Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Исчисление и удержание налоговыми агентами НДФЛ ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 40) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 40



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 40

ИСЧИСЛЕНИЕ И УДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ НДФЛ

Статьей 24 НК РФ установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (в соответствии со ст. 6 БК РФ в бюджетную систему Российской Федерации входят и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Этой же статьей установлено, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ) в ст. 24 НК РФ были внесены существенные изменения и дополнения. В частности, предусмотрено, что обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со ст. 22 НК РФ. Кроме того, уточнены обязанности налоговых агентов, которые должны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания, перечисления налогов; в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Вместе с тем согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и соответственно не имеют статуса налоговых агентов.

В целях гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели (к которым с учетом изменений, внесенных Законом N 137-ФЗ, относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридические лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств), нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (т.е. физическое лицо) получил доходы, обязанные исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить (с учетом положений ст. 24 НК РФ в данном случае речь, видимо, должна идти не об уплате, а о перечислении) сумму налога.

Определение налоговой базы

Как предусмотрено п. 2 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых Кодексом установлен иной порядок. В связи с этим следует обратить внимание на судебные решения по вопросу определения налогооблагаемых сумм.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 04.05.2007 (N КА-А40/3164-07) определено, что выплаты организацией работнику в размере суммы средней заработной платы за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением не являются компенсационными (поскольку гл. 23 - 28 ТК РФ средний заработок работника, выплачиваемый за время вынужденного прогула, к компенсациям не отнесен) и подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях.

При рассмотрении спора об отнесении сумм в оплату услуг мобильной связи работнику, направленному в командировку, ФАС Северо-Западного округа исходил из следующего (Постановление от 05.06.2007 N А26-5611/2006-216). Согласно ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Оценив представленные организацией-работодателем документы (командировочные удостоверения, документы, подтверждающие оплату услуг связи, списки телефонных вызовов с указанием дат и времени), суд пришел к выводу о доказанности производственного характера телефонных переговоров работников в период нахождения в командировке. Предположение налогового органа о непроизводственном характере телефонных переговоров, не подтвержденное соответствующими доказательствами, не может являться основанием для доначисления налога и привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

В части оплаты командировочных расходов нужно также обратить внимание на Постановление ФАС Московского округа от 15.05.2007 N КА-А40/3622-07. Как следует из материалов дела, налоговый орган привлек организацию к налоговой ответственности в связи с тем, что не был удержан НДФЛ с суммы суточных, выплачиваемых сверх установленных норм. В Постановлении указано, что налоговым законодательством не определены ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к НДФЛ (с учетом того, что согласно п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате расходов на командировки в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством). Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен только трудовым законодательством. При этом для организаций, не получающих финансирование из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером. Учитывая, что нормы возмещения суточных при направлении работников в командировки были определены приказом организации, в Постановлении суда определено, что организация правомерно не включила в совокупный доход работника суммы в оплату суточных в размере, установленном локальным нормативным актом.

Как следует из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29.05.2007 N А43-47173/2005-36-1429, по результатам налоговой проверки установлено, что организация как налоговый агент неправомерно не исчислила и не перечислила в бюджет НДФЛ с дохода работников, полученного ими в виде компенсации работодателем стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, при отсутствии у организации прибыли, остающейся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль (по итогам проверяемых периодов организация получала убыток). Учитывая, что в соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ одним из условий освобождения от обложения НДФЛ сумм полной или частичной компенсации путевок (за исключением туристических), выплачиваемых работодателем, определено наличие у организации прибыли, а средства, необходимые для оплаты названных сумм, должны формироваться после уплаты налога на прибыль, организации предложено удержать из дохода работников и перечислить в бюджет спорную сумму налога.

Как указано в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 06.06.2007 N Ф03-А73/07-2/1297, организация уплачивала за своих работников взносы в негосударственный пенсионный фонд. Вопрос об обложении этих сумм НДФЛ был предметом рассмотрения в суде. По результатам рассмотрения материалов дела суд определил следующее. В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и натуральной форме или право на распоряжение которыми возникло у налогоплательщика, а также доходы в виде материальной выгоды. В силу положений Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", а также исходя из условий договора организации и пенсионного фонда пенсионные взносы являются собственностью фонда, а не доходом физического лица. Физические лица не имеют права на распоряжение этими взносами, и, следовательно, объект обложения НДФЛ при перечислении организацией в пенсионный фонд взносов отсутствует.

Налоговым агентам следует также обратить внимание на Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2007 N Ф04-3473/2007, в котором определено, что в силу п. п. 1 и 2 ст. 226, п. 1 ст. 227 НК РФ в отношении дохода, выплаченного частному нотариусу, у организации не возникает обязанности налогового агента, так как частные нотариусы самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ.

Сроки перечисления налога

В соответствии со ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплаты дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Правильное определение указанных сроков необходимо при решении вопроса о привлечении налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. При этом следует учитывать п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, в котором установлено, что правонарушение в соответствии с названной статьей НК РФ может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика.

Целесообразно также обратить внимание на Постановление ФАС Поволжского округа от 04.07.2007 N А12-2242/07. Как следует из материалов дела, организация полагала, что налоговый орган не мог проводить проверку за период с 1 июня 2004 г. по 30 июня 2006 г., так как налоговым периодом по НДФЛ является календарный год. В Постановлении определено, что срок перечисления налога налоговым агентом не связан с окончанием налогового периода. Окончание периода проверки 30 июня 2006 г., а не после завершения 2006 г. не могло повлиять на правильность выводов налогового органа, поскольку при исчислении суммы задолженности принимался во внимание размер выплаченной на дату окончания проверки заработной платы, исчисленного и удержанного при этом налога.

Взыскание недоимки и пеней

ОАО обратилось в суд с жалобой о неправомерности начисления налоговым органом пени. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2007 N А78-12754/05-Ф02-3553/07 с учетом положений ст. 75 НК РФ и гл. 11 НК РФ определено, что поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, то пени служит способом обеспечения обязанностей по уплате налога именно налоговым агентом. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет НДФЛ налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем у налогоплательщика (физического лица). Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика не обеспечило бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога (учитывая, что пени имеет компенсационный характер). В Постановлении также определено, что с учетом положений ст. 46 НК РФ пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

В части начисления пени также следует иметь в виду Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.07.2007 N А11-12195/2006-К2-7/480. Согласно Постановлению в абз. 1 ст. 87 НК РФ указано, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика или налогового агента, непосредственно предшествующие году проведения проверки. В связи с этим суд при рассмотрении материалов дела посчитал, что налоговый орган начислил пени на задолженность по НДФЛ, образовавшуюся за пределами проверяемого периода.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2007 N Ф04-3114/2007 отмечается, что, как следует из материалов дела, недоимка по НДФЛ образовалась в результате перечисления налога в счет налога на прибыль из-за ошибки налогоплательщика при заполнении платежного поручения в поле 104 "Код бюджетной классификации". В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа. Обязанность по уплате налога считается исполненной при соблюдении условий, предусмотренных ст. 45 НК РФ. Налоговый орган не оспаривает перечисление налоговым агентом НДФЛ платежными поручениями в рассматриваемый период. Суд пришел к выводу, что ошибка налогового агента в коде бюджетной классификации не повлекла недоимку по НДФЛ и налог поступил в бюджет.

Г.Титова

Юрист

Подписано в печать

03.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В организации по трудовому договору работает иностранный гражданин, имеющий статус временно пребывающего на территории Российской Федерации. Данный гражданин пребывает в России более 320 дней в году на основании визы, выдаваемой каждый раз на 180 дней. Вправе ли организация уменьшить ЕСН на сумму страховых взносов на ОПС, уплаченных за иностранного гражданина? Каков порядок возврата перечисленных страховых взносов? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 40) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 40 >
Статья: <Подготовка к квалификационному экзамену> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 40) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 40



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.