Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения в главу 31 "Земельный налог" НК РФ ("Советник бухгалтера", 2007, N 10) Источник публикации "Советник бухгалтера", 2007, N 10



"Советник бухгалтера", 2007, N 10

ИЗМЕНЕНИЯ В ГЛАВУ 31 "ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ" НК РФ

Кадастровая стоимость земельных участков

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог (ст. 389 НК РФ).

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка. Она определяется по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии с земельным законодательством РФ. Как правило, кадастровая стоимость зависит от места расположения земельного участка.

Для определения кадастровой стоимости земли территория РФ подлежит кадастровому делению. Это значит, что российская территория делится на кадастровые области, кадастровые области - на кадастровые районы, кадастровые районы - на кадастровые кварталы, кадастровые кварталы - на отдельные земельные участки.

Каждому земельному участку присваивается кадастровый номер. Он включает в себя номер кадастровой области, кадастрового района, кадастрового квартала, на территории которых находится этот участок, а также номер земельного участка в земельном квартале (Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 N 660).

Все данные об участках земли систематизируются в едином документе - Государственном земельном кадастре (ГЗК). Его ведет Федеральная служба земельного кадастра РФ.

В кадастре содержатся сведения о кадастровом номере земельного участка, его местоположении и площади, категории земель, наличии объектов недвижимости, прочно связанных с землей, экономические характеристики, а также сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Она определяется ежегодно по состоянию на 1 января текущего налогового периода.

До 1 марта информация о кадастровой стоимости земельных участков должна быть доведена до сведения налогоплательщиков. В настоящее время порядок предоставления оповещения налогоплательщиков определяют органы местного самоуправления.

Начиная с 1 января 2008 г. эта обязанность возлагается на Правительство РФ. Такие поправки были внесены в п. 14 ст. 396 НК РФ.

Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков. Сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель, а также ФНС России, которой эти сведения предоставляются органами Роснедвижимости.

Земельный участок расположен на территории нескольких

муниципальных образований

Однако, как показала практика, при установлении границ муниципальных образований на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не учитывалось кадастровое деление территорий.

В результате сразу после вступления в действие гл. 31 НК РФ возникли ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. При этом действующая редакция гл. 31 Кодекса не содержит положений, которые определяют порядок расчета налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

В своих письмах специалисты Минфина России уже давали ответ на вопрос о порядке расчета земельного налога в тех случаях, когда земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований (Письма Минфина России от 28.04.2006 N 03-06-02-04/64, от 05.05.2006 N 03-06-02-02/59).

В этом случае земельный налог следует рассчитывать по каждому муниципальному образованию в отдельности. Такого мнения придерживаются специалисты Минфина России.

Налоговая база по каждой части земельного участка должна определяться как доля его кадастровой стоимости. Указанная доля рассчитывается пропорционально доли площади на территории муниципального образования, которую занимает земельный участок.

Сумма земельного налога по каждой части земельного участка рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку земельного налога, установленную на территории того муниципального образования, на которой находится эта часть участка.

Теперь этот порядок определения налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований, прописан в ст. 391 НК РФ.

Пример (условный). ООО "Симсалабим" владеет земельным участком площадью 500 кв. м на праве собственности. Кадастровая стоимость земли в кадастровом квартале, где находится земельный участок, по состоянию на 1 января 2007 г. составила 1 000 000 руб. Земельный участок расположен на территории г. Москвы (100 кв. м) и Московской области (400 кв. м).

Рассчитаем налоговую базу по части земельного участка, которая находится в г. Москве:

1 000 000 руб. : 500 кв. м x 100 кв. м = 200 000 руб.

Рассчитаем налоговую базу по земельному участку, который находится в Московской области:

1 000 000 руб. : 500 кв. м x 400 кв. м = 800 000 руб.

Несмотря на то что пробел в законодательстве заполнен, вопросы у налогоплательщиков тем не менее останутся. Ведь Государственный земельный кадастр не содержит сведений об административном делении территории РФ. Поэтому возникает вопрос, каким документом можно подтвердить тот факт, что земельный участок находится на территории разных муниципальных округов, и как его получить?

В документах, подтверждающих право собственности, владения, пользования землей (свидетельстве о праве собственности, государственном акте о праве собственности на землю), зафиксирована только общая площадь земельного участка. Как определить площадь частей земельного налога, которые находятся на территории разных муниципальных округов? Каким документом подтвердить эту информацию и как его получить?

Отчетный период и авансовые платежи

Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Это установлено п. 2 ст. 393 НК РФ.

В то же время п. 6 ст. 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Чтобы привести в соответствие законодательные нормы, которые касаются отчетного периода по земельному налогу, внесены изменения в п. 2 ст. 393 НК РФ. Теперь отчетными периодами будут признаваться первый, второй и третий кварталы календарного года.

Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, налогоплательщики должны представить в налоговые органы расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу (п. 3 ст. 398 НК РФ). Срок уплаты авансовых платежей определяют представительные органы муниципальных образований (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Благодаря поправкам, внесенным в п. 1 ст. 397 НК РФ, установлено, что срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу не может быть установлен ранее срока представления расчета по авансовым платежам. Иными словами, окончательная дата перечисления авансового платежа по земельному налогу в бюджет не может быть ранее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Применение повышающих коэффициентов

Если земельный участок используется для осуществления жилищного строительства, то при расчете земельного налога следует применять повышающие коэффициенты (таблица).

Таблица

Значение повышающих коэффициентов, применяемых при расчете

земельного налога по земельным участкам, на которых

осуществляется жилищное строительство в период

от проектирования и строительства до государственной

регистрации прав на построенный объект

     
   ——————————————————T—————————————————T————————————————————————————¬
   |Налогоплательщики|  Индивидуальное |   Жилищное строительство,  |
   |                 |     жилищное    |    кроме индивидуального   |
   |                 |  строительство  |   жилищного строительства  |
   |                 +—————————————————+———————————T————————————————+
   |                 | После завершения| В течение |После прошествия|
   |                 |    10—летнего   | 3—летнего |    3—летнего   |
   |                 |     периода     |  периода  |     периода    |
   +—————————————————+—————————————————+———————————+————————————————+
   |Организации      |        —        |     2     |        4       |
   +—————————————————+—————————————————+———————————+————————————————+
   |Физические лица  |        2        |     2     |        4       |
   L—————————————————+—————————————————+———————————+—————————————————
   
Организации и предприниматели, которые закончат жилищное строительство (кроме индивидуального) в течение трех лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Но при этом использовать не коэффициент 2, а коэффициент 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого расчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику. В действующей редакции п. п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ не установлено, с какой даты следует вести отсчет трехлетнего и десятилетнего периода проектирования и строительства. Благодаря Федеральному закону от 24.07.2007 N 216-ФЗ исчез еще один пробел в законодательстве. Согласно поправкам, внесенным в указанные пункты, течение трехлетнего и десятилетнего периода начинается с даты государственной регистрации прав на земельные участки, на которых осуществляется жилищное строительство. О.А.Курбангалеева Консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Подписано в печать 01.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Изменения в главу 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ ("Советник бухгалтера", 2007, N 10) Источник публикации "Советник бухгалтера", 2007, N 10 >
Статья: Влияние операций межотчетного периода на дивиденды ("Советник бухгалтера", 2007, N 10) Источник публикации "Советник бухгалтера", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.