|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...1. Правомерно ли для отнесения транспортного средства к соответствующему наименованию объекта налогообложения руководствоваться записью в строке "Категория ТС" паспорта транспортного средства? 2. Какие риски несет организация - плательщик транспортного налога вследствие исчисления налога исходя из категории ТС, указанной в паспорте? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10
Вопрос: 1. Правомерно ли для отнесения транспортного средства к соответствующему наименованию объекта налогообложения, указанному в ст. 361 НК РФ, руководствоваться записью в строке "Категория ТС" паспорта транспортного средства (см. Приложение N 2 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134; например: "Марка, модель - ГАЗ-2705, наименование (тип) - грузовой фургон цельнометаллический, категория - В")? 2. Какие риски несет организация - плательщик транспортного налога вследствие исчисления налога исходя из категории ТС, указанной в паспорте?
Ответ: Статьей 361 НК РФ установлены примерные размеры налоговых ставок транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств. В частности, выделены такие категории транспортных средств, как мотоциклы и мотороллеры, легковые и грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Налоговые ставки для данных категорий различаются. Конкретный размер ставки для различных категорий транспортных средств устанавливается законами субъектов РФ в пределах, определенных ст. 361 НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. В Налоговом кодексе РФ не перечислены критерии, исходя из которых возможно отнесение транспортных средств к той или иной категории. МНС России в п. 16 Методических рекомендаций <1> указало, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: - Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359; - Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII (далее - Конвенция). ————————————————————————————————<1> Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177. Однако ОКОФ не содержит критериев, исходя из которых возможно отнесение транспортных средств к той или иной категории для целей исчисления транспортного налога. В Приложениях 6 и 7 к Конвенции транспортные средства для целей определения права водителей на их управление разбиты на следующие категории: A) мотоциклы; B) автомобили (за исключением упомянутых в категории A), разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов) и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; C) автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг (7700 фунтов); D) автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; E) составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категории B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий либо в эти категории. Отметим, что наименование и описание категорий транспортных средств в Конвенции не совпадают с наименованиями категорий транспортных средств, указанными в ст. 361 НК РФ. Следовательно, использование описаний категорий транспортных средств, приведенных в Конвенции, для целей ст. 361 НК РФ представляется сомнительным. Между тем финансовые и налоговые органы допускают такую возможность. Так, в Письме от 29 марта 2007 г. N 03-05-06-04/17 Минфин России указал, что определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов. Значит, в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГИБДД МВД России, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств. При этом Минфин России заключил, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории B - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте ТС. ФНС России в Письме от 23 декабря 2005 г. N 21-5-07/552 также указывала, что в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГИБДД МВД России, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции. В Письмах от 5 декабря 2005 г. N 03-06-04-04/47 и от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 Минфин России отмечал, что предусмотренное гл. 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией. Поскольку Конвенция ратифицирована и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. Таким образом, налоговые органы и Минфин России в своих разъяснениях считают, что для целей ст. 361 НК РФ распределение транспортных средств по категориям должно производиться исходя из описания категорий A - D, приведенного в Конвенции. Между тем такой подход далеко не всегда разделяется арбитражными судами. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 24 апреля 2006 г. по делу N А29-3981/2005а исследовал не только паспорта транспортных средств, но и одобрения транспортных средств, а также письма заводов-производителей и пришел к такому выводу. Несмотря на то что для управления автомобилями УАЗ-3741, ГАЗ-2705, ПРАКТИК-1927 требуется водительское удостоверение категории B, указанные транспортные средства относятся к числу грузовых автомобилей. Этот вывод был сделан исходя из того, что во всех исследованных судом документах в описании транспортного средства присутствовало слово "грузовой". Из аналогичных документов, а также указаний Отраслевой нормали ФАС Волго-Вятского округа исходил в Постановлении от 27 февраля 2006 г. по делу N А17-4069/5-2005, А17-4756/5-2005, относя санитарные автомобили УАЗ-3962 к автобусам, хотя в паспорте данных автомобилей была указана категория B. В Постановлениях Волго-Вятского округа от 9 апреля 2007 г. по делу N А29-6349/2006а, ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2007 г. по делу N Ф04-9240/2006(30180-А27-25), от 17 января 2007 г. по делу N Ф04-8747/2006(29860-А67-15), ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2006 г. по делу N А19-13427/06-20-Ф02-6136/06-С1, ФАС Поволжского округа от 2 ноября 2006 г. по делу N А72-3590/06 при определении подлежащей применению к транспортным средствам ставки налога суды также исходили не из категории транспортного средства, указанной в паспорте ТС, а из иных данных (в частности, из функционального назначения и конструктивных особенностей транспортных средств, классификации, приведенной в ОКОФ, и кодов транспортных средств, перечисленных в Инструкции по заполнению декларации по транспортному налогу). В то же время многие суды считают возможным при определении ставки транспортного налога учитывать указанную в паспорте категорию транспортного средства согласно Конвенции (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г. по делу N А33-12868/06-Ф02-1597/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2007 г. по делу N Ф04-1859/2007(32961-А75-15), от 10 января 2007 г. по делу N Ф04-2399/2006(29657-А75-37)). Позиции судов насчет отнесения автомобилей ГАЗ-2705, приведенных в вопросе в качестве примера, к категории транспортных средств, перечисленных в ст. 361 НК РФ, различаются. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 24 апреля 2006 г. по делу N А29-3981/2005а и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 13 октября 2005 г. по делу N А52/1784/2005/2 отнесли данные автомобили к числу грузовых. ФАС Уральского округа в Постановлении от 9 февраля 2006 г. по делу N Ф09-176/06-С1 отнес грузопассажирские фургоны ГАЗ-2705 к числу легковых автомобилей исходя из того, что данные транспортные средства использовались предприятием не для перевозки грузов, а для связи между структурными подразделениями и перевозки сотрудников. Учитывая изложенное, следует констатировать отсутствие в практике арбитражных судов единого подхода к отнесению транспортных средств к той или иной категории для целей применения ст. 361 НК РФ. Однако, поскольку имеются указанные Разъяснения ФНС России и Минфина России, считаем, что определение ставки транспортного налога в соответствии с категорией транспортного средства, указанной в паспорте ТС, влечет за собой невысокие налоговые риски. При этом необходимо упомянуть, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. на налогоплательщика не могут быть наложены штрафы и ему не могут быть начислены пени на сумму недоимки (п. 8 ст. 75 НК РФ). С.М.Горохов Юрисконсульт "ФБК-Право" Подписано в печать 25.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |