на оказание ТУС сторонам следует исходить из того, что их права и обязанности определены, прежде всего, п. п. 26 - 29 Правил ТУС. Условия заключенных договоров не должны им противоречить. Какими полномочиями наделяют Правила ТУС операторов связи? Начнем с обязанностей.

При исполнении договора на оказание телематических услуг оператор обязан:

- оказывать абоненту (пользователю) ТУС в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, Правилами ТУС, лицензией и договором;

- извещать абонента (пользователя) через средства массовой информации и (или) информационные системы об изменении тарифных планов для оплаты ТУС не менее чем за 10 дней до их введения;

- назначать по согласованию с абонентом и (или) пользователем новые сроки оказания ТУС, если несоблюдение установленного срока было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы;

- устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию телематическими услугами связи. В каком нормативном документе установлен такой срок, в Правилах не говорится. В такой ситуации можно обратиться к договору, если в его условиях установлен период устранения неисправностей;

- возобновлять оказание ТУС абоненту (пользователю) в течение суток со дня представления документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате этих услуг (в случае приостановления оказания услуг);

- обеспечивать в целях оказания ТУС выделение абонентскому терминалу сетевого адреса;

- выполнять иные обязательства, предусмотренные договором и Правилами ТУС;

- исключать возможность доступа к информационным системам, сетевые адреса или унифицированные указатели которых абонент сообщает оператору связи в предусмотренном договором виде.

Оператор связи вправе:

- приостанавливать оказание ТУС абоненту (пользователю) в случае нарушения абонентом (пользователем) требований, предусмотренных договором, а также в случаях, установленных законодательством;

- осуществлять ограничение отдельных действий абонента и (или) пользователя, если такие действия создают угрозу для нормального функционирования сети связи.

Как и следовало ожидать, обязанностей у оператора больше, чем прав. То же самое можно сказать и об абоненте, права и обязанности которого указаны в п. п. 28, 29 Правил ТУС. Оператору, безусловно, нужно знать свои права и обязанности, но нелишнем быть в курсе прав и обязанностей противоположной стороны, что поможет решить различные спорные вопросы.

Отметим, в Правилах ТУС говорится не только о полномочиях операторов и абонентов, но и пользователей ТУС. Последние в отличие от абонентов обладают меньшим объемом прав и обязанностей в силу того, что у абонента заключен с оператором договор в письменной форме, а у пользователя - нет.

В частности, пользователь обязан:

- вносить плату за оказанные ему ТУС и иные предусмотренные договором услуги в полном объеме;

- использовать для получения ТУС пользовательское (оконечное) оборудование и программное обеспечение, которое соответствует установленным требованиям;

- предпринимать меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения;

- препятствовать распространению спама и вредоносного программного обеспечения с его абонентского терминала.

Пользователь вправе:

- отказаться от оплаты ТУС, предоставленных ему без его согласия;

- назначить по согласованию с оператором связи новый срок оказания ТУС, если его несоблюдение было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы.

Пользователь, как и абонент, со следующего года обязан препятствовать распространению спама, однако, как это будет выглядеть на практике, пока сказать затруднительно. Интерфейс пользователя уступает совокупности технических и программных средств, применяемых абонентом. Поэтому не исключено, что препятствовать распространению вредоносного программного обеспечения, способного ухудшить параметры сети связи, будет не пользователь, а оператор.

Перейдем к следующему существенному условию оказания услуг связи - порядку осуществления расчетов между операторами и абонентами (пользователями).

Как рассчитываться за ТУС?

В Правилах ТУС за оказанные телематические услуги предусмотрена любая из следующих систем оплаты: абонентская, повременная или комбинированная. Однако более приемлемыми для телематических услуг являются оплата по объему принятой (переданной, отправленной, обработанной, хранимой) информации либо оплата по факту оказания единичной услуги.

Единица тарификации потребления телематических услуг устанавливается оператором связи. Учет потребленных пользователем услуг связи ведется в соответствии с принятой оператором связи единицей тарификации. При этом Правила ТУС обязывают оператора связи вести лицевые счета абонентов, на которых отражаются поступление средств, а также их списание в счет оплаты ТУС, оказанных в соответствии с договором.

Для абонентов и пользователей, использующих ТУС в иных целях, могут быть установлены различные тарифы и (или) тарифные планы оплаты ТУС. Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и праздничным дням, по объему принятой (переданной, отправленной, обработанной, хранимой) информации. При этом плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается один раз (п. 33 Правил ТУС).

Заметим, при тарификации телефонных соединений (местное, внутризоновое, междугородное или международное) не учитывается продолжительность телефонных соединений при доступе к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных (п. 96 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи <8>).

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной или международной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310.

Оператор выставляет счет абоненту за предоставленные ТУС на основании данных, полученных с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных им услуг (п. 38 Правил ТУС). Оплатить счет абонент может как наличными, так и в безналичном порядке, а также при помощи карты оплаты.

Расчетный период, за который выставляется счет за оказание ТУС, не должен превышать одного месяца. По обращению абонента оператор связи производит детализацию счета, то есть представляет дополнительную информацию об оказанных ТУС, за что может устанавливать отдельную плату (п. 44 Правил ТУС).

Какие рекомендации по учету?

Операторы связи, оказывающие ТУС, для передачи телематических электронных сообщений используют сети электросвязи, поэтому большинство из них ведет раздельный учет доходов и расходов, связанных с оказанием услуг связи. Такие операторы в вопросе бухгалтерского учета показателей своей деятельности могут обратиться к Рекомендациям <9>. В них среди основных производственных процессов, связанных с оказанием услуг связи, поименованы:

- продвижение и маркетинг ТУС и доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

- продвижение и маркетинг услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для передачи голосовой информации;

- продвижение и маркетинг услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Методические рекомендации по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утв. Приказом Мининформсвязи России от 21.03.2006 N 33.

Для учета затрат по этим расходам используются подсубсчета к субсчету 30-02 "Расходы основных производственных процессов". При этом каждая из перечисленных услуг в Рекомендациях рассматривается как самостоятельный производственный процесс, которому присваивается отдельный шифр, дополняющий и детализирующий счета расходов. О том, как распределять расходы основных производственных процессов, мы уже рассказывали <10>.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> С.А. Абрамов. Устанавливаем связь между доходами и расходами (N 1, 2007). Операторы, которым обязанность ведения раздельного учета не вменена законодательством, могут отражать доходы и расходы от оказания ТУС в соответствии с общими нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом если доходы и расходы от оказания ТУС составляют существенную величину в общем объеме выручки и затрат оператора связи за отчетный период, то в учете и отчетности финансовый результат по таким услугам следует определять отдельно с целью формирования наиболее полной и достоверной информации о деятельности организации. М.В.Кириллов Эксперт журнала "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 05.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: В тарифах на общение вновь перемены ("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5) Источник публикации "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5 >
Статья: Консолидация сотовых активов на базе единого оператора ("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5) Источник публикации "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.