Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Уплата налога на землю при отсутствии правоустанавливающих документов ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10

УПЛАТА НАЛОГА НА ЗЕМЛЮ ПРИ ОТСУТСТВИИ

ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 1 Закона о плате за землю <1> землепользование в Российской Федерации платное. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, должны уплачивать земельный налог ежегодно.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Однако иногда налогоплательщики, несмотря на отсутствие правоустанавливающих документов (например, находящихся на регистрации), фактически пользуются земельными участками. Рассмотрим необходимость уплаты земельного налога в данном случае. Итак, если буквально толковать норму ст. 388 НК РФ, получается, что формально без правоустанавливающих документов на земельные участки налогоплательщик не обязан уплачивать налог. Но многочисленная судебная практика придерживается противоположного мнения и указывает на то, что отсутствие правоустанавливающих документов не является основанием для неуплаты налога на землю при фактическом пользовании участками. Так, Президиум ВАС РФ установил, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю. Иное толкование ст. 15 Закона о плате за землю позволило бы налогоплательщику уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование (Постановление от 9 января 2002 г. N 7486/01). ФАС Московского округа в Постановлении от 14 декабря 2006 г. по делу N КА-А40/12095-06-П также отметил, что указание налогоплательщика на отсутствие правоустанавливающих документов на спорный земельный участок не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю до момента оформления соответствующих документов. Налоговым и финансовым органам известно о сложившейся арбитражной практике, и они применяют ее в своей деятельности. В частности, упомянутое Постановление Президиума ВАС РФ было направлено МНС России (Письмо от 21 августа 2002 г. N ШС-6-14/1273 "О плате за землю") для сведения и использования в работе. Министерство поручило довести его до налоговых органов для привлечения к налогообложению пользователей, которые не исчисляли земельный налог из-за отсутствия правоустанавливающих документов на пользование землей. Более того, Минфин России в Письме от 21 января 2005 г. N 03-06-02-02/03 также указал, что отсутствие документа, получение которого зависит исключительно от самого пользователя, не дает права не платить налог на землю. Ведь согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении таких прав с приложением кадастровой карты (плана) земельного участка. Значит, получение правоустанавливающих документов зависит исключительно от волеизъявления налогоплательщика. На взгляд автора, налоговых претензий о необходимости уплачивать земельный налог можно избежать, если подать все необходимые документы для регистрации прав на земельный участок. Сам этот факт должен иметь документальное подтверждение. Данное обстоятельство может быть использовано налогоплательщиком в качестве доказательства своего волеизъявления на получение правоустанавливающих документов, поскольку в такой ситуации он отнюдь не затягивает процесс получения документов. Также следует иметь в виду, что уплата налога на землю ставится налоговыми и финансовыми органами в зависимость от факта не только пользования земельным участком, но и передачи права собственности на недвижимость, находящуюся на нем. Кроме того, наличие документов на такую недвижимость является дополнительным основанием для уплаты налога на землю. Рассмотрим данный вопрос подробнее. В силу п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. На основании п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. На это указывает и ст. 35 ЗК РФ, согласно которой при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой недвижимостью и необходимой для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. В соответствии со ст. 17 Закона о плате за землю юридические лица исчисляют земельный налог начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Под предоставлением участка налоговые и финансовые органы понимают не только получение права собственности на него, но и момент перехода права собственности на недвижимое имущество (см. Письмо УФНС России по Московской области от 29 марта 2006 г. N 19-47-И/0362). Минфин России в Письме от 11 мая 2006 г. N 03-06-02-02/37 также указал, что основанием для взимания земельного налога являются правоподтверждающие документы о регистрации прав на объекты недвижимого имущества, а при их отсутствии - правоустанавливающие документы, служащие основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Придерживается аналогичной точки зрения и судебная практика (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 14 октября 2003 г. N 7644/03, ФАС Западно-Сибирского округа от 26 марта 2007 г. по делу N Ф04-1735/2007(32801-А46-26)). В заключение можно сделать такие выводы: - несмотря на отсутствие документов, подтверждающих право пользования земельными участками, по мнению судебных и контролирующих органов, исчислять земельный налог налогоплательщик обязан по тем участкам, которые он использует в своей деятельности, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором он получил возможность пользоваться ими; - по земельным участкам, на которых расположено недвижимое имущество, налог на землю уплачивается начиная с месяца, следующего за тем, в котором налогоплательщик получил возможность пользоваться участками, т.е. с момента перехода права собственности на имущество. Е.И.Голубева Юрисконсульт "ФБК-Право" Подписано в печать 25.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет дисконтных векселей со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее" ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10 >
Статья: Агентский договор ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.