Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Создание особых экономических зон ("Аудит и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 10



"Аудит и налогообложение", 2007, N 10

СОЗДАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Условия создания особых экономических зон

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках, территории которых имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 квадратных километров.

Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трех квадратных километров.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ.

Статьей 4 Закона N 116-ФЗ установлено ограничение расположения промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон. Такие зоны могут быть расположены только на территории одного муниципального образования. Кроме того, они не должны полностью занимать территорию какого-либо административно-территориального образования. Не допускается размещение в этих зонах объектов жилищного фонда.

Общими ограничениями для всех типов особых экономических зон является запрещение осуществления следующих видов деятельности:

1) разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча (за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, а также их добычи) и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст;

2) переработка полезных ископаемых (за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов) и лома цветных и черных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Законом N 116-ФЗ особо оговорено, что указанный перечень видов деятельности не является исчерпывающим и может дополняться иными видами деятельности по решению Правительства РФ.

В ст. 5 Закона N 116-ФЗ указаны дополнительные условия создания особых экономических зон, касающиеся земельных участков, на которых планируется разместить особую экономическую зону.

Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

При этом в муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Кроме того, по общему правилу земельные участки под особые экономические зоны не должны находиться во владении граждан или юридических лиц.

На основании ч. 2 - 6 ст. 5 Закона N 116-ФЗ:

1) на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны

- земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты;

- на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

2) на момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны

- земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций;

- на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций;

3) на момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны

- земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий;

- на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.

Создание и прекращение существования

особых экономических зон

Создание особой экономической зоны осуществляется на конкурсной основе по решению Правительства РФ. Порядок проведения конкурса установлен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон".

Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564 "Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны" (далее - Постановление N 564).

Создание особых экономических зон одного типа также осуществляется на основе конкурсного отбора.

Для участия в конкурсе претендент представляет следующие документы:

- сопроводительное письмо к заявке (форма сопроводительного письма приведена в Приложении N 1 к Постановлению N 564);

- заявку;

- сопроводительные документы.

В обязательном порядке заявка должна содержать:

- технико-экономическое обоснование создания особой экономической зоны;

- характеристику социально-экономического положения субъекта РФ, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;

- характеристику социально-экономического положения муниципального образования, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;

- стратегию социально-экономического развития субъекта РФ с указанием планируемого вклада предполагаемой к созданию особой экономической зоны в реализацию данной стратегии;

- перечень потенциальных резидентов особой экономической зоны, их краткую характеристику, а также направления их деятельности;

- сведения о трудовых ресурсах субъекта РФ и муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны, и возможности их привлечения;

- расчеты предполагаемых расходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

- перечень объектов инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур, строительство которых предполагается в рамках создания особой экономической зоны;

- ориентировочные показатели по суммарным объемам электроэнергии, тепловой энергии и энергоресурсов, потребление которых предполагается на объектах особой экономической зоны;

- ориентировочные показатели по суммарным объемам коммуникационно-информационных нагрузок, потребление которых предполагается на объектах особой экономической зоны;

- финансово-экономическое обоснование создания объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктур особой экономической зоны и сроков создания указанных объектов;

- перечень сопроводительных документов.

Заявка на создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа кроме указанных сведений должна содержать сведения о наличии на территории предполагаемой особой экономической зоны образовательных и (или) научных организаций.

Заявка на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа также должна содержать:

- сведения о состоянии объектов туристской и курортной инфраструктур и перспективы их развития;

- сведения о характеристике туристско-рекреационного потенциала территории особой экономической зоны;

- оценку экологического состояния территории и оценку воздействия на окружающую среду особой экономической зоны;

- сведения о динамике международных и внутренних туристских потоков (существующее состояние и прогнозная оценка на перспективу).

К заявке в обязательном порядке должны быть приложены следующие сопроводительные документы:

- документ, определяющий орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный для осуществления взаимодействия с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, и копии его правоустанавливающих документов;

- документы, подтверждающие права собственности на земельные участки, на которых планируется создание особой экономической зоны (выписки из Единого государственного реестра земель, в том числе в виде кадастровых карт (планов) земельных участков);

- документы, подтверждающие права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, на которых планируется создание особой экономической зоны;

- правоустанавливающие документы юридических лиц, в случае если земельные участки, на которых планируется создание особой экономической зоны, и (или) расположенные на них объекты недвижимости находятся в их владении и (или) пользовании;

- документы территориального планирования субъекта РФ и муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы этих документов;

- картографические материалы, характеризующие положение земельных участков, на которых планируется создание особой экономической зоны, в масштабе 1:20 000 и 1:100 000;

- документ, подтверждающий согласие органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления обеспечить выполнение обязательств по созданию и функционированию определенного типа особой экономической зоны с указанием объемов предполагаемых расходов бюджета субъекта РФ и местного бюджета, связанных с созданием и функционированием такой зоны;

- паспорт участка, на котором предполагается создание особой экономической зоны, заполняемый по форме согласно Приложению N 2 к Постановлению N 564;

- проект соглашения о создании особой экономической зоны между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, согласованный исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования соответствующего субъекта РФ.

Кроме того, к заявке могут быть приложены и иные документы, подтверждающие и (или) обосновывающие положения заявки на создание особой экономической зоны

Как уже было отмечено, отбор заявок на создание особой экономической зоны происходит на конкурсной основе. Организатором конкурса выступает Министерство экономического развития и торговли РФ. Отбор заявок осуществляет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, которое находится в ведении данного министерства (Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами").

В компетенцию организатора конкурса входит:

- утверждение состава комиссий;

- подготовка и публикация информационных сообщений о проведении конкурса и его итогах;

- утверждение протоколов комиссий об итогах приема заявок, определении участников конкурса и о его результатах;

- представление в Правительство РФ на основе результатов конкурса предложений о создании особых экономических зон с приложением соответствующих проектов постановлений Правительства РФ.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами:

- готовит предложения по составу комиссии;

- ведет учет заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты времени подачи документов;

- проверяет правильность оформления документов, прилагаемых к заявкам;

- по окончании срока приема заявок представляет в комиссии сведения, касающиеся заявок.

Критерии, учитываемые при принятии решения о создании

особой экономической зоны

Для оценки целесообразности и эффективности создания промышленно-производственной особой экономической зоны учитываются следующие критерии:

- уровень финансово-экономического состояния субъекта РФ и муниципального образования;

- обеспеченность территории особой экономической зоны объектами инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур;

- предполагаемые показатели развития инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур особой экономической зоны и оценка стоимости затрат на их развитие;

- предполагаемая обеспеченность резидентов особой экономической зоны ресурсами;

- оценка количества вновь создаваемых рабочих мест;

- опыт реализации на территории муниципального образования крупных инвестиционных проектов с участием отечественных и зарубежных инвесторов;

- планируемые объемы инвестиций на территории особой экономической зоны;

- технико-экономические показатели инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории особой экономической зоны;

- объемы и доли расходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и иных источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

- предполагаемый размер дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

- прочие критерии, устанавливаемые в конкурсной документации.

Для оценки целесообразности и эффективности создания технико-внедренческой особой экономической зоны учитываются такие критерии:

- уровень финансово-экономического состояния субъекта РФ и муниципального образования;

- обеспеченность особой экономической зоны объектами инфраструктуры;

- предполагаемые показатели развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иных инфраструктур особой экономической зоны и оценка стоимости затрат на их развитие;

- технико-экономические показатели инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории особой экономической зоны;

- степень актуальности и инновационной привлекательности научных исследований и разработок;

- оценка обоснованности развития предполагаемых технологий и продукции по сравнению с зарубежными аналогами;

- уровень развития на территории предполагаемой особой экономической зоны учреждений высшего профессионального образования и (или) научных организаций, ведущих научные исследования и разработки по профилю технико-внедренческой зоны;

- объемы и доли расходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и иных источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

- предполагаемый размер дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

- прочие критерии, устанавливаемые в конкурсной документации.

Критерии для оценки целесообразности и эффективности создания туристско-рекреационной особой экономической зоны:

- обеспеченность территории особой экономической зоны объектами инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур (включая объекты туристской и курортной инфраструктур) и их фактическое состояние;

- предполагаемые показатели развития инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур особой экономической зоны и оценка стоимости затрат на их развитие;

- оценка количества вновь создаваемых рабочих мест;

- прогнозируемая величина туристского потока в особую экономическую зону;

- оценка экологического состояния территории и оценка воздействия на окружающую среду особой экономической зоны;

- планируемые объемы внебюджетных инвестиций в развитие туристской и курортной инфраструктур особой экономической зоны;

- характеристика туристско-рекреационного потенциала территории особой экономической зоны, наличие сложившейся туристско-рекреационной специализации территории субъекта РФ;

- объемы и доли расходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и иных источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

- предполагаемый размер дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

- прочие критерии, устанавливаемые в конкурсной документации.

Перечень критериев по каждому конкурсу, их коэффициенты для расчета совокупной взвешенной оценки заявки и методика оценки заявок разрабатываются Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, утверждаются организатором конкурса и включаются в конкурсную документацию.

Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения (вынесения постановления) о создании особой экономической зоны заключают соглашение, в котором устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета;

2) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

3) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

4) права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;

5) порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;

6) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;

7) обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;

8) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

9) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;

10) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;

11) иные условия, предусмотренные Законом N 116-ФЗ.

Объекты инфраструктуры особой экономической зоны могут создаваться как за счет бюджетных средств, так и за счет иных источников.

Согласно ч. 6 ст. 6 Закона N 116-ФЗ особая экономическая зона создается на 20 лет. При этом не предусмотрена возможность продления срока существования особой экономической зоны.

В то же время Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" установлено, что данная особая экономическая зона действует до 31 декабря 2014 г.

Срок действия особой экономической зоны в Калининградской области, созданной на основании Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", составляет 25 лет.

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны, согласно ч. 7 ст. 6 Закона N 116-ФЗ, возможно в следующих случаях:

1) если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) если в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) если в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством РФ.

В настоящее время особыми экономическими зонами России являются:

Промышленно-производственные особые экономические зоны

- Елабужский район Республики Татарстан (Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 784);

- Грязинский район Липецкой области (Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 782).

Технико-внедренческие особые экономические зоны

- г. Томск (Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 783);

- г. Дубна Московской области (Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 781);

- г. Санкт-Петербург (Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 780);

- г. Москва (Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 779).

Туристско-рекреационные особые экономические зоны

- Зеленоградский район Калининградской области (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 73);

- Иркутское районное муниципальное образование Иркутской области (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 72);

- Ставропольский край (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 71);

- Краснодарский край (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 70);

- Алтайский район Алтайского края (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 69);

- муниципальное образование "Прибайкальский район" Республики Бурятия (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 68);

- муниципальные образования "Майминский район" и "Чемальский район" Республики Алтай (Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 67).

Кроме того, как отмечалось выше, действуют особые экономические зоны в Магаданской и Калининградской областях.

Таким образом, особые экономические зоны могут создаваться только по решению, принятому на федеральном уровне. Региональные власти не обладают правом создания особых экономических зон, что подтверждается Определениями Верховного Суда РФ от 24.01.2007 по делу N 16-Г06-26 и от 28.06.2006 по делу N 16-Г06-15.

Согласно ст. 40 Закона N 116-ФЗ со дня вступления в силу этого Закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается, за исключением особых экономических зон в Калининградской и Мурманской областях.

А.Базарова

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

28.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости от 27.09.2007> ("Современный бухучет", 2007, N 10) Источник публикации "Современный бухучет", 2007, N 10 >
Статья: Аренда помещений иностранными организациями ("Аудит и налогообложение", 2007, N 10) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.