|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Единая государственная денежно-кредитная политика на 2008 год: оценка реалистичности ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 10
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА 2008 ГОД: ОЦЕНКА РЕАЛИСТИЧНОСТИ
Внимательное прочтение документа под названием "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год", одобренного Советом директоров Банка России 18 июня 2007 г., при всех замечаниях к нему заставляет признать: банк был и остается весьма компетентным органом. Это значит, что вряд ли нас ожидают серьезные просчеты в денежно-кредитной политике. За эту составную часть государственной социально-экономической политики можно особо не беспокоиться. Тем не менее уже сегодня, спустя считанные месяцы после принятия документа, очевидно, что по ряду направлений придется вносить некоторые коррективы.
Инфляция
Главной целью денежно-кредитной политики на период до 2010 г. является снижение инфляции до 5 - 6%. Предполагается, что в 2008 г. удастся снизить инфляцию до 6 - 7%. Вот такие цели. Самый главный вопрос, как всегда, в том, насколько это реалистично. Чтобы достигнуть установленного показателя, Банк России намерен реализовывать политику инфляционного таритирования. Само наименование такой политики говорит о том, что ее основная цель - это снижение инфляции. Инструментарий, которым владеет Банк России, должен работать на достижение данной цели в приоритетном порядке. По-видимому, в связи с этим придется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса и еще принять меры, которые позволят использовать процентную ставку в качестве главного инструмента денежной политики.
Важно, что демонстрируется понимание фактора инфляционных ожиданий. Раньше этому не оказывалось должного внимания, между тем как инфляционные ожидания давно стали самостоятельным фактором, оказывающим все большее воздействие на уровень инфляции в стране. Однако инфляционные ожидания зависят не только от открытости и прозрачности действий Банка России, от того, насколько оперативно и в каком объеме банк намерен публиковать аналитические материалы и информацию о развитии ситуации в экономике, но и от доверия к прогнозным показателям инфляции. Ошибочно полагать, что если мы будем с большим упорством настаивать на реалистичности таких показателей (в то время как по мере приближения к концу прогнозного периода будет очевидной нереалистичность надежд), то действительно будем влиять на нее. Поэтому открытость и прозрачность хороши лишь в сочетании с реалистичностью оценок. Примером того, насколько важен в формировании инфляционных ожиданий прогнозный показатель по инфляции, является ситуация сегодняшнего дня. Официальный показатель - 8% в 2007 г. - никто пока пересматривать не собирается, Правительство РФ и Банк России по-прежнему настаивают на том, что по итогам года мы получим именно такой показатель. Но когда по итогам января - августа инфляция уже составила около 6,7%, очевидно, что годовой прогноз явно занижен. В такой ситуации инфляционные ожидания будут выше, если официальный показатель останется нетронутым, и ниже, если официальный прогноз пересмотрят в сторону повышения, но зато он будет реалистичным. От уровня инфляции 2007 г. во многом зависит реалистичность прогноза на 2008 г. и на период до 2010 г. Если инфляция в 2007 г. составит не 8%, а 9%, может, и выше (именно так и будет), то достижение планируемого уровня 2008 г. (6 - 7%) практически нереально. Соответственно, под большим вопросом остается и показатель инфляции 5 - 6% в 2010 г. Из изложенного следует вывод, который, по-видимому, был совсем не очевиден для разработчиков трехлетнего (2008 - 2010 гг.) федерального бюджета: качество прогнозных показателей должно было существенным образом возрасти. Одно дело - ошибка в расчете на год, другое - когда ошибка первого года приводит к значительно большим расхождениям спустя три года. К сожалению, в этот раз к оценке основных макроэкономических показателей и к инфляции в том числе был продемонстрирован прежний подход: где-то излишний, не очень обоснованный оптимизм, где-то, напротив, более чем консервативные оценки.
Валютный курс
Курсовая политика Банка России в 2007 г. направлена на сдерживание инфляции, не допуская чрезмерного укрепления курса рубля и предотвращая резкие колебания курса национальной валюты. Возможность предотвращения резких колебаний курса национальной валюты представилась банку в августе 2007 г. в полной мере. В связи с ипотечным кризисом в США пришлось продать несколько миллиардов долларов из золотовалютных резервов. Но это было исключение из общей тенденции 2007 г., для которого в целом характерно превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Происходит это потому, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на сырьевые товары российского экспорта и ослабление доллара США на мировом валютном рынке создают значительный приток американских дензнаков в российскую экономику. К тому же еще и отечественные компании наращивают объемы привлечения финансовых ресурсов на международных рынках. Результат этих обстоятельств - весьма заметное укрепление рубля. За январь - июль 2007 г. индекс номинального курса рубля к доллару США составил 2,9%, а индекс реального курса рубля - 6,1%. Вырос и индекс реального курса рубля по отношению к евро - 4,3%. Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам, по данным Банка России, - 3,9%. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (далее - Основные направления) предусматривают, что в 2007 г. укрепление реального эффективного курса рубля может составить 4 - 5%. Похоже, этот показатель будет перекрыт. В среднесрочной перспективе Банк России намерен перейти к более гибкому формированию валютного курса. В качестве ориентира для проведения валютных интервенций продолжат использовать бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара (в феврале 2007 г. состав корзины был изменен в сторону увеличения веса евро: 0,55 долл. США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом 0,6 долл. США и 0,4 евро). По оценке Банка России, повышение в 2008 г. реального эффективного курса рубля может составить до 10%. За такую оценку, которая была озвучена еще до принятия Основных направлений, Банк России подвергся критике со стороны правительственных органов. Однако здесь необходимо учитывать, что этот диапазон возможного изменения реального курса рубля охватывает все варианты условий проведения денежно-кредитной политики в 2008 - 2010 гг. Причем первые два варианта исходят из того, что ценовая внешнеэкономическая конъюнктура в среднесрочном периоде ухудшится, третий вариант - что улучшится. Банк России тем не менее обозначил наиболее вероятное значение укрепления реального эффективного курса рубля в 2008 г. - 3%. Такой рост, если фактический показатель будет близок к прогнозному, вряд ли окажет негативное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Данный вопрос - оказывает или нет укрепление курса рубля негативное влияние на конкурентоспособность отечественной промышленности - продолжает оставаться в центре дискуссий. Пока традиционно считается, что негативное воздействие есть, но важно, чтобы укрепление рубля не было чрезмерным. Критерии "чрезмерности" к тому же не определены. Поэтому неудивительно, что Банк России свой основной прогноз по укреплению реального эффективного курса рубля определил в границах от 0 до 10%. Укрепление рубля, безусловно, оказывает влияние на отечественных товаропроизводителей. Однако не следует забывать, что конкурентоспособность товара может обеспечиваться как его стоимостными характеристиками, так и качественными или, другими словами, его потребительскими свойствами. Делая ставку на стоимостную конкурентоспособность, мы тем самым демотивируем производителей к улучшению качества продукции. А зачем, если низкая цена все равно позволяет реализовать товар? Отсюда следует, что укрепление рубля путем снижения стоимостной конкурентоспособности понуждает производителей к тому, чтобы наконец была сделана ставка на обеспечение конкурентоспособности по качеству продукции. Такая продукция имеет большую добавленную стоимость, и, следовательно, ее производство является более эффективным. Укрепление рубля и соответственно ослабление иностранной валюты имеет еще одно следствие, о котором не стоит забывать при оценках, плохо или хорошо то, что происходит в настоящее время с российским рублем. Более сильный рубль удешевляет для российских производителей закупку передового импортного технологического оборудования, которое позволяет выпустить более конкурентоспособную продукцию. Значит, и в этом случае получается, что укрепление рубля для российской экономики - это, скорее всего, благо. Такова теория, на которую пока недостаточно обращают внимание. Но факты, заметим, также свидетельствуют, что укрепление рубля не несет в современных условиях угрозу конкурентоспособности отечественных товаров. Так, доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте важнейших товаров в первом полугодии 2007 г. выросла по сравнению с предшествующим периодом 2006 г. с 4,8 до 5,2%. Да, цифры пока еще очень небольшие, но важна ведь тенденция. Таким образом, опасения по поводу снижения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей ввиду укрепления рубля весьма преувеличены.
Варианты макроэкономического прогноза
Как уже отмечалось, из рассмотренных Банком России трех вариантов условий проведения денежно-кредитной политики в 2008 - 2010 гг. первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий - ее улучшение. Основным считается второй вариант, по которому, не стоит забывать, рассчитывался и трехлетний бюджет на 2008 - 2010 гг. По этому варианту цена на российскую нефть на мировом рынке снизится в 2008 г. до 53 долл. США за баррель, а в 2010 г. - до 50 долл. США за баррель. Обоснованность данных предположений вызывает очень большие сомнения. На таком прогнозе, как снижение мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе, строились официальные российские прогнозные документы еще в начале 2007 г. В их основе лежали показатели Управления энергетической информации США. Однако уже к середине 2007 г. стало очевидно, что прогноз ошибочный. Американцы пересмотрели свои данные, а мы, ориентируясь на неверные показатели, приняли и Основные направления, и трехлетний бюджет на 2008 - 2010 гг. Текущие показатели 2007 г. - лишнее доказательство того, что прогнозные значения на 2008 г. будут, по-видимому, существенно отличаться от ожидаемых. Так, предполагалось, что в 2007 г. цена российской нефти на мировых рынках составит в среднем 55 долл. США за баррель, а она будет в этом году примерно 70 долл. США за баррель. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения оценивается в 2008 г. в 9,1%, т.е. примерно на том же уровне, что ждали и в 2007 г. Фактически же в текущем году он составит не менее 15%. Таким образом, макроэкономический прогноз, на котором базируются Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, не отличается реалистичностью главных показателей, что естественным образом снижает и достоверность значений, характеризующих прогноз платежного баланса, и ориентиры денежно-кредитной политики, а также денежной программы.
Платежный баланс
Платежный баланс при всех вариантах развития должен остаться, по мнению Банка России, устойчивым. Оценивается, что положительное сальдо торговли товарами и услугами составит в 2008 г. 42,5 млрд долл. США. Это - явно заниженный показатель, рассчитанный из снижающихся мировых цен на нефть. На деле же годовой показатель, по мнению компании "ФБК", будет не менее 100 млрд долл. США. В пользу такого прогноза говорит и тот факт, что только за первую половину 2007 г. сальдо внешней торговли составило, по данным таможенной статистики, 82,1 млрд долл. США. Нетрудно предположить, что ошибочность исходных макропоказателей не позволяет согласиться и с прогнозами на 2009 - 2010 гг. Предполагается, что в 2009 г. значительное сокращение активного сальдо торгового баланса на фоне сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и существенного превышения расходов по обслуживанию внешних обязательств над соответствующими доходами обусловит дефицит счета текущих операций. Маловероятно, что такое действительно может произойти в недалеком будущем.
Инструменты денежно-кредитной политики
Значительное уменьшение платежного баланса должно привести согласно прогнозу Банка России к соответствующему уменьшению участия этого показателя в операциях на внутреннем валютном рынке. Значит, должна замедлиться динамика денежного предложения. И это хорошие условия для усиления влияния ставок по операциям банка на процентные ставки в российской экономике. Признается, что в 2008 г. основным каналом стерилизации (по объему абсорбируемых денежных средств) по-прежнему будет использование бюджетного механизма в рамках перехода к формированию Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Однако это не исключает и применения в связывании свободных денежных ресурсов рыночных инструментов, используемых на аукционной основе (аукционы по продаже облигаций Банка России и депозитные аукционы). Банк будет предоставлять денежные средства кредитным организациям на аукционных и фиксированных условиях в случае снижения уровня банковской ликвидности. В этих целях выражается готовность проводить аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы, найдут свое применение и инструменты постоянного действия (ломбардные кредиты, предоставляемые по фиксированным процентным ставкам, сделки "валютный своп"). В значительной мере в 2008 г. должна продвинуться работа по созданию единого механизма рефинансирования. Предполагается, что это будет система, которая предоставит любой финансово стабильной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты "овернайт" и кредиты на срок до одного года под любой вид обеспечения. О серьезности намерений Банка России решительным образом действовать в данном направлении свидетельствуют события второй половины августа 2007 г. Тогда нестабильность на мировых финансовых рынках, вызванная ипотечным кризисом в США, как уже упоминалось, вынудила Банк России продать за две недели 6 - 7 млрд долл. США. Банку впервые за последнее время пришлось проводить рублевые интервенции. Объем аукционов РЕПО несколько дней был на уровне 10 млрд долл. США. В результате острая ситуация была преодолена и Банк России доказал, что он действительно является гарантом обеспечения стабильности в денежно-кредитной сфере и на финансовых рынках.
И.А.Николаев Д. э. н., директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Подписано в печать 25.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |