Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Инвестиционный налоговый кредит ("Аудит и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 10



"Аудит и налогообложение", 2007, N 10

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

Статьей 66 НК РФ установлено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит является разновидностью отсроченных налоговых платежей и представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства.

Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором, который включает:

- имущественные обязательства сторон;

- гарантии их исполнения;

- ответственность за неисполнение финансовых и гражданско-правовых обязательств.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только организациям на срок от одного года до пяти лет. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.

Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В то же время уменьшение платежей возможно не более чем на 50% от размера налога, определенного по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите). При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, то излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. Увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой суммой кредита размера, предусмотренного договором, организация может увеличивать накопленную сумму по следующему договору.

Предоставление инвестиционного налогового кредита по уплате сбора не предусмотрено.

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков:

- соблюдения как налогового законодательства, так и конкретных условий инвестиционного договора;

- своевременной и правильной уплаты налогов в рамках инвестиционного договора;

- представления документов, подтверждающих право на данные льготы;

- объяснений представителей налогоплательщика и осуществляющих проверки (в том числе встречные) финансовых органов;

- соблюдения субъектами налогово-инвестиционных отношений требований законодательства об инвестиционном налоговом кредите.

Порядок предоставления кредита

Статья 67 НК РФ определяет конкретные элементы договора об инвестиционном налоговом кредите, что подтверждает публично-правовой имущественный характер данного договора.

В этом договоре должны быть указаны:

- суммы кредита и налога;

- срок действия договора;

- начисляемые на сумму кредита проценты;

- порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

- документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

- ответственность сторон;

- условия для предоставления кредита (не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось условием для предоставления кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи)).

Статьей 67 НК РФ определены основания, при наличии которых налогоплательщику может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В данном случае заявитель должен представить:

- документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели (договоры на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо работ, направленных на техническое перевооружение собственного производства, заключенные с соответствующими подрядными организациями; документы, свидетельствующие о создании рабочих мест для инвалидов (например, выписки из приказов о приеме последних на работу, копии их направлений (выдаваемых органами занятости) на трудоустройство, расчетные ведомости о выплате работникам-инвалидам (принятым на созданные рабочие места) зарплаты, выписки из трудовых книжек инвалидов; заключения природоохранных органов о создании в организации сооружений, внедрении технологии, исключающих загрязнение промышленными отходами окружающей среды и др.);

- документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, используемого исключительно на вышеперечисленные цели (договоры о приобретении имущества);

- бизнес-план инвестиционного проекта;

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. В этом случае заявитель представляет:

- документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на данные цели;

- бизнес-план инвестиционного проекта;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. При этом заявитель должен представить:

- документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на названные цели (например, договор (госзаказ), который организация выполняет в целях социально-экономического развития региона, сертификаты, свидетельства, справки, акты, иные документы, выданные в подтверждение того, что данная организация оказывает особо важные услуги населению);

- бизнес-план инвестиционного проекта.

Обоснование (бизнес-план) для получения инвестиционного налогового кредита по одному из оснований не может быть использовано для заключения договоров по другим основаниям.

Пунктом 2 ст. 67 НК РФ установлены возможные размеры инвестиционного налогового кредита:

1) по основаниям, указанным в пп. 1 п. 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

2) по основаниям, указанным в пп. 2 и 3 п. 1, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Основанием для заключения договора об инвестиционном налоговом кредите является решение о предоставлении организации такого кредита, которое принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со ст. 63 НК РФ. Примерная форма решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита установлена Приказом ФНС России от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо об отказе в его выдаче должно быть вынесено в течение месяца со дня подачи заявления.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите утверждается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении данного кредита. Законодательством не ограничивается количество договоров об инвестиционном налоговом кредите, которые могут заключаться организацией по различным основаниям.

Кредитный договор по своей сути является возмездным, и поэтому за пользованием кредитом устанавливается плата в виде начисляемых процентов. Согласно п. 6 ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 10%. Таким образом, процентная ставка, устанавливаемая уполномоченным органом, не может составлять менее 5% и более 7,5%.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Следует отметить, что:

- законом представительного органа власти субъекта РФ могут быть установлены иные условия и основания предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам (ст. 14 НК РФ);

- нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены иные условия и основания предоставления инвестиционного налогового кредита по местным налогам (ст. 15 НК РФ).

Такие условия могут касаться срока действия инвестиционного налогового кредита, а также процентной ставки на сумму кредита.

М.Белоусова

Юрист

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

28.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Кассовые операции индивидуальных предпринимателей ("Аудит и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 10 >
Статья: Инвестиционный налоговый кредит ("Аудит и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.