Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...1. Правомерно ли для отнесения транспортного средства к соответствующему наименованию объекта налогообложения руководствоваться записью в строке "Категория ТС" паспорта транспортного средства? 2. Какие риски несет организация - плательщик транспортного налога вследствие исчисления налога исходя из категории ТС, указанной в паспорте? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10

Вопрос: 1. Правомерно ли для отнесения транспортного средства к соответствующему наименованию объекта налогообложения, указанному в ст. 361 НК РФ, руководствоваться записью в строке "Категория ТС" паспорта транспортного средства (см. Приложение N 2 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134; например: "Марка, модель - ГАЗ-2705, наименование (тип) - грузовой фургон цельнометаллический, категория - В")? 2. Какие риски несет организация - плательщик транспортного налога вследствие исчисления налога исходя из категории ТС, указанной в паспорте?

Ответ: Статьей 361 НК РФ установлены примерные размеры налоговых ставок транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств. В частности, выделены такие категории транспортных средств, как мотоциклы и мотороллеры, легковые и грузовые автомобили, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Налоговые ставки для данных категорий различаются. Конкретный размер ставки для различных категорий транспортных средств устанавливается законами субъектов РФ в пределах, определенных ст. 361 НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

В Налоговом кодексе РФ не перечислены критерии, исходя из которых возможно отнесение транспортных средств к той или иной категории.

МНС России в п. 16 Методических рекомендаций <1> указало, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII (далее - Конвенция).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177. Однако ОКОФ не содержит критериев, исходя из которых возможно отнесение транспортных средств к той или иной категории для целей исчисления транспортного налога. В Приложениях 6 и 7 к Конвенции транспортные средства для целей определения права водителей на их управление разбиты на следующие категории: A) мотоциклы; B) автомобили (за исключением упомянутых в категории A), разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов) и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; C) автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг (7700 фунтов); D) автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; E) составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категории B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий либо в эти категории. Отметим, что наименование и описание категорий транспортных средств в Конвенции не совпадают с наименованиями категорий транспортных средств, указанными в ст. 361 НК РФ. Следовательно, использование описаний категорий транспортных средств, приведенных в Конвенции, для целей ст. 361 НК РФ представляется сомнительным. Между тем финансовые и налоговые органы допускают такую возможность. Так, в Письме от 29 марта 2007 г. N 03-05-06-04/17 Минфин России указал, что определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов. Значит, в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГИБДД МВД России, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств. При этом Минфин России заключил, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории B - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте ТС. ФНС России в Письме от 23 декабря 2005 г. N 21-5-07/552 также указывала, что в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГИБДД МВД России, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции. В Письмах от 5 декабря 2005 г. N 03-06-04-04/47 и от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 Минфин России отмечал, что предусмотренное гл. 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией. Поскольку Конвенция ратифицирована и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. Таким образом, налоговые органы и Минфин России в своих разъяснениях считают, что для целей ст. 361 НК РФ распределение транспортных средств по категориям должно производиться исходя из описания категорий A - D, приведенного в Конвенции. Между тем такой подход далеко не всегда разделяется арбитражными судами. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 24 апреля 2006 г. по делу N А29-3981/2005а исследовал не только паспорта транспортных средств, но и одобрения транспортных средств, а также письма заводов-производителей и пришел к такому выводу. Несмотря на то что для управления автомобилями УАЗ-3741, ГАЗ-2705, ПРАКТИК-1927 требуется водительское удостоверение категории B, указанные транспортные средства относятся к числу грузовых автомобилей. Этот вывод был сделан исходя из того, что во всех исследованных судом документах в описании транспортного средства присутствовало слово "грузовой". Из аналогичных документов, а также указаний Отраслевой нормали ФАС Волго-Вятского округа исходил в Постановлении от 27 февраля 2006 г. по делу N А17-4069/5-2005, А17-4756/5-2005, относя санитарные автомобили УАЗ-3962 к автобусам, хотя в паспорте данных автомобилей была указана категория B. В Постановлениях Волго-Вятского округа от 9 апреля 2007 г. по делу N А29-6349/2006а, ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2007 г. по делу N Ф04-9240/2006(30180-А27-25), от 17 января 2007 г. по делу N Ф04-8747/2006(29860-А67-15), ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2006 г. по делу N А19-13427/06-20-Ф02-6136/06-С1, ФАС Поволжского округа от 2 ноября 2006 г. по делу N А72-3590/06 при определении подлежащей применению к транспортным средствам ставки налога суды также исходили не из категории транспортного средства, указанной в паспорте ТС, а из иных данных (в частности, из функционального назначения и конструктивных особенностей транспортных средств, классификации, приведенной в ОКОФ, и кодов транспортных средств, перечисленных в Инструкции по заполнению декларации по транспортному налогу). В то же время многие суды считают возможным при определении ставки транспортного налога учитывать указанную в паспорте категорию транспортного средства согласно Конвенции (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г. по делу N А33-12868/06-Ф02-1597/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2007 г. по делу N Ф04-1859/2007(32961-А75-15), от 10 января 2007 г. по делу N Ф04-2399/2006(29657-А75-37)). Позиции судов насчет отнесения автомобилей ГАЗ-2705, приведенных в вопросе в качестве примера, к категории транспортных средств, перечисленных в ст. 361 НК РФ, различаются. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 24 апреля 2006 г. по делу N А29-3981/2005а и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 13 октября 2005 г. по делу N А52/1784/2005/2 отнесли данные автомобили к числу грузовых. ФАС Уральского округа в Постановлении от 9 февраля 2006 г. по делу N Ф09-176/06-С1 отнес грузопассажирские фургоны ГАЗ-2705 к числу легковых автомобилей исходя из того, что данные транспортные средства использовались предприятием не для перевозки грузов, а для связи между структурными подразделениями и перевозки сотрудников. Учитывая изложенное, следует констатировать отсутствие в практике арбитражных судов единого подхода к отнесению транспортных средств к той или иной категории для целей применения ст. 361 НК РФ. Однако, поскольку имеются указанные Разъяснения ФНС России и Минфина России, считаем, что определение ставки транспортного налога в соответствии с категорией транспортного средства, указанной в паспорте ТС, влечет за собой невысокие налоговые риски. При этом необходимо упомянуть, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. на налогоплательщика не могут быть наложены штрафы и ему не могут быть начислены пени на сумму недоимки (п. 8 ст. 75 НК РФ). С.М.Горохов Юрисконсульт "ФБК-Право" Подписано в печать 25.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...1. Покупатель рассчитывается за товар векселями банка. При наступлении срока погашения векселя сдаются в банк. 2. Покупатель рассчитывается за товар векселями банка. Через некоторое время векселя досрочно сдаются в другой банк с дисконтом. 3. Общество приобретает у банка простые процентные векселя. Что понимается под погашением векселей? В каком случае общество совершает операции с ценными бумагами, не облагаемые НДС? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10 >
Статья: Отпуск без ошибок ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.