Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Развитие системы денежного довольствия военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 10) Источник публикации "Ваш бюджетный учет", 2007, N 10



"Ваш бюджетный учет", 2007, N 10

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ,

ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Развитие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> осуществляется на основе единого для военной организации государства документа - Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 г., а также Плана строительства внутренних войск на период до 2010 г. В соответствии с указанными документами комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - военнослужащие), является приоритетным. В связи с этим особое внимание в условиях рыночных отношений следует уделять обеспечению всеми видами довольствия именно этой категории военнослужащих.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Далее будут именоваться: Министерство внутренних дел Российской Федерации - МВД России; внутренние войска МВД России - внутренними войсками; органы военного управления, соединения, воинские части, учреждения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - воинскими частями.

Денежное довольствие личного состава

Своевременное и полное удовлетворение личного состава положенными видами довольствия и выплатами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России является одной из главных задач финансового обеспечения строительства внутренних войск. Среди видов довольствия одним из основных является денежное. В условиях рыночных отношений и замены натуральных льгот денежными выплатами оно служит главным источником материального обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Принципы построения денежного довольствия военнослужащих взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Современная система денежного довольствия военнослужащих состоит из следующих элементов <2>:

- месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности);

- месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию);

- месячных и дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. ст. 12, 13.

Оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания).

Установление окладов денежного содержания

Основами, едиными для всех "силовых" структур, в том числе внутренних войск, для установления окладов денежного содержания являются:

- размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих должны быть не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти;

- основные типовые воинские должности и воинские звания военнослужащих должны соответствовать государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, утверждаемым Президентом Российской Федерации;

- размеры окладов по типовым воинским должностям, окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- размеры окладов по нетиповым воинским должностям устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации применительно к окладам по типовым воинским должностям;

- размеры денежного довольствия военнослужащих при повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих повышаются (индексируются) одновременно и в той же пропорции.

Дополнительные выплаты

Большое значение в системе денежного довольствия в настоящее время имеют дополнительные выплаты. Они устанавливаются в зависимости от различных условий и специфики прохождения военной службы, уровня квалификации, сложности выполняемых задач, уровня ответственности отдельных категорий военнослужащих, если это не учтено при установлении окладов денежного содержания. Количество дополнительных выплат в настоящее время растет и насчитывает более 30 видов. А их удельный вес в современной структуре денежного довольствия военнослужащих составляет более 60%.

Дополнительные выплаты можно классифицировать по двум основным признакам:

- по целевому предназначению;

- по периодичности выплаты.

По целевому предназначению дополнительные выплаты можно разделить на следующие группы.

Стимулирующие продолжительность военной службы и военной службы на отдельных воинских должностях.

Дополнительные выплаты денежного довольствия, относящиеся к этой группе, такие как процентная надбавка за выслугу лет, надбавка за непрерывную шифровальную работу, денежное вознаграждение за длительную непрерывную службу на кораблях и другие, предназначены для того, чтобы материально заинтересовать военнослужащих в длительности их службы во внутренних войсках либо на конкретных воинских должностях.

Выплачиваемые за особые условия службы.

Некоторые категории военнослужащих проходят службу в воинских частях, на отдельных должностях и в ряде местностей в условиях, отличающихся от обычных. Поскольку эти отличия, с точки зрения затрат труда, являются существенными, они находят отражение в денежном довольствии в виде ряда надбавок и вознаграждений. Например, таких, как надбавки за особые условия службы, процентная надбавка за службу в отдаленных местностях, морское денежное довольствие и некоторые другие.

Стимулирующие более квалифицированный труд (повышение квалификации).

Военнослужащим, занимающим одинаковые воинские должности, но труд которых является более квалифицированным, более качественным, устанавливаются выплаты денежного вознаграждения за классную квалификацию (квалификационную категорию).

Выплачиваемые за выполнение дополнительных обязанностей.

При возложении на военнослужащих дополнительных обязанностей, не связанных с выполнением обязанностей по их основным должностям или хотя и связанных с исполняемыми должностями, но носящих особый характер, и не учтенных в окладах денежного содержания, им производятся дополнительные выплаты, например денежное вознаграждение за несение службы в караулах.

Для поощрения высоких достижений в служебно-боевой деятельности.

Дополнительные выплаты этой группы устанавливаются с целью стимулирования личных достижений военнослужащих в служебной деятельности, их безупречной службы и дисциплинированности. К ним относятся: единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей, денежное вознаграждение за окончание военно-учебных заведений, премии личному составу, в том числе в авиации, за высокое качество боевой подготовки и полетов без катастроф и аварий и др.

Носящие компенсационный характер.

Дополнительные выплаты этой группы предназначены для компенсации отдельных натуральных видов довольствия или каких-то не реализованных ранее прав военнослужащих либо изменений, связанных с прохождением военной службы. К ним относятся: денежная компенсация за дополнительные сутки отдыха, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и др.

По периодичности выплаты дополнительные выплаты денежного довольствия можно подразделить на месячные и иные.

Месячные дополнительные выплаты денежного довольствия - это ежемесячно производимые выплаты, право на которые возникает при наступлении определенных условий и длится весь период действия этих условий.

К этой группе выплат можно отнести следующие основные дополнительные выплаты:

- процентную надбавку за выслугу лет;

- процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

- процентную надбавку за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;

- ежемесячное денежное поощрение;

- ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы;

- ежемесячную надбавку за командование воинскими подразделениями и воинскими частями;

- ежемесячную надбавку за работу с личным составом воинских подразделений и воинских частей;

- ежемесячную надбавку военнослужащим, имеющим высшее юридическое образование и занимающим воинские должности юридической специальности;

- надбавку за особые условия боевой подготовки;

- надбавку за особые условия службы;

- надбавку за особые условия службы военнослужащим военно-медицинских частей, учреждений и подразделений;

- надбавку за особые условия службы военнослужащим, занятым поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах), и денежное вознаграждение за каждый обнаруженный и (или) обезвреженный (уничтоженный) взрывоопасный предмет;

- денежное вознаграждение за классную квалификацию (квалификационную категорию);

- денежное вознаграждение за особые условия службы военнослужащим, несущим боевую (караульную) службу;

- премию за образцовое выполнение воинского долга;

- морское денежное довольствие;

- районный коэффициент за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, отдаленных местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (в том числе в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях);

- процентную надбавку за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Иные дополнительные выплаты денежного довольствия носят разовый характер и выплачиваются по результатам выполнения обязанностей военной службы за период более чем месяц и при наступлении определенных обстоятельств. Они могут быть разделены на две группы - ежегодные и единовременные.

К основным ежегодным дополнительным выплатам денежного довольствия можно отнести:

- материальную помощь в размере двух окладов денежного содержания в год;

- единовременное денежное вознаграждение за образцовое исполнение должностных обязанностей.

К основным единовременным дополнительным выплатам денежного довольствия можно отнести:

- пособие при заключении контракта;

- денежное поощрение при награждении государственными наградами и при присвоении почетных званий;

- премии и награды в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации;

- разовую материальную помощь.

Дополнительные выплаты денежного довольствия, производимые во внутренних войсках, в зависимости от базы расчета разделяются на:

- рассчитываемые от всей начисленной суммы денежного довольствия (районный коэффициент и процентная надбавка за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

- рассчитываемые от оклада денежного содержания (процентная надбавка за выслугу лет; премия за образцовое выполнение воинского долга; материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания в год; единовременное денежное вознаграждение за образцовое исполнение должностных обязанностей; пособие при заключении контракта; денежное поощрение при награждении государственными наградами и при присвоении почетных званий и др.);

- рассчитываемые от оклада по воинской должности (процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; надбавки за особые условия службы; денежное вознаграждение за классную квалификацию (квалификационную категорию) и др.);

- рассчитываемые от оклада по первичной офицерской воинской должности (денежные вознаграждения за совершенные прыжки с парашютом; денежное вознаграждение за водолазные работы; денежное вознаграждение за каждый обнаруженный и (или) обезвреженный (уничтоженный) взрывоопасный предмет и др.);

- устанавливаемые в фиксированных суммах (надбавка за особые условия боевой подготовки; ежемесячная надбавка за командование воинскими подразделениями и воинскими частями; ежемесячная надбавка за работу с личным составом воинских подразделений и воинских частей и др.).

В зависимости от порядка расчета дополнительные выплаты денежного довольствия, производимые во внутренних войсках, можно разделить на:

- рассчитываемые в процентах (процентная надбавка за выслугу лет; премия за образцовое выполнение воинского долга; процентные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; надбавки за особые условия службы; денежное вознаграждение за классную квалификацию (квалификационную категорию) и др.);

- рассчитываемые в зависимости от установленных коэффициентов (районный коэффициент; ежемесячное денежное поощрение военнослужащим центрального аппарата и др.);

- рассчитываемые в количестве окладов денежного содержания (материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания в год; единовременное денежное вознаграждение за образцовое исполнение должностных обязанностей; пособие при заключении контракта; денежное поощрение при награждении государственными наградами и при присвоении почетных званий; ежемесячное денежное поощрение и др.);

- устанавливаемые в фиксированных суммах (надбавка за особые условия боевой подготовки; ежемесячная надбавка за командование воинскими подразделениями и воинскими частями; ежемесячная надбавка за работу с личным составом воинских подразделений и воинских частей и др.).

Реформирование системы денежного довольствия

На основе вышеприведенных классификаций системы денежного довольствия в различных разрезах авторы полагают, что такое разнообразие подходов к оплате воинского труда засоряет систему и усложняет выполнение ею своих функций. Необходимость оптимизации денежного довольствия в настоящее время более чем актуальна, и эти процессы инициируются как "снизу", так и "сверху" <3>. На современном этапе строительства внутренних войск осуществление реформирования системы денежного довольствия, по мнению авторов, возможно по трем основным направлениям:

- увеличение размеров денежного довольствия военнослужащих;

- совершенствование нормативного правового регулирования системы денежного довольствия;

- оптимизация существующей системы стимулирования воинского труда.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 3.5-25/209; Обращение Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2007 г. N А21-951; Поручение Аппарата Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2007 г. N П4-11488.

Первое направление реформирования системы денежного довольствия должно реализовываться путем поэтапного увеличения размеров окладов денежного содержания военнослужащих и, как следствие, в целом денежного довольствия. В настоящее время это направление развивается в соответствии с основными положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 г. в части реального повышения денежного довольствия военнослужащих в течение трех лет не менее чем в 1,5 раза и разработанным на этой основе перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007 - 2009 г. г., утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 1860-р, в соответствии с которым размеры окладов денежного содержания увеличены с 1 января 2007 г. на 10% и подлежат увеличению в декабре 2007 г. на 15%, с 1 декабря 2008 г. - на 15% при уровне инфляции в 2006 г. - 9,0% <4>, в 2007 г. - 6,5 - 8,0% <5>, в 2008 г. - 7% <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".

<5> Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год".

<6> Уточненный Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007 - 2009 гг.

В результате указанных индексаций к концу 2008 г. номинальные размеры денежного довольствия по сравнению с концом 2005 г. повысятся в 1,74 раза. Вместе с тем, учитывая сложившийся и прогнозируемый уровень инфляции, реальные доходы военнослужащих возрастут за этот период всего в 1,4 раза (таблица 1), что требует проведения в течение 2007 г. дополнительной индексации окладов денежного содержания как минимум 10%.

Таблица 1

Анализ динамики реального роста доходов военнослужащих

в результате индексации денежного довольствия в 2006 - 2008 гг.

(в процентах)

     
   ———————————————————————————T———————T———————T———————T—————————————¬
   |         Параметры        |2006 г.|2007 г.|2008 г.|    Итого    |
   |                          |       |       |       |   к началу  |
   |                          |       |       |       |   2009 г.   |
   +——————————————————————————+———————+———————+———————+—————————————+
   |Повышение денежного       | 115,0 | 131,6 | 115,0 |    174,0    |
   |довольствия               |       |       |       |             |
   +——————————————————————————+———————+———————+———————+—————————————+
   |Годовой уровень инфляции  |   9,0 |   7,25|   7,0 |    125,0    |
   +——————————————————————————+———————+———————+———————+—————————————+
   |Реальный рост доходов     | 106,0 | 123,0 | 107,0 |    139,0    |
   |военнослужащих            |       |       |       |             |
   L——————————————————————————+———————+———————+———————+——————————————
   

Вместе с тем авторы считают ошибочным и пагубным для престижа военной службы проводимый в настоящее время курс на повышение денежного довольствия путем установления новых дополнительных видов денежного довольствия или увеличения размеров существующих. Так, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы за последние годы возросла с 25 до 120% оклада по воинской должности, процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - на 5 - 50%. Появились новые виды дополнительных выплат: ежемесячное денежное поощрение, надбавки за особые условия боевой подготовки для воинских частей постоянной готовности и "горных" воинских частей, ежемесячная надбавка за командование воинскими подразделениями и воинскими частями, ежемесячная надбавка за работу с личным составом воинских подразделений и воинских частей, ежемесячное денежное поощрение и др. Рост удельного веса дополнительных выплат в структуре денежного довольствия не обеспечивает стабильности в выполнении денежным довольствием своих функций и, как следствие, негативно сказывается на социальном положении военнослужащих, находящихся в различных случаях служебного положения, а также военных пенсионеров.

Следующее направление реформирования существующей системы денежного довольствия во внутренних войсках основывается на необходимости построения отлаженной и стройной системы нормативных правовых актов, регламентирующих денежное довольствие военнослужащих. В настоящее время оно реализуется в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающим единство правовых и методологических основ системы денежного довольствия военнослужащих различных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия.

Нормативные правовые акты многоуровневой системы нормативного правового регулирования денежного довольствия военнослужащих внутренних войск имеют определенные недостатки, усложняющие систему денежного довольствия. Нормативные правовые акты, устанавливающие различные дополнительные выплаты, не имеют единой структуры, не всегда исчерпывающе определяют порядок выплаты в различных случаях служебного положения, что приводит к неоднозначности толкования и применения норм денежного довольствия. Кроме того, в условиях стремления к достижению "прозрачности" бюджетных расходов и выделения бюджетных ассигнований строго по нормам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, не остается места для дополнительных выплат, устанавливаемых Министром. В настоящее время во внутренних войсках производится более 10 выплат, установленных правами Министра, на сумму 200 млн руб./год, не обеспеченную бюджетным финансированием.

По мнению авторов, реформирование существующей системы денежного довольствия во внутренних войсках по этому направлению может осуществляться путем:

- установления единой структуры написания нормативных правовых актов по вопросам выплат денежного довольствия;

- определения в нормативных правовых актах исчерпывающего порядка выплаты того или иного вида денежного довольствия;

- объединения многочисленных видов денежного довольствия военнослужащих, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации различных уровней, в единый нормативный правовой акт Российской Федерации;

- установления всех выплат денежного довольствия только нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты по этим вопросам не издавать;

- определения нормативными правовыми актами соответствующих уровней по поручению высших уровней порядка осуществления отдельных выплат в различных случаях, порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием, а также установления ими окладов по нетиповым воинским должностям.

Еще одно направление реформирования системы денежного довольствия - оптимизация существующей системы стимулирования воинского труда. Проведенный выше анализ системы денежного довольствия выявил в ней ряд слабых мест.

Сложившийся и законодательно закрепленный порядок установления окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, по мнению авторов, в целом не требует внесения изменений. Однако для поднятия значимости окладов по воинским званиям необходимо вернуться к ранее действовавшей норме, устанавливавшей размер этого оклада не менее половины размера оклада по воинской должности. Ведь оклад по воинскому званию по своей природе является мощным, универсальным материальным фактором, стимулирующим продолжительность военной службы, постоянный профессиональный рост и высокое качество выполнения служебных обязанностей. В настоящее время соотношение названных окладов составляет в среднем 1 : 2,5.

Кроме того, необходимо увеличить удельный вес окладов денежного содержания в структуре денежного довольствия до 60 - 70% для поднятия значимости основных составляющих системы оплаты воинского труда - окладов по воинской должности и окладов по воинским званиям. Это можно произвести путем включения в соответствующие оклады таких дополнительных выплат, производимых всем военнослужащим, как ежемесячное денежное поощрение (в размере одного оклада по воинской должности), ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (в размере 50% от оклада по воинской должности) и др. Однако такой путь в настоящее время не поддерживается Минфином России, так как он напрямую связан с увеличением расходов на выплату пенсий военным пенсионерам.

Значительным стимулирующим фактором может служить установление оптимального соотношения между окладом по воинской должности контрактника-рядового и заместителя министра (руководителя службы, агентства), а также "шага" между окладами в пределах этого соотношения. Представляется целесообразным предусмотреть неравномерность "шагов", увеличив их применительно к ключевым воинским должностям.

Действующая система повышений (увеличений) окладов по воинским должностям не способствует упрощению денежного довольствия. В ходе оптимизации системы денежного довольствия возможно предусмотреть отказ от применения повышений (увеличений) и установление в связи с этим более высоких окладов по соответствующим воинским должностям.

Реформирование дополнительных выплат денежного довольствия должно позволить выработать такую систему материального стимулирования военнослужащих, которая учитывала бы все особенности прохождения военной службы исходя из стоящих служебно-боевых задач в зависимости от напряженности военной службы, добросовестного исполнения должностных обязанностей, профессионализма военнослужащих и других условий. В ходе оптимизации существующей структуры дополнительных выплат за основу целесообразно принять принцип их объединения и укрупнения.

Многочисленные дополнительные выплаты, имеющие одинаковое целевое предназначение и однотипную базу для расчета, могут быть объединены в одну дифференцированную по размерам выплату. Так, например, премию за образцовое выполнение воинского долга, надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, материальную помощь в размере двух окладов денежного содержания в год (1/12 в месяц) и единовременное денежное вознаграждение за образцовое исполнение должностных обязанностей (1/12 в месяц) можно объединить в одну выплату - ежемесячную премию, установив для нее нижний (гарантированный к выплате) и верхний предел. А для определения ее конкретного размера применить совокупность условий, предусмотренных для каждой из вышеперечисленных выплат. Таким же образом могут быть объединены в соответствующие единые выплаты группа надбавок за особые условия военной службы, группа процентных надбавок за секретность, группа ежемесячных денежных поощрений и др.

По мнению авторов, следует унифицировать применяемые в настоящее время базы расчета различных дополнительных выплат денежного довольствия. Так, расчетную базу для исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оставить без изменений, то есть - начисленную сумму денежного довольствия. Основные дополнительные выплаты предлагается рассчитывать от окладов денежного содержания. При переводе на эту базу расчета выплат, исчислявшихся от оклада по воинской должности, при необходимости можно произвести соответствующее увеличению суммы базы расчета уменьшение размера выплаты. При этом сохранить, в первую очередь для обеспечения единства норм оплаты за отдельные выполненные задания военнослужащими по контракту и по призыву, в качестве расчетной базы для некоторых разовых дополнительных выплат оклад по первичной офицерской воинской должности. По однозначному мнению авторов, установление надбавок в фиксированных суммах неприемлемо. Это связано с отсутствием механизма их индексации в ходе повышения размеров денежного довольствия и применительно к уровню инфляции, что с течением времени ведет к их "обесцениванию". Надбавки, установленные в фиксированных суммах, следует перевести на исчисление от окладов по первичной офицерской воинской должности.

Вышеприведенный анализ различных способов расчета дополнительных выплат денежного довольствия, в процентах, с применением коэффициентов, в окладах денежного содержания, в фиксированных суммах - показывает, что необходимо установить единый порядок. Так как наиболее распространенный и понятный способ расчета - в процентах. По мнению авторов, следует применить его для установления и исчисления всех дополнительных выплат. Этот порядок не потребует принципиальных изменений в расчетах, упростит применение для расчетов вычислительной техники и программного обеспечения, а также позволит однозначно, с единых позиций толковать размеры выплат и обеспечить их соответствующее повышение при проведении индексаций.

Вышеизложенные предложения по основным направлениям реформирования системы денежного довольствия в обобщенном виде изложены в таблице 2.

Таблица 2

Предлагаемая структура системы

денежного довольствия военнослужащих

     
   ————T———————————————————————T———————————————————————T———————————————————————¬
   | N |  Наименование выплаты |    Порядок расчета    | Оптимизированные виды |
   |п/п|                       |                       | денежного довольствия |
   |   |                       |                       |     военнослужащих    |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 1 |           2           |           3           |           4           |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   |                       Оклады денежного содержания                         |
   +———T———————————————————————T———————————————————————T———————————————————————+
   | 1 |Оклад по воинскому     |Устанавливается        |В размере — не менее   |
   |   |званию                 |нормативными правовыми |50% от оклада по       |
   |   |                       |актами в зависимости   |воинской должности     |
   |   |                       |от присвоенного        |                       |
   |   |                       |воинского звания       |                       |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 2 |Оклад по воинской      |Устанавливается        |На основе единой       |
   |   |должности              |нормативными правовыми |тарифной сетки         |
   |   |                       |актами в зависимости   |с установлением        |
   |   |                       |от занимаемой воинской |оптимального "шага"    |
   |   |                       |должности на основе    |между окладами         |
   |   |                       |установленной для      |                       |
   |   |                       |внутренних войск единой|                       |
   |   |                       |тарифной сетки         |                       |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 3 |Повышение (увеличение) |Устанавливается        |На последующих этапах  |
   |   |окладов по воинской    |отдельными нормативными|оптимизации подлежит   |
   |   |должности              |правовыми актами       |учету при установлении |
   |   |                       |Российской Федерации   |размера оклада по      |
   |   |                       |                       |воинской должности     |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   |                    Ежемесячные дополнительные выплаты                     |
   +———T———————————————————————T———————————————————————T———————————————————————+
   | 1 |Процентная надбавка    |В процентах от оклада  |На последующих этапах  |
   |   |за выслугу лет         |денежного содержания   |оптимизации подлежит   |
   |   |                       |                       |увеличению в связи с   |
   |   |                       |                       |включением в нее других|
   |   |                       |                       |дополнительных выплат, |
   |   |                       |                       |стимулирующих          |
   |   |                       |                       |продолжительность      |
   |   |                       |                       |военной службы         |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 2 |Ежемесячная премия     |В процентах от оклада  |Премия за образцовое   |
   |   |                       |денежного содержания   |выполнение воинского   |
   |   |                       |                       |долга;                 |
   |   |                       |                       |надбавка за сложность, |
   |   |                       |                       |напряженность          |
   |   |                       |                       |и специальный режим    |
   |   |                       |                       |военной службы;        |
   |   |                       |                       |материальная помощь    |
   |   |                       |                       |в размере второго      |
   |   |                       |                       |денежного содержания   |
   |   |                       |                       |в год (1/12 в месяц);  |
   |   |                       |                       |единовременное денежное|
   |   |                       |                       |вознаграждение         |
   |   |                       |                       |за образцовое          |
   |   |                       |                       |исполнение должностных |
   |   |                       |                       |обязанностей (1/12     |
   |   |                       |                       |в месяц)               |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 3 |Ежемесячное денежное   |В процентах от оклада  |Ежемесячное денежное   |
   |   |поощрение              |по воинской должности  |поощрение (по Указу    |
   |   |                       |(на последующих этапах |Президента РФ от       |
   |   |                       |оптимизации — от оклада|18 февраля 2005 г.     |
   |   |                       |денежного содержания)  |N 177);                |
   |   |                       |                       |ежемесячное денежное   |
   |   |                       |                       |поощрение (по Указу    |
   |   |                       |                       |Президента РФ от       |
   |   |                       |                       |30 сентября 2004 г.    |
   |   |                       |                       |N 1258).               |
   |   |                       |                       |На последующих этапах  |
   |   |                       |                       |оптимизации подлежит   |
   |   |                       |                       |включению в ежемесячную|
   |   |                       |                       |премию                 |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 4 |Надбавка за особые     |В процентах от оклада  |Надбавки за особые     |
   |   |условия военной службы |по воинской должности  |условия службы;        |
   |   |                       |в зависимости          |надбавки за особые     |
   |   |                       |от условий прохождения |условия службы         |
   |   |                       |службы (на последующих |военнослужащим военно— |
   |   |                       |этапах оптимизации —   |медицинских частей,    |
   |   |                       |от оклада денежного    |учреждений             |
   |   |                       |содержания)            |и подразделений;       |
   |   |                       |                       |надбавка за особые     |
   |   |                       |                       |условия службы         |
   |   |                       |                       |военнослужащим, занятым|
   |   |                       |                       |поиском и (или)        |
   |   |                       |                       |обезвреживанием        |
   |   |                       |                       |(уничтожением)         |
   |   |                       |                       |взрывоопасных предметов|
   |   |                       |                       |на местности (объектах)|
   |   |                       |                       |и денежное             |
   |   |                       |                       |вознаграждение за      |
   |   |                       |                       |каждый обнаруженный    |
   |   |                       |                       |и (или) обезвреженный  |
   |   |                       |                       |(уничтоженный)         |
   |   |                       |                       |взрывоопасный предмет; |
   |   |                       |                       |надбавка за особые     |
   |   |                       |                       |условия боевой         |
   |   |                       |                       |подготовки (в          |
   |   |                       |                       |соединениях и воинских |
   |   |                       |                       |частях постоянной      |
   |   |                       |                       |готовности);           |
   |   |                       |                       |надбавка за особые     |
   |   |                       |                       |условия боевой         |
   |   |                       |                       |подготовки (в "горных" |
   |   |                       |                       |воинских частях);      |
   |   |                       |                       |ежемесячная надбавка за|
   |   |                       |                       |командование воинскими |
   |   |                       |                       |подразделениями и      |
   |   |                       |                       |воинскими частями;     |
   |   |                       |                       |ежемесячная надбавка   |
   |   |                       |                       |за работу с личным     |
   |   |                       |                       |составом воинских      |
   |   |                       |                       |подразделений          |
   |   |                       |                       |и воинских частей;     |
   |   |                       |                       |ежемесячная надбавка   |
   |   |                       |                       |военнослужащим, имеющим|
   |   |                       |                       |высшее юридическое     |
   |   |                       |                       |образование и          |
   |   |                       |                       |занимающим воинские    |
   |   |                       |                       |должности юридической  |
   |   |                       |                       |специальности          |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 5 |Процентные надбавки    |В процентах от оклада  |Процентная надбавка за |
   |   |за секретность         |по воинской должности  |работу со сведениями,  |
   |   |                       |(на последующих этапах |составляющими          |
   |   |                       |оптимизации — от оклада|государственную тайну; |
   |   |                       |денежного содержания)  |процентная надбавка    |
   |   |                       |                       |за стаж работы         |
   |   |                       |                       |в структурных          |
   |   |                       |                       |подразделениях по      |
   |   |                       |                       |защите государственной |
   |   |                       |                       |тайны;                 |
   |   |                       |                       |процентная надбавка    |
   |   |                       |                       |за стаж непрерывной    |
   |   |                       |                       |шифровальной работы    |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 6 |Денежное вознаграждение|В процентах от оклада  |Денежное вознаграждение|
   |   |за классную            |по воинской должности  |за классную            |
   |   |квалификацию           |(на последующих этапах |квалификацию;          |
   |   |                       |оптимизации — от оклада|дополнительная выплата |
   |   |                       |денежного содержания)  |за квалификационную    |
   |   |                       |                       |категорию              |
   |   |                       |                       |военнослужащим по      |
   |   |                       |                       |контракту на должностях|
   |   |                       |                       |медицинских            |
   |   |                       |                       |специалистов           |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 7 |Коэффициенты и         |В процентах от         |                       |
   |   |процентные надбавки    |денежного довольствия  |                       |
   |   |за службу в районах    |                       |                       |
   |   |Крайнего Севера,       |                       |                       |
   |   |приравненным к ним     |                       |                       |
   |   |местностях и других    |                       |                       |
   |   |местностях             |                       |                       |
   |   |с неблагоприятными     |                       |                       |
   |   |климатическими         |                       |                       |
   |   |и экологическими       |                       |                       |
   |   |условиями, в том числе |                       |                       |
   |   |отдаленных             |                       |                       |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   |                  Единовременные дополнительные выплаты                    |
   +———T———————————————————————T———————————————————————T———————————————————————+
   | 1 |Единовременные выплаты,|В размерах,            |Подлежат включению     |
   |   |размеры которых        |установленных          |в единый нормативный   |
   |   |установлены            |соответствующими       |правовой акт Российской|
   |   |нормативными правовыми |нормативными правовыми |Федерации по вопросам  |
   |   |актами Российской      |актами (на последующих |денежного довольствия  |
   |   |Федерации (например,   |этапах оптимизации —   |военнослужащих         |
   |   |надбавки за ученую     |от оклада денежного    |                       |
   |   |степень, ученое звание;|содержания или оклада  |                       |
   |   |единовременное         |по первичной офицерской|                       |
   |   |поощрение при поощрении|воинской должности     |                       |
   |   |Правительством         |в процентах)           |                       |
   |   |Российской Федерации,  |                       |                       |
   |   |Президентом Российской |                       |                       |
   |   |Федерации, присвоении  |                       |                       |
   |   |почетных званий        |                       |                       |
   |   |Российской Федерации,  |                       |                       |
   |   |награждении орденами,  |                       |                       |
   |   |медалями и знаками     |                       |                       |
   |   |отличия Российской     |                       |                       |
   |   |Федерации и др.)       |                       |                       |
   +———+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
   | 2 |Единовременные выплаты,|В размерах,            |Подлежат в процессе    |
   |   |размеры которых        |установленных          |повышения (индексации) |
   |   |установлены            |соответствующими       |денежного довольствия  |
   |   |нормативными правовыми |нормативными правовыми |отмене (поглощению)    |
   |   |актами МВД России      |актами (на последующих |или установлению       |
   |   |(например, денежное    |этапах оптимизации —   |нормативными правовыми |
   |   |вознаграждение за      |от оклада денежного    |актами Российской      |
   |   |водолазные работы,     |содержания или оклада  |Федерации              |
   |   |за прыжки с парашютом, |по первичной офицерской|                       |
   |   |за обнаруженные        |воинской должности     |                       |
   |   |и обезвреженные        |в процентах)           |                       |
   |   |взрывоопасные предметы |                       |                       |
   |   |и др.)                 |                       |                       |
   L———+———————————————————————+———————————————————————+————————————————————————
   
Оптимизация оплаты воинского труда в особые периоды Рассмотрение путей реформирования системы денежного довольствия было бы неполным без рассмотрения вопросов оптимизации оплаты воинского труда в особые периоды: мобилизации, введения чрезвычайного положения, военного положения, вооруженных конфликтов, проведения контртеррористических операций, военного времени и в других. Денежное довольствие в эти периоды имеет такие существенные особенности, что оно может рассматриваться в каждом из перечисленных случаев как отдельная подсистема общей системы денежного довольствия. Так, возникновение внутреннего вооруженного конфликта в Чеченской республике потребовало создания и постоянного совершенствования новой для внутренних войск МВД Российской Федерации подсистемы денежного довольствия для материального стимулирования военнослужащих, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность в условиях внутреннего вооруженного конфликта. С началом конфликта на всех уровнях была создана система нормативных правовых актов, регламентирующих выплату денежного довольствия в этот период. Важным этапом совершенствования подсистемы явилось издание Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (соисполнителями Постановления являются авторы), которым были обобщены в одном нормативном правовом документе, рассекречены нормы и упорядочено предоставление дополнительных выплат личному составу "силовых" структур, выполняющему служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе. В настоящее время, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65, военнослужащим, выполняющим служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе, установлена стройная, понятная, полностью финансируемая и адекватная вложенному труду подсистема денежного довольствия с единым порядком исчисления в процентах: - оклад по воинской должности с повышением на 50%; - оклад по воинскому званию с повышением на 50%; - ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет исходя из повышенных на 50% окладов денежного содержания; - ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100% оклада по воинской должности с учетом повышения на 50%; - другие получаемые военнослужащим дополнительные выплаты, исчисленные исходя из окладов денежного содержания без учета повышения; - коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию (в том числе повышенному в соответствии с Постановлением) за военную службу в соответствующих районах и местностях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащим, командированным из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Представляется целесообразным издание по каждой из названных выше подсистем денежного довольствия аналогичных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и размеры основных дополнительных выплат денежного довольствия в различных случаях служебно-боевого применения войск без привязки к определенной территории или региону: - в условиях чрезвычайного положения; - в условиях внутреннего вооруженного конфликта; - в условиях проведения контртеррористической операции; - при обеспечении правопорядка и общественной безопасности на территориях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации; - за периоды участия в борьбе с терроризмом; - в иных случаях. Нормативно-правовая регламентация каждой из подсистем до наступления соответствующих событий позволит: - гарантировать военнослужащим дополнительные выплаты денежного довольствия в вышеперечисленных случаях с началом служебно-боевого применения внутренних войск и на перспективу; - взвешенно и продуманно в "мирное время" разработать и закрепить в нормативном правовом акте размеры и порядок выплаты различных видов денежного довольствия при наступлении вышеперечисленных случаев и исключить спешное издание такового нормативного правового акта в процессе наступления названных случаев. Среди основных позитивных следствий построения названных подсистем денежного довольствия можно указать: - социальную определенность военнослужащих в части выплаты им денежного довольствия в случае участия в названных мероприятиях, а также их психологическая готовность (с точки зрения предполагаемых выплат) к этому участию; - предсказуемость и прозрачность расходов бюджета на выплату денежного довольствия военнослужащим за периоды проведения названных мероприятий; - достижение однозначности толкования норм названного нормативного правового акта; - сокращение обоснованных обращений военнослужащих в судебные органы за защитой своих материальных интересов за периоды участия их в названных мероприятиях; - сокращение бюджетных расходов по решениям судебных органов в пользу военнослужащих в части дополнительных выплат денежного довольствия за периоды их участия в названных мероприятиях, а также судебных расходов. В заключение следует отметить, что проведение реформирования денежного довольствия усложняется исторически сложившимися стереотипами и подходами к его построению. По мнению авторов, выработанные направления совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих актуальны. При внедрении их в практику они позволят создать высокофункциональную, отвечающую требованиям сегодняшнего дня систему денежного довольствия и, в конечном счете, положительно повлиять на служебно-боевую деятельность внутренних войск. А.В.Чернышов Заместитель начальника отдела Департамента МВД России, государственный советник 2 класса Н.Ю.Павлушов Главный специалист МВД России, государственный советник 2 класса Подписано в печать 25.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Исполнение доходов по новому Бюджетному кодексу РФ ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 10) Источник публикации "Ваш бюджетный учет", 2007, N 10 >
Статья: НДС: отдельные рекомендации по ведению раздельного учета ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 10) Источник публикации "Ваш бюджетный учет", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.