|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: На линии огня ("Малая бухгалтерия", 2007, N 7) Источник публикации "Малая бухгалтерия", 2007, N 7
"Малая бухгалтерия", 2007, N 7
НА ЛИНИИ ОГНЯ
Не будет большим преувеличением сказать, что при фразе "пожарная проверка" пожар прежде всего начинается в душе любого руководителя. И не беда, что огня еще нет и в помине. Бдительный инспектор готов проверить не только состояние системы пожарной безопасности или соблюдение противопожарных правил сотрудниками, но и стрессоустойчивость директора фирмы. Какими правами обладают проверяющие и какие "средства пожаротушения" следует использовать в подобной ситуации предприятию - читайте в нашей статье.
Пределы нормативно-огневых рубежей
Под пожарной безопасностью, которая является составной частью общественной безопасности, понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожаром признается неконтролируемое горение, причиняющее ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам граждан и государства (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности). Но указанным Законом нормативная база для осуществления противопожарных мер не исчерпывается.
Так, в Положении о государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 (далее - Положение N 820), раскрывается суть понятия "государственный пожарный надзор", под которым понимается специальный вид государственной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделениями Государственной противопожарной службы. Основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий (п. 2 Положения N 820). Разъяснение иных понятий и терминов, применяемых в области пожарной безопасности, приводится в других нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ. Например, в Законе Московской области от 27.12.2005 N 269/2005-ОЗ "О пожарной безопасности в Московской области" (далее - Закон МО) разъясняются понятия "особый противопожарный режим на территории Московской области" (ст. 16 Закона МО), "правовая основа обеспечения пожарной безопасности" (ст. 3 Закона МО) и др. Главным из них, конечно же, является Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)". Нормы о противопожарной безопасности содержатся также и в нормативно-правовых актах других министерств и ведомств (например, нормативные документы по стандартизации, принимаемые Госстандартом России). Но все они подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России.
Обязанности фирмы
Руководители организации обязаны (ст. 37 Закона о пожарной безопасности): - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; - включать в коллективный договор вопросы пожарной безопасности; - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; - обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; - представлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; - незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Кроме того, согласно ППБ 01-03 организация должна иметь систему пожарной безопасности. При этом важно помнить следующее. Директор должен утвердить приказ о пожарной безопасности. В нем указывают ответственного за безопасность сотрудника. Также в документе нужно определить места для курения, расписать порядок осмотра помещений в конце рабочего дня и противопожарного инструктажа персонала (п. 15 ППБ 01-03). В каждом помещении на видном месте должна находиться табличка с телефоном пожарников, чтобы при малейшем подозрении на возгорание любой сотрудник мог до них дозвониться (п. 13 ППБ 01-03). Согласно п. 6 ППБ 01-03 на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Требования к их оформлению изложены в Приложении N 1 к ППБ 01-03. Если на одном этаже здания работает больше 10 сотрудников, на видном месте должны находиться схемы эвакуации людей при пожаре. Принимая нового работника, администрация обязана провести инструктаж <*> по предупреждению и тушению пожаров, по соблюдению правил пожарной безопасности (ППБ). Лучше оформлять это в письменной форме: сотрудник должен подписать документ о том, что он ознакомлен с правилами. ————————————————————————————————<*> Заметим, что расходы компании на обучение сотрудников мерам противопожарной безопасности уменьшают базу по налогу на прибыль (Письмо УМНС России по г. Москве от 14.01.2004 N 26-12/2317).
Следует также назначить ответственного за противопожарное состояние и периодически проводить противопожарный инструктаж, результаты которого фиксировать в специальном журнале. Помимо этого компания должна разработать меры по обеспечению правил пожарной безопасности и включить положение об этом в коллективный договор.
Права пожарного инспектора
Права пожарных инспекторов перечислены в Положении N 820. Согласно ему они вправе беспрепятственно входить в занимаемые фирмами и индивидуальными предпринимателями помещения, если у них есть основания беспокоиться о пожарной безопасности, причем и в нерабочее время тоже (пп. 2 п. 9 Положения N 820). Кроме того, инспекторы могут проверить и наличие пожарных сертификатов на выпускаемую продукцию (п. 9.5 Приложения N 2 к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 312 "Об утверждении Положения о системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации"). Контроль пожарных сертификатов является составной частью сертификации. Пожарные инспекторы также вправе осмотреть товары, которые продает организация, образцы продукции, а также ознакомиться с внутрифирменными документами.
Пожары и арендаторы
Нужно иметь в виду, что "жертвой" пожарных проверок могут быть как собственники зданий, помещений, так и арендаторы. Тогда в случае обнаружения нарушений к ответственности будет привлечен именно арендатор. Это следует из того, что административная ответственность предусмотрена не только для собственника имущества, но и для лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Закона о пожарной безопасности). Если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, ответственность возлагается на того, по чьей вине произошло нарушение. Из этого исходят большинство судов (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.10.2006 N А11-2208/2006-К2-25/209, Дальневосточного округа от 11.10.2006 N Ф03-А73/06-2/3389).
Главное о проверках
Виды и сроки проверок
Пожарные инспекторы могут проводить как плановые (не чаще одного раза в два года), так и внеплановые проверки. Продолжительность внеплановой проверки не должна превышать одного месяца. Основанием для проведения внеплановой проверки могут стать: заявления, жалобы граждан, сообщения из СМИ о том, что организация или предприниматель нарушают ППБ. Этого достаточно, чтобы начать пожарную проверку. Случившийся пожар - особое основание для проверки. В таких случаях может быть проверена не одна, а несколько фирм. Внеплановая проверка также возможна через некоторое время после плановой, чтобы выяснить, исполняет ли нарушитель ППБ прежнее предписание инспекторов.
Зачем приходит инспектор
В первую очередь пожарные инспекторы проверят, как фирма или предприниматель соблюдают ППБ. И обязательно потребуют инструкцию. Инструкция о мерах пожарной безопасности должна быть в каждой организации и у каждого предпринимателя, причем своя для каждого пожароопасного участка. В инструкции определяются места для курения, обязанности и действия работников при пожаре, порядок содержания здания или помещения, методы и пути эвакуации, отключения вентиляции и электрооборудования в случае пожара и т.п. Другой важный документ - планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Они должны висеть на видных местах и позволять сотрудникам быстро и безошибочно ориентироваться на месте. Необходимо также разработать и внедрить систему оповещения людей о пожаре. Данное требование содержится в Нормах пожарной безопасности (НПБ 104-03) <*>. ————————————————————————————————<*> Приказ МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)".
Обратите внимание! Перечисленные требования предъявляются к фирмам, где одновременно на этаже могут находиться более 10 человек. Если же предполагается массовое пребывание людей (более 50 человек), то необходима еще инструкция о действиях персонала при эвакуации людей. По ней раз в полгода надо проводить практические тренировки работников-эвакуаторов.
Особое внимание пожарные инспекторы уделяют подъездным путям к торговому зданию, выходам, пожарным и поэтажным лестницам, водным источникам. Они всегда должны быть исправными, свободными, незагроможденными, а зимой - очищенными от снега и льда. Так что если ваш холл напоминает филиал мебельного магазина, то с этим имуществом рекомендуем поскорее расстаться. Не забудем и самый главный предмет - огнетушитель. Количество огнетушителей и пожарных щитов, которые должна иметь организация, определено в Приложении N 3 к ППБ 01-03. Но иногда простых огнетушителей бывает недостаточно. И тогда фирме придется обзавестись автоматической системой пожаротушения или пожарной сигнализацией (см. Нормы пожарной безопасности НПБ-110-03 <*>). ————————————————————————————————<*> Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)".
Оформление итогов проверки
Оформление результатов пожарной проверки производится в соответствии с Приказом МЧС России от 17.03.2003 N 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации" (разд. XI). По результатам проверки государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт в двух экземплярах. К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, другие документы или их копии, подтверждающие результаты проверки (п. 52 Инструкции N 132). Один экземпляр акта с копиями приложений в 10-дневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку (п. 53 Инструкции N 132). Акт также может быть направлен по почте с уведомлением о вручении. Если в ходе проверки выявлено административное правонарушение, государственный инспектор составляет протокол в порядке, установленном административным законодательством, и дает предписание об устранении выявленных нарушений (п. 55 Инструкции N 132). В предписание должны быть включены мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Протокол и предписание составляются в двух экземплярах. Сроки выполнения предложенных мероприятий устанавливаются государственным инспектором (п. 57 Инструкции N 132). После проверки инспектор должен произвести запись в журнале учета проверок. Если такой журнал отсутствует, в акте проверки это будет указано. Сами формы журналов и порядок их ведения и хранения определяет Управление государственного пожарного надзора (п. п. 62, 66 Инструкции N 132). В любом случае расслабляться не стоит: на каждый из закрепленных за государственным инспектором объект контроля (в том числе на строящиеся объекты) ведется контрольно-наблюдательное дело, в котором хранятся акты проверок и предписаний органа ГПН, копии протоколов, постановлений, распоряжений, приказов, информация о происшедших пожарах и другие материалы, отражающие пожарную безопасность объекта за последние пять лет (п. 67 Инструкции N 132).
Ответственность
Административная ответственность
Если в ходе проверки обнаружены только мелкие нарушения ППБ (например, загромождены выходы из помещений), проверяющие могут ограничиться рекомендациями по их устранению. Если при повторной проверке инспекторы обнаружат, что предприятие не выполнило их требования, они вправе оштрафовать его (ст. 19.5 КоАП РФ). Размер штрафов в этом случае составляет (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ): - на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; - на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. Однако на практике инспекторы, обнаружив нарушение ППБ, выписывают штраф всегда. Размеры штрафов следующие (ст. 20.4 КоАП РФ):
————————————————————T—————————————T————————————————————————————————————————————————————————¬ | Вид |Правовое | Размер штрафа (руб.) | | нарушения |основание +——————————T———————————T————————————————T————————————————+ | |(КоАП РФ) | Граждане |Должностные| Предприниматели| Юридические | | | | | лица | | лица | +———————————————————+—————————————+——————————+———————————+————————————————+————————————————+ |Простое нарушение |П. 1 ст. 20.4|От 500 |От 1 000 |От 1 000 |От 10 000 | |требований пожарной| |до 1 000 |до 2 000 |до 2 000 (или |до 20 000 (или | |безопасности | | | |административное|административное| | | | | |приостановление |приостановление | | | | | |деятельности |деятельности на | | | | | |на срок до 90 |срок до 90 | | | | | |суток) |суток) | +———————————————————+—————————————+——————————+———————————+————————————————+————————————————+ |Нарушение ППБ в |П. 2 ст. 20.4|От 1 000 |От 2 000 | — |От 20 000 | |условиях особого | |до 1 500 |до 3 000 | |до 30 000 | |противопожарного | | | | | | |режима | | | | | | +———————————————————+—————————————+——————————+———————————+————————————————+————————————————+ |Нарушение ППБ, |П. 3 ст. 20.4|От 1 500 |От 3 000 | — |От 30 000 | |повлекшее | |до 2 000 |до 4 000 | |до 40 000 | |возникновение | | | | | | |пожара без | | | | | | |причинения тяжкого | | | | | | |или средней тяжести| | | | | | |вреда здоровью | | | | | | |человека либо без | | | | | | |наступления иных | | | | | | |тяжких последствий | | | | | | +———————————————————+—————————————+——————————+———————————+————————————————+————————————————+ |Выдача сертификата |П. 4 ст. 20.4| — |От 3 000 | — |От 30 000 | |соответствия на | | |до 4 000 | |до 40 000 | |продукцию без | | | | | | |сертификата | | | | | | |пожарной | | | | | | |безопасности в | | | | | | |случае, если | | | | | | |сертификат пожарной| | | | | | |безопасности | | | | | | |обязателен | | | | | | +———————————————————+—————————————+——————————+———————————+————————————————+————————————————+ |Продажа продукции |П. 5 ст. 20.4| — |От 1000 | — |От 10 000 | |или оказание услуг,| | |до 2000 | |до 20 000 | |подлежащих | | | | | | |обязательной | | | | | | |сертификации в | | | | | | |области пожарной | | | | | | |безопасности, без | | | | | | |сертификата | | | | | | |соответствия | | | | | | +———————————————————+—————————————+——————————+———————————+————————————————+————————————————+ |Несанкционированное|П. 6 ст. 20.4|От 300 |От 500 | — |От 5000 | |перекрытие проездов| |до 500 |до 1000 | |до 10 000 | |к зданиям и | | | | | | |сооружениям, | | | | | | |установленных для | | | | | | |пожарных машин | | | | | | |и техники | | | | | | L———————————————————+—————————————+——————————+———————————+————————————————+—————————————————Если фирма допустила серьезные нарушения правил пожарной безопасности, ее работа может быть приостановлена в судебном порядке на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ). Кроме того, пожарные сами вправе краткосрочно приостанавливать деятельность организации до рассмотрения дела судом (пп. 7 п. 9 Положения N 820). Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности имеют право государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору (п. 9 Положения N 820). Уголовная ответственность Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 219 УК РФ. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно п. 1 ст. 219 УК РФ наказывается штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ). То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека (п. 2 ст. 219 УК РФ), влечет ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Если в результате указанного нарушения по неосторожности погибли два человека и более, то нарушителя согласно п. 3 ст. 219 УК РФ ждет лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Борьба с огнем и огнеборцами Сразу оговоримся, что в редком документе содержится больше неопределенных формулировок и неточностей, чем в ППБ 01-03. Поэтому пожарников зачастую (и небезосновательно) обвиняют в злоупотреблениях. Чтобы свести к минимуму эти негативные моменты, нужно знать несколько полезных правил. Во-первых, прежде чем пустить инспектора на территорию организации, проверьте его документы. Пожарный инспектор должен предъявить служебное удостоверение и распоряжение с подписью начальника пожарного управления или его заместителя. Во-вторых, заносите данные контролеров в журнал проверок. В третьих, обращайте внимание на те документы, на основании которых вас привлекают к административной ответственности. Так, по мнению Пленума Верховного Суда РФ (Постановление от 24.03.2005 N 5), протокол имеет существенные недостатки, если в нем отсутствуют данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Аналогичные требования предъявляются к постановлению о привлечении к административной ответственности. Например, отсутствие даты составления суд при разных обстоятельствах может расценить как нарушение процедуры привлечения к ответственности (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2004 N Ф04/1341-353/А45-2004) и как несущественный недостаток, который можно восполнить в ходе расследования (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Отсутствие же протокола означает безусловное основание для освобождения от наказания (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.02.2004 N Ф08-5224/2003-03А), равно как и отсутствие у лица, в присутствии которого составляется протокол, надлежащих полномочий (например, у руководителя филиала). К такому выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.05.2006 N А82-15711/2005-31. Особое внимание следует обратить на содержание постановления по делу об административном правонарушении. Требования к содержанию этого документа содержатся в ст. 29.10 КоАП РФ. Если из описания мотивировочной части непонятно, как и где вы совершили проступок, смело обращайтесь в суд (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2006 N А19-44272/05-35-Ф02-2543/06-С1). Бывают и другие ошибки. Например, в протоколе об административном правонарушении виновником правонарушения объявляется руководитель фирмы, а к ответственности привлекают компанию. Но компания - самостоятельный субъект административной ответственности. Поэтому суд вправе отменить подобные акты пожарников (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.02.2006 N Ф08-412/2006-190А). Л.Зуйкова Эксперт АКДИ Подписано в печать 01.10.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |