|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Уплата региональных налогов ("Аудит и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 10
"Аудит и налогообложение", 2007, N 10
УПЛАТА РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ
В арбитражной практике рассматривается множество споров, связанных с взиманием транспортного налога, налога на игорный бизнес, налога на имущество организаций и земельного налога. Несмотря на то что данные налоги являются региональными, проблемных ситуаций относительно их правоприменения возникает не меньше, чем по основным федеральным налогам. Напомним, что согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов, если иное не предусмотрено п. 7 данной статьи. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся противоречия между налоговыми органами и налогоплательщиками, служащие основаниями для обращения в арбитражные суды.
Льготы по налогу на имущество
Налогоплательщик, являющийся самостоятельным юридическим лицом и не относящийся к федеральным органам исполнительной власти, часто применяет льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ. В этом случае велика вероятность возникновения спора с налоговыми органами относительно правомерности применения данной льготы. При этом необходимо учитывать следующее. В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество не признается имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Так, например, имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 12 ст. 1 Закона N 61-ФЗ). Согласно ст. ст. 294, 296 ГК РФ имущество на праве оперативного управления передается учреждениям, а у государственных и муниципальных предприятий находится в хозяйственном ведении. Следовательно, в целях применения ст. 374 НК РФ под имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, понимается не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.11.2006 N 7290/06. Кроме того, согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст. 294 и 296 ГК РФ, определяющими право хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом за учреждениями, как отмечалось выше, имущество закрепляется на праве оперативного управления. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2007 N А56-46705/2005 суд указал, что, поскольку налогоплательщик является органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое им для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ имущество не облагается налогом на имущество организаций.
Транспортный налог
Уплата транспортного налога зависит от цели использования транспортного средства. Об этом свидетельствует судебная практика. Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. В ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) указано, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Пунктом 3 ст. 15 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории России, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию РФ на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В соответствии с п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным Приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Отсутствие паспорта транспортного средства, а также одобрения типа транспортного средства является основанием для отказа в регистрации испытательных автомобилей в органах ГИБДД МВД России. Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в РФ или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Пунктом 80 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, установлено, что регистрация транспортных средств отечественного и иностранного производства, предназначенных для прохождения различного вида испытаний в организациях, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России. В соответствии с Положением от 08.07.1994 N 13/5-1130 предприятиям, проводящим испытания автомототранспортных средств, на основании заявок выдаются государственные регистрационные знаки и свидетельства о регистрации без их закрепления за конкретными автомототранспортными средствами. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 предусмотрено, что государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют подразделения ГИБДД, органы Гостехнадзора, таможенные органы, военные автомобильные инспекции. Выдача подразделениями ГИБДД государственных регистрационных знаков без закрепления за конкретным транспортным средством предприятиям, проводящим испытания автомобильной техники, не является процедурой государственной регистрации транспортных средств и осуществляется вне общеустановленного порядка регистрации транспортных средств, предусмотренного вышеуказанным Приказом МВД. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2007 N А43-9831/2006-31-274 указано, что налогоплательщик в 2005 г. зарегистрировал 24 единицы испытательной техники с выдачей государственных регистрационных знаков без закрепления за конкретными автотранспортными средствами соответственно обоснованной в заявке квоте. Из сведений, идентифицирующих транспортные средства, указаны номера регистрационных знаков, номера регистрационных документов транспортных средств, марка и данные о владельце. Сведения о мощности двигателя, номерах шасси, кузова, а также паспорт транспортного средства отсутствуют. Кроме того, суд установил, что налогоплательщик использует испытательные автомобили как устройства для заводских и полигонных оценочных, доводочных, лабораторно-дорожных и сертификационных испытаний узлов и агрегатов, а также для внедрения конструкторских разработок. Следовательно, автомобили, участвующие в полигонных и заводских испытаниях и не предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, не являются транспортными средствами по цели использования. Опытные и серийные образцы не могут быть зарегистрированы в установленном законодательстве порядке, поскольку у испытательных автомобилей отсутствуют документы, подтверждающие безопасность устройства и прохождение процедуры сертификации, а также паспорт транспортного средства. Эти устройства не предназначены для перевозки людей, грузов и оборудования. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что испытательная техника не является объектом обложения транспортным налогом, и удовлетворил требование налогоплательщика. Следует отметить, что важное значение для обложения транспортным налогом имеет факт регистрации транспортного средства. В Определении КС РФ от 14.12.2004 N 451-О отмечено, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом нет.
Налог на игорный бизнес
Согласно ст. 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. На основании ст. 366 НК РФ в целях гл. 29 НК РФ каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 данной статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации. Формы заявления и свидетельства утверждаются Минфином России. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения, а выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения. Следует отметить: если заявление о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес подано и подписано неустановленным лицом, что согласно нормам гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах не дает налогоплательщику никаких прав и обязанностей, налогоплательщик вправе не уплачивать налог (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2007 N А66-6302/2006).
Ю.Лермонтов Консультант Минфина России Подписано в печать 28.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |