Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Санкционирование расходов бюджета ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 19) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 19



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 19

САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Нормативная база санкционирования расходов бюджетных учреждений основана на следующих нормативно-правовых актах.

     
   ————T———————————————————————T—————————————————————T——————————————¬
   | N |  Полное наименование  |      Реквизиты      |  Сокращенное |
   |п/п|  нормативно—правовых  | нормативно—правовых | наименование |
   |   |         актов         |        актов        |  нормативных |
   |   |                       |                     |правовых актов|
   +———+———————————————————————+—————————————————————+——————————————+
   | 1 |Бюджетный кодекс       |Федеральный закон от |БК РФ         |
   |   |Российской Федерации   |31.07.1998 N 145—ФЗ в|              |
   |   |                       |редакции Федерального|              |
   |   |                       |закона от 26.04.2007 |              |
   |   |                       |N 63—ФЗ "О внесении  |              |
   |   |                       |изменений в Бюджетный|              |
   |   |                       |кодекс РФ в части    |              |
   |   |                       |регулирования        |              |
   |   |                       |бюджетного процесса и|              |
   |   |                       |приведении в         |              |
   |   |                       |соответствие с       |              |
   |   |                       |бюджетным            |              |
   |   |                       |законодательством РФ |              |
   |   |                       |отдельных            |              |
   |   |                       |законодательных актов|              |
   |   |                       |РФ"                  |              |
   +———+———————————————————————+—————————————————————+——————————————+
   | 2 |Порядок исполнения     |Приказ Министерства  |Приказ Минфина|
   |   |сводной бюджетной      |финансов РФ от       |России N 163н |
   |   |росписи федерального   |08.12.2006 N 163н    |              |
   |   |бюджета на 2007 г. и   |                     |              |
   |   |внесения изменения в   |                     |              |
   |   |нее                    |                     |              |
   +———+———————————————————————+—————————————————————+——————————————+
   | 3 |Инструкция по          |Приказ Министерства  |Инструкция по |
   |   |бюджетному учету       |финансов РФ от       |бюджетному    |
   |   |                       |10.02.2006 N 25н     |учету         |
   +———+———————————————————————+—————————————————————+——————————————+
   | 4 |Порядок организации    |Приказ Министерства  |Приказ Минфина|
   |   |работы по доведению    |финансов РФ от       |России N 50н  |
   |   |через территориальные  |10.06.2003 N 50н     |              |
   |   |органы Федерального    |                     |              |
   |   |казначейства объемов   |                     |              |
   |   |бюджетных ассигнований,|                     |              |
   |   |лимитов бюджетных      |                     |              |
   |   |обязательств и объемов |                     |              |
   |   |финансирования расходов|                     |              |
   |   |федерального бюджета   |                     |              |
   +———+———————————————————————+—————————————————————+——————————————+
   | 5 |Инструкция о порядке   |Приказ Министерства  |Приказ Минфина|
   |   |открытия и ведения     |финансов РФ от       |России N 142н |
   |   |органами Федерального  |31.12.2002 N 142н    |              |
   |   |казначейства           |                     |              |
   |   |Министерства финансов  |                     |              |
   |   |Российской Федерации   |                     |              |
   |   |лицевых счетов для     |                     |              |
   |   |учета операций по      |                     |              |
   |   |исполнению расходов    |                     |              |
   |   |федерального бюджета   |                     |              |
   L———+———————————————————————+—————————————————————+———————————————
   

Порядок санкционирования расходов

Доведение ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений осуществляется через распорядителей бюджетных средств соответствующих уровней бюджетной системы РФ. По объему прав и обязанностей, предоставленных распорядителям бюджетных средств, они делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

В соответствии со ст. 6 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств (1) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

9) формирует государственные (муниципальные) задания;

10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В случае если главный распорядитель бюджетных средств получает бюджетные средства на содержание своего аппарата управления, то главный распорядитель выступает получателем бюджетных средств.

Распорядителем бюджетных средств в соответствии со ст. 6 БК РФ является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 158 распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

При использовании бюджетных средств на содержание аппарата управления распорядитель бюджетных средств, как и главный распорядитель, является одновременно и получателем бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств непосредственно подчинены главным распорядителям. Они несут ответственность за целевое использование бюджетных средств перед главными распорядителями бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств и распорядитель бюджетных средств определяют задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.

Получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с бюджетной росписью.

В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

6) формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7) исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Получатель бюджетных средств находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств или распорядителя бюджетных средств и не имеет подведомственных учреждений. Поэтому он получает бюджетные средства только на собственное содержание в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Затем получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет бюджета денежные средства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, в случаях, связанных с выполнением оперативно-разыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

Приказ Минфина России N 142н уточняет и расширяет определения главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, а также вводит новое понятие иного получателя бюджетных средств федерального бюджета.

Орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении, является главным распорядителем средств федерального бюджета.

Орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя средств, получающая ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов от главного (вышестоящего) распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении, является распорядителем средств федерального бюджета.

Орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета, являются получателем средств федерального бюджета. Получателем бюджетных средств является также и обособленное подразделение, созданное получателем средств, указанное в его учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем средств положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя средств, и наделенное получателем средств обязанностью ведения бухгалтерского учета.

Получатель средств, осуществляющий на основании разрешения министра финансов РФ операции со средствами федерального бюджета на счете, открытом ему в учреждении Банка России или кредитной организации, является иным получателем средств федерального бюджета.

Определения главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренные в вышеуказанной Инструкции, отличаются от соответствующих определений бюджетного законодательства. В частности, к главным распорядителям бюджетных средств относятся не только органы государственной власти, но и иные прямые получатели средств федерального бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов федерального бюджета в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Такими иными прямыми получателями средств являются отдельные бюджетные учреждения, которые, как и органы власти, имеют право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Понятие "иной получатель средств федерального бюджета" впервые введено вышеуказанным подзаконным актом, и им является любой получатель бюджетных средств, расположенный на территории, где отсутствуют органы Федерального казначейства. Разная трактовка главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств в БК РФ и подзаконном акте, а также отсутствие понятия "иной получатель средств федерального бюджета" в БК РФ требуют внесения адекватных изменений в бюджетное законодательство.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджетов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).

Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Исполнение бюджета начинается с формирования и утверждения сводной бюджетной росписи, которая составляется и утверждается Минфином России. Затем бюджетная роспись направляется в Минфин России, который и утверждает сводную бюджетную роспись по всем главным распорядителям. Ее показатели в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях через органы Федерального казначейства доводятся до всех главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств на период действия утвержденного бюджета.

Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Согласно ст. 219.1 БК РФ бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и лимитами бюджетных обязательств, утвержденными финансовым органом, а бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Не допускается изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись, а также изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств.

Составление и утверждение сводной бюджетной росписи является предэтапом исполнения бюджета по расходам и предваряет дальнейшие этапы исполнения бюджета, в частности доведение бюджетных ассигнований, утверждение и доведение лимитов по бюджетным обязательствам, принятие и подтверждение денежных обязательств. До утверждения росписи невозможно доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях, без чего, в свою очередь, невозможно сформировать лимиты по бюджетным обязательствам.

Бюджетная роспись, включенная в сводную бюджетную роспись, является документом, удостоверяющим юридическое право главных распорядителей на использование бюджетных средств в течение года. Юридическое право получателей бюджетных средств на использование бюджетных средств возникает после утверждения их смет доходов и расходов.

Бюджетная смета составляется бюджетным учреждением после получения уведомления о бюджетных ассигнованиях от органа, исполняющего бюджет, и представляется на утверждение вышестоящему распорядителю бюджетных средств.

В соответствии с БК РФ в утвержденную сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения по следующим основаниям:

- в результате недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств;

- в результате изменения состава или полномочий главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений), а также иных оснований, связанных с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств;

- в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом;

- в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг;

- в случае проведения реструктуризации государственного (муниципального) долга;

- в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись вносятся соответствующие изменения и в бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств, а также в сметы доходов и расходов получателей бюджетных средств.

Юридическое право распорядителей и получателей бюджетных средств возникает с момента утверждения бюджета, бюджетной росписи и бюджетной сметы всех распорядителей и получателей бюджетных средств. В расходной части бюджета определены утвержденные законом бюджетные ассигнования. Необходимо ясно понимать, что бюджетные ассигнования не являются денежными средствами, предоставленными из бюджета на расходы распорядителей и получателей бюджетных средств. Они лишь определяют предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ).

Введение казначейской системы исполнения бюджета привело к появлению новых понятий и терминов, отражающих новый порядок финансирования распорядителей и получателей бюджетных средств через лицевые счета:

- лимит бюджетных обязательств, определяемый согласно ст. 6 БК РФ как объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

- принятие денежных обязательств за счет средств бюджета, предусматривающее заключение государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законом или иным правовым актом, соглашением;

- объем финансирования расходов, трактуемый как объем прав получателя на оплату принятых в установленном порядке денежных и иных обязательств за счет средств бюджета, в пределах которых органы, исполняющие соответствующие бюджеты, осуществляют кассовые расходы по поручению получателя;

- кассовый расход бюджетных средств, предусматривающий операцию по списанию средств со счета бюджета в оплату принятых в установленном порядке получателем обязательств, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета;

- лицевой счет, определяемый как объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Режим финансирования через использование лицевых счетов и порядок их открытия определяются Приказом Минфина России N 142н.

Для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

- лицевой счет, предназначенный для учета доведенных главному распорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и распределения их по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении;

- лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета;

- лицевой счет, предназначенный для учета доведенных иному получателю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, а также кассовых расходов, произведенных иным получателем средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета.

При открытии лицевых счетов орган Федерального казначейства присваивает им в установленном порядке номера. При этом номер лицевого счета должен однозначно определять принадлежность распорядителя или получателя средств, иного получателя средств по отношению к главному распорядителю средств.

Лицевые счета открываются распорядителям и получателям бюджетных средств в органе Федерального казначейства по месту их нахождения. Каждому клиенту может быть открыт только один счет соответствующего вида. При открытии лицевого счета орган Федерального казначейства заключает с распорядителем или получателем бюджетных средств договор об обслуживании лицевого счета, в котором определены права и обязанности сторон. Об открытии лицевых счетов органы Федерального казначейства в письменной форме сообщают распорядителю или получателю бюджетных средств.

Согласно ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает следующие этапы: 1) принятие бюджетных обязательств; 2) подтверждение денежных обязательств; 3) санкционирование оплаты денежных обязательств; 4) подтверждение исполнения денежных обязательств.

В предыдущей редакции БК РФ до принятия Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ исполнение бюджетов по расходам состояло из последовательно осуществляемых двух процедур - санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов являлись:

- составление и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств бюджетным учреждениям;

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключалась непосредственно в расходовании бюджетных средств и являлась понятием более широким, чем кассовый расход, производимый со счета бюджета.

После признания статьи о санкционировании утратившей силу принятие бюджетных обязательств и подтверждение денежных обязательств стали этапами исполнения бюджетов по расходам. То есть произошло сужение понятия санкционирования расходов бюджета. Процедура санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с п. 5 ст. 219 БК РФ осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.

В соответствии с Приказом Минфина России N 50н Федеральное казначейство на основе утвержденных в установленном порядке и переданных в Федеральное казначейство на бумажных носителях и в электронном виде Департаментом бюджетной политики Минфина России сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета осуществляет доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств на финансовый год.

Федеральное казначейство исходя из показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, распределения объемов финансирования расходов направляет главным распорядителям бюджетных средств казначейское уведомление об объемах бюджетных ассигнований, лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования расходов. Казначейское уведомление оформляется Федеральным казначейством в трех экземплярах. Первый экземпляр направляется главному распорядителю, второй и третий остаются в Федеральном казначействе. В казначейском уведомлении сообщается весь объем средств, предназначенных главному распорядителю и подведомственным учреждениям, т.е. распорядителям и получателям бюджетных средств.

Показатели, отраженные в казначейском уведомлении, учитываются на лицевом счете распорядителя средств, открытом в Федеральном казначействе главному распорядителю бюджетных средств.

Казначейское уведомление составляется не реже четырех раз в год: в начале каждого квартала финансового года (его называют казначейским уведомлением по полному формату). В течение текущего квартала финансового года может составляться казначейское уведомление по полному формату.

В казначейском уведомлении по полному формату указываются суммы по всем целевым направлениям расходов федерального бюджета, предусмотренным на год для главного распорядителя в сводной бюджетной росписи, и лимитов бюджетных обязательств с выделением в том числе текущих изменений (увеличений или уменьшений) лимитов бюджетных обязательств в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов) и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Объемы финансирования расходов в казначейском уведомлении указываются в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации нарастающим итогом с начала финансового года с выделением в том числе сумм текущих изменений (увеличений или уменьшений) объемов финансирования расходов.

Объемы финансирования расходов доводятся Федеральным казначейством до главных распорядителей исходя из того, что объемы финансирования расходов с начала года не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на год. При этом в случае утверждения главному распорядителю объемов финансирования расходов на соответствующий месяц в размере, превышающем (с учетом ранее доведенных объемов финансирования расходов) установленные лимиты бюджетных обязательств, казначейское уведомление с дополнительными объемами финансирования расходов направляется главному распорядителю только после уточнения сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств.

В казначейском уведомлении сокращенного формата указываются по кодам функциональной и экономической классификаций суммы лимитов бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, подлежащие изменению в соответствии с данным казначейским уведомлением. При этом объемы финансирования расходов в казначейском уведомлении указываются нарастающим итогом с начала года с выделением в том числе сумм изменений (увеличений или уменьшений) на текущий месяц относительно ранее доведенного казначейского уведомления в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации.

В случае внесения Минфином России в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета Федеральное казначейство на основании представляемой справки об изменениях, вносимых в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, производит соответствующие изменения объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. При этом объемы бюджетных ассигнований по главному распорядителю с учетом указанных в справке изменений не должны быть меньше ранее распределенных главным распорядителем объемов финансирования расходов.

Изменение лимитов бюджетных обязательств и изменение объемов финансирования расходов главным распорядителям оформляется Федеральным казначейством очередным казначейским уведомлением.

Распределение главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по распорядителям и получателям, находящимся в его ведении, оформляется расходными расписаниями. Последние оформляются главным распорядителем по каждому находящемуся в его ведении распорядителю и получателю. На обеспечение своего содержания, включая осуществление централизованных мероприятий, главный распорядитель также оформляет расходное расписание.

Расходные расписания представляются главными распорядителями бюджетных средств в Федеральное казначейство в двух экземплярах на бумажном носителе, а также в электронном виде для отражения средств на лицевом счете распорядителя, открытом главному распорядителю в Федеральном казначействе.

Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, распределенные главным распорядителем по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также на обеспечение содержания главного распорядителя, включая осуществляемые им централизованные мероприятия, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, доведенные ему казначейскими уведомлениями, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.

Показатели, отраженные в сформированных главным распорядителем расходных расписаниях, учитываются на лицевом счете распорядителя средств, открытом в Федеральном казначействе, с начала финансового года по каждому распорядителю и получателю, находящемуся в ведении главного распорядителя.

Первый экземпляр принятого на учет расходного расписания, сформированного главным распорядителем, остается в Федеральном казначействе, второй экземпляр с отметкой Федерального казначейства о принятии на учет возвращается главному распорядителю одновременно с выпиской из лицевого счета распорядителя средств.

Расходные расписания и реестры расходных расписаний главного распорядителя, не соответствующие требованиям, не подлежат учету на лицевом счете распорядителя средств и с соответствующими пояснениями возвращаются главному распорядителю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в Федеральное казначейство данных расходных расписаний или реестра расходных расписаний.

После осуществления контроля расходных расписаний и их отражения на открытом главному распорядителю лицевом счете распорядителя средств Федеральное казначейство направляет в электронном виде как отдельные расходные расписания главного распорядителя, так и расходные расписания, сформированные Федеральным казначейством на основе представленных главными распорядителями реестров расходных расписаний, по принадлежности в органы Федерального казначейства по месту открытия соответствующих лицевых счетов распорядителям или получателям.

Орган Федерального казначейства учитывает лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, указанные в поступившем от главного распорядителя расходном расписании, на лицевом счете распорядителя или получателя. Копия расходного расписания главного распорядителя, заверенная органом Федерального казначейства, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, выдаваемой распорядителю или получателю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления расходного расписания в орган Федерального казначейства.

Распределение средств федерального бюджета главным распорядителем оформляется расходным расписанием по каждому находящемуся в его ведении распорядителю и получателю, а также на содержание самого главного распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия.

На основе полученной от Минфина России сводной бюджетной росписи и казначейских уведомлений главный распорядитель бюджетных средств доводит до учреждений, находящихся в его ведении, лимиты бюджетных обязательств. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств представляются бюджетополучателями в соответствующий орган Федерального казначейства для контроля за расходованием средств федерального бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования расходов организаций и учреждений, находящихся в ведении главных распорядителей бюджетных средств и для принятия бюджетополучателями бюджетных обязательств. В соответствии с лимитами бюджетных обязательств главные распорядители бюджетных средств формируют реестры - письменное распоряжение о финансировании расходов в разрезе конкретных бюджетополучателей в соответствии с кодами бюджетной классификации. В реестре реализуется право главного распорядителя бюджетных средств на распределение средств федерального бюджета по бюджетополучателям. Реестр на финансирование расходов содержит сведения об объемах финансирования в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов и кодов экономической классификации расходов, которые подлежат зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств.

Все распорядители и получатели средств федерального бюджета имеют право расходовать средства исключительно на основании доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Принятие получателями средств федерального бюджета обязательств по осуществлению расходов и платежей выполняется в течение срока действия установленных для них лимитов. Лимиты не препятствуют заключению договоров на поставку продукции, производство работ и услуг или заключению трудовых соглашений на более длительный срок.

Итак, бюджет по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств. На первом этапе исполнения получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Основным документом, регулирующим порядок организации работы по доведению объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, является Приказ Минфина России от 10.06.2003 N 50н. Согласно данному Приказу доведение лимитов ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений осуществляется через распорядителей бюджетных средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Лимиты бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ содержит два понятия обязательств, возникающих в процессе расходования средств бюджетов, - денежные обязательства и бюджетные обязательства. Эти понятия неразрывно связаны, и их экономический смысл является единым, означая обязанность совершить расходование бюджетных средств. Различие лишь существует по субъективному составу обязательства. Если в бюджетном обязательстве фигурирует орган, исполняющий бюджет, то денежное обязательство возникает между получателем бюджетных средств и его поставщиком, подрядчиком или иным контрагентом.

Основанием возникновения бюджетного обязательства может служить гражданско-правовой договор, счет либо иной документ, подтверждающий необходимость оплаты поставленных товаров, работ или услуг. Однако в отличие от денежного обязательства бюджетное возникает не сразу после утверждения соответствующих документов, свидетельствующих о поставке и принятии товаров (работ, услуг), а при условии. Таким условием в соответствии с БК РФ является наличие предусмотренных на данные цели расходов в соответствующем бюджете, сводной бюджетной росписи. Кассовый расход по бюджетным обязательствам требует наличия еще двух факторов: доведения лимитов бюджетных обязательств и поступления фактического финансирования.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а под денежными обязательствами - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

После получения уведомления об объемах бюджетных ассигнований и лимитах бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства, которые могут быть составлены в виде договоров на поставку продукции, о выполнении работ, об оказании услуг. Погашение бюджетных обязательств осуществляется путем представления Федеральному казначейству платежных документов и иных документов, необходимых для совершения платежа (счет-фактура, накладная, акт, договор и др.).

Органы Федерального казначейства проверяют правильность оформления документов и их соответствие установленным законом требованиям (правильное заполнение платежного поручения, соответствие направления платежа бюджетным ассигнованиям и т.п.). И если все нормы соблюдены, то органы Федерального казначейства подтверждают исполнение денежных обязательств путем проставления разрешительной надписи.

Следующим этапом идет непосредственно санкционирование путем совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов.

Необходимо отметить, что оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, а оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

В бюджетном учете получатель бюджетных средств уменьшает полученные лимиты бюджетных обязательств на сумму принятых бюджетных обязательств. Сумма денежных средств на осуществление платежа списывается органами Федерального казначейства с единого счета бюджета в пользу физического или юридического лица - лица, оказавшего услугу, выполнившего работу, поставившего продукцию.

Что касается подтверждения исполнения денежных обязательств, оно осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических и юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Все расходы бюджетных учреждений, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения сметы, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

Учет санкционирования расходов бюджетных учреждений

Учет санкционирования расходов в бюджетных учреждениях отражается на следующих счетах:

1 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств";

1 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года";

1 503 01 000 "Бюджетные ассигнования".

Счет 1 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств" предназначен для учета утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств, сумм принятых и переданных лимитов бюджетных обязательств текущего года в бюджетных учреждениях. Учет лимитов бюджетных обязательств ведется на следующих счетах:

1 501 01 000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств";

1 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств";

1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств";

1 501 04 000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств";

1 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств";

1 501 06 000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути".

Счет 1 501 01 000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств" предназначен для учета утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств главными распорядителями бюджетных средств и изменений, вносимых в течение текущего года, на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822).

Счет 1 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств" предназначен для учета распорядителями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, доведенных им главными распорядителями бюджетных средств, на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822).

Счет 1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" предназначен для учета получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями) доведенных до них главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком "плюс", сумм уменьшения со знаком "минус") на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822).

Счет 1 501 04 000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств" предназначен для учета главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком "плюс", сумм уменьшения со знаком "минус"), переданных главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств соответственно распорядителям, получателям бюджетных средств.

Счет 1 501 05 00 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" предназначен для учета распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком "плюс", сумм уменьшения со знаком "минус"), полученных в соответствии с уведомлением о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) от главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств.

Счет 1 501 06 000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути" предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, доведенных главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств в отчетном периоде, а полученных распорядителями, получателями бюджетных средств - в периоде, следующем за отчетным.

Аналитический учет операций по счету 1 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств" ведется в разрезе распорядителей и получателей средств бюджета в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).

Счет 1 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года" предназначен для учета получателями средств бюджета принятых бюджетных обязательств.

Счет 1 503 01 000 "Бюджетные ассигнования" предназначен для учета главными распорядителями бюджетных средств утвержденных бюджетных ассигнований.

Разряды 1 - 17 в номерах счетов санкционирования расходов бюджета - коды ведомственной классификации расходов федерального бюджета и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Разряды 24 - 26 в счетах санкционирования расходов бюджетов КОСГУ - статьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым в текущем году взяты обязательства финансирования соответствующим бюджетом; виды финансовых, нефинансовых активов по соответствующим кодам КОСГУ, на приобретение которых в текущем финансовом году взяты обязательства финансирования бюджетом.

Счета санкционирования расходов бюджетов ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Данные бюджетного учета счетов санкционирования расходов бюджетов в балансе не отражаются. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.

В конце отчетного периода участники бюджетного процесса сверяют данные по счетам санкционирования, которые они ведут параллельно.

Операции санкционирования расходов, осуществляемые главным распорядителем бюджетных средств, отражаются в бюджетном учете следующими записями.

     
   ————T——————————————————————————————————T—————————————————————————¬
   | N |        Содержание операции       |   Бухгалтерская запись  |
   |п/п|                                  +————————————T————————————+
   |   |                                  |    Дебет   |   Кредит   |
   |   |                                  +————————————+————————————+
   |   |                                  |    Счет    |    Счет    |
   |   |                                  | бюджетного | бюджетного |
   |   |                                  |учета, КОСГУ|учета, КОСГУ|
   |   |                                  | (код счета | (код счета |
   |   |                                  |  18 — 26)  |  18 — 26)  |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 1 |Отражение сумм утвержденных       |1 503 01 xxx|1 501 01 xxx|
   |   |бюджетных ассигнований главным    |            |            |
   |   |распорядителем бюджетных средств  |            |            |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 2 |Отражение распределения главным   |1 501 01 xxx|1 501 02 xxx|
   |   |распорядителем бюджетных средств  |            |            |
   |   |ЛБО по распорядителям бюджетных   |            |            |
   |   |средств                           |            |            |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 3 |Отражение главным распорядителем  |1 501 02 xxx|1 501 04 xxx|
   |   |бюджетных средств изменений       |            |            |
   |   |(увеличений), утвержденных ЛБО по |            |            |
   |   |распорядителям бюджетных средств  |            |            |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 4 |Отражение главным распорядителем  |1 501 01 xxx|1 501 02 xxx|
   |   |бюджетных средств изменений       |            |            |
   |   |(уменьшений), утвержденных ЛБО по |            |            |
   |   |распорядителям бюджетных средств  |            |            |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 5 |Отражение главным распорядителем  |1 501 02 xxx|1 501 01 xxx|
   |   |бюджетных средств изменений       |            |            |
   |   |(уменьшений), утвержденных ЛБО по |            |            |
   |   |распорядителям бюджетных средств  |            |            |
   L———+——————————————————————————————————+————————————+—————————————
   

Операции по санкционированию расходов бюджета, осуществляемые распорядителями средств, отражаются в бюджетном учете следующими записями.

     
   ————T——————————————————————————————————T—————————————————————————¬
   | N |        Содержание операции       |   Бухгалтерская запись  |
   |п/п|                                  +————————————T————————————+
   |   |                                  |    Дебет   |   Кредит   |
   |   |                                  +————————————+————————————+
   |   |                                  |    Счет    |    Счет    |
   |   |                                  | бюджетного | бюджетного |
   |   |                                  |учета, КОСГУ|учета, КОСГУ|
   |   |                                  | (код счета | (код счета |
   |   |                                  |  18 — 26)  |  18 — 26)  |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 1 |Отражение полученных ЛБО          |1 501 05 xxx|1 501 02 xxx|
   |   |распорядителями бюджетных средств |            |            |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 2 |Отражение ЛБО, переданных         |1 501 02 xxx|1 501 04 xxx|
   |   |распорядителями бюджетных средств |            |            |
   |   |получателям бюджетных средств     |            |            |
   L———+——————————————————————————————————+————————————+—————————————
   

Операции по санкционированию расходов бюджета, осуществляемые получателями средств бюджета, отражаются в бюджетном учете следующими записями.

     
   ————T——————————————————————————————————T—————————————————————————¬
   | N |        Содержание операции       |   Бухгалтерская запись  |
   |п/п|                                  +————————————T————————————+
   |   |                                  |    Дебет   |   Кредит   |
   |   |                                  +————————————+————————————+
   |   |                                  |    Счет    |    Счет    |
   |   |                                  | бюджетного | бюджетного |
   |   |                                  |учета, КОСГУ|учета, КОСГУ|
   |   |                                  | (код счета | (код счета |
   |   |                                  |  18 — 26)  |  18 — 26)  |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 1 |Отражение полученных ЛБО          |1 501 05 xxx|1 501 03 xxx|
   |   |получателями бюджетных средств    |            |            |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 2 |Отражение ЛБО, принятия бюджетных |1 501 03 xxx|1 502 01 xxx|
   |   |обязательств текущего года        |            |            |
   |   |получателями бюджетных средств    |            |            |
   L———+——————————————————————————————————+————————————+—————————————
   

Отражение сумм ЛБО, не полученных в текущем отчетном периоде, производится в бюджетном учете следующими записями.

     
   ————T——————————————————————————————————T—————————————————————————¬
   | N |        Содержание операции       |   Бухгалтерская запись  |
   |п/п|                                  +————————————T————————————+
   |   |                                  |    Дебет   |   Кредит   |
   |   |                                  +————————————+————————————+
   |   |                                  |    Счет    |    Счет    |
   |   |                                  | бюджетного | бюджетного |
   |   |                                  |учета, КОСГУ|учета, КОСГУ|
   |   |                                  | (код счета | (код счета |
   |   |                                  |  18 — 26)  |  18 — 26)  |
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 1 |Отражение сумм ЛБО в пути         |1 501 05 xxx|1 501 06 xxx|
   +———+——————————————————————————————————+————————————+————————————+
   | 2 |Отражение поступления ЛБО, ранее  |1 501 06 xxx|1 501 05 xxx|
   |   |отраженных как суммы ЛБО в пути   |            |1 501 03 xxx|
   L———+——————————————————————————————————+————————————+—————————————
   

Записи бюджетного учета по счетам санкционирования расходов отражаются в Журнале по прочим операциям.

Как отмечалось выше, счета разд. V "Санкционирование расходов бюджета" входят в План счетов и не входят в бухгалтерский баланс учреждения, а следовательно, не отражаются в разд. IV "Финансовый результат" бюджетного учреждения. В течение года по ним ведется аналитический учет. Остатки средств на счетах разд. V "Санкционирование расходов бюджета" по завершении финансового (бюджетного) года на следующий год не переходят и безвозвратно возвращаются в соответствующий бюджет.

Выборочные данные о неиспользованных лимитах

бюджета г. Москвы за 2006 г., тыс. руб.

     
   —————T————————————————————T—————————————T—————————————T————————————————T————————————¬
   |  N |     Показатели     |  Уточненный |   Кассовые  |    Остаток     |   Процент  |
   | п/п|                    |план расходов|  расходы с  |неиспользованных| неосвоенных|
   |    |                    |             | начала года | средств бюджета|   лимитов  |
   |    |                    |             |             |                |  бюджетных |
   |    |                    |             |             |                |обязательств|
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  I |Комплекс социальной |120 382 285,5|114 858 185,0|   5 524 100,5  |     4,6%   |
   |    |сферы               |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  1 |Департамент         | 36 470 890,0| 35 791 802,2|     679 087,8  |     1,9%   |
   |    |здравоохранения     |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  2 |Департамент         | 16 055 541,3| 15 700 660,5|     354 880,8  |     2,2%   |
   |    |образования         |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  3 |Комитет по          |  5 612 213,5|  4 638 779,0|     973 434,5  |    17,3%   |
   |    |телекоммуникациям и |             |             |                |            |
   |    |средствам массовой  |             |             |                |            |
   |    |информации          |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  4 |Департамент жилищной|  5 837 304,2|  2 540 325,8|   3 296 978,4  |    56,5%   |
   |    |политики и жилищного|             |             |                |            |
   |    |фонда               |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   | II |Комплекс городского | 84 642 113,4| 80 364 807,9|   4 277 305,5  |     5,1%   |
   |    |хозяйства           |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  1 |Департамент жилищно—| 47 843 578,7| 44 187 683,0|   3 655 895,7  |     7,6%   |
   |    |коммунального       |             |             |                |            |
   |    |хозяйства и         |             |             |                |            |
   |    |благоустройства     |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  2 |Департамент         | 18 755 605,8| 18 393 283,2|     362 322,6  |     1,9%   |
   |    |транспорта и связи  |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   | III|Комплекс            |131 871 233,5|126 802 500,8|   5 068 732,7  |     3,8%   |
   |    |экономической       |             |             |                |            |
   |    |политики и развития |             |             |                |            |
   |    |города              |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  1 |Департамент         | 14 579 742,8| 12 602 281,3|   1 977 461,5  |    13,6%   |
   |    |имущества           |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   | IV |Комплекс            | 85 188 581,1| 83 392 647,1|   1 795 934,0  |     2,1%   |
   |    |архитектуры,        |             |             |                |            |
   |    |строительства,      |             |             |                |            |
   |    |развития и          |             |             |                |            |
   |    |реконструкции       |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  1 |Комитет по          |  1 018 836,6|    875 838,1|     142 998,5  |    14,0%   |
   |    |архитектуре и       |             |             |                |            |
   |    |градостроительству  |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  2 |Комитет по          |    200 118,4|    144 155,4|      55 963,0  |    28,0%   |
   |    |культурному наследию|             |             |                |            |
   |    |(Москомнаследие)    |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  V |Распорядители,      | 75 436 556,5| 66 045 934,4|   9 390 622,1  |    12,4%   |
   |    |не входящие в состав|             |             |                |            |
   |    |комплексов          |             |             |                |            |
   |    |городского          |             |             |                |            |
   |    |управления          |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  1 |Департамент         |  3 019 500,2|    456 003,5|   2 563 496,7  |    84,9%   |
   |    |продовольственных   |             |             |                |            |
   |    |ресурсов            |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  2 |Валютно—финансовое  |  3 655 969,6|  3 036 529,6|     619 440,0  |    16,9%   |
   |    |управление          |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  3 |Департамент финансов| 22 669 616,1| 18 253 667,3|   4 415 948,8  |    19,5%   |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |  4 |Департамент         |    843 852,6|    792 129,1|      51 723,5  |     6,1%   |
   |    |потребительского    |             |             |                |            |
   |    |рынка и услуг       |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   | VI |Всего по            |497 520 770,0|471 464 075,2|  26 056 694,8  |     5,2%   |
   |    |организациям        |             |             |                |            |
   |    |городского          |             |             |                |            |
   |    |подчинения          |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   | VII|Расходы             |134 906 597,7|134 089 677,7|     816 920,0  |     0,6%   |
   |    |административных    |             |             |                |            |
   |    |округов             |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   |VIII|Целевые бюджетные   | 95 214 628,3| 84 338 772,0|  10 875 856,3  |    11,4%   |
   |    |фонды, всего        |             |             |                |            |
   +————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+————————————+
   | IX |Всего расходов      |727 641 996,0|689 892 524,9|  37 749 471,1  |     5,2%   |
   L————+————————————————————+—————————————+—————————————+————————————————+—————————————
   
Как показывает анализ данных о неиспользованных лимитах бюджетных обязательств, неизрасходованные бюджетные средства на конец года составляют весьма значительный объем. Это касается и данных консолидированного бюджета в целом и бюджета г. Москвы в частности. В 2006 г. расходы бюджета г. Москвы составили 689 892 524,9 тыс. руб., абсолютная сумма неиспользованных остатков бюджетных средств увеличилась по сравнению с предыдущим годом в 2 раза и составила 37 749 471,1 тыс. руб., или 5,2% планового объема. Наиболее существенные суммы неиспользованных средств сложились по органам исполнительной власти, не входящим в состав комплексов городского управления, - 9 390 622,1 тыс. руб., или 12,4%, а также по организациям комплекса городского хозяйства - 4 277 305,5 тыс. руб., или 5,1%, и комплекса экономической политики и развития - 5 068 732,7 тыс. руб., или 3,8%. С одной стороны, это является результатом несвоевременного доведения лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств. Часть лимитов бюджетных обязательств доводится до бюджетных учреждений с задержкой, что приводит к неиспользованию бюджетных средств, которые остаются на конец года. Когда главный распорядитель бюджетных средств (распорядитель бюджетных средств) с задержкой доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующего получателя бюджетных средств, т.е. бюджетных учреждений, последние, соответственно, не успевают своевременно израсходовать бюджетные средства. Чтобы получатели имели возможность израсходовать бюджетные средства в соответствии со сметой, они должны своевременно получать лимиты и финансирование в соответствии с этими лимитами. Тогда бюджетное учреждение в полной мере успеет осуществить запланированные расходы. Большая роль в этом процессе принадлежит контролю со стороны финансовых и казначейских органов за процессом санкционирования расходов, а для этого следует усилить контроль в течение года. В новой Инструкции "О порядке предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности" должно быть расширено внимание к процессу санкционирования расходов. Должны быть разработаны формы отчетности, которые бы отражали неиспользованные лимиты не только за год, но и поквартально, помесячно, что приведет к значительному сокращению больших сумм неиспользуемых лимитов бюджетных обязательств на конец отчетного года. Литература 1. Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". 2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Статьи 1 - 5. 3. Приказ Минфина России от 21.01.2005 N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" (с изм. от 11.11.2005). Разделы 1 - 7. 4. Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету". Пункты 1, 2, 9; Прил. 4, 5. 5. Артюхин Р.Е., Маклева Г.И. Новый план счетов бюджетного учета // Советник бухгалтера социальной сферы. М., 2005. N 5. С. 25 - 33. 6. Балдина С.В. Комментарий к новой Инструкции по бюджетному учету // БиНО: бюджетные учреждения. М., 2005. N 1. С. 11 - 24. 7. Зеленский В.А. Организация бюджетного учета в Российской Федерации // БиНО: бюджетные учреждения. М., 2004. N 3. С. 38 - 47. 8. Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч. М.: ЭКАР, 2005. Ч. 1. С. 9 - 26, 29, 30, 34 - 52. 9. Беляев А. Учет санкционирования расходов бюджетов // Бюджетный учет здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. N 3. 10. Зернова И. Порядок внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. N 6. 11. Гарнов И.Ю. Учет операций по санкционированию расходов бюджета // Бюджетный учет. 2005. N 4. 12. Шахватова М.В. Сравнительный анализ ведения бюджетного учета обязательств, финансовых результатов и санкционирования расходов в 2005 и 2006 гг. // БиНО. 2007. N 10. И.М.Баятова К. э. н., профессор кафедры "Финансы" Финансовой академии при Правительстве РФ Подписано в печать 01.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оплата отпуска ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 19) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 19 >
Статья: Суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН (Продолжение) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 19) Источник публикации "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 19



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.