|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Реализация права наемных работников на обязательное медицинское страхование ("Трудовое право", 2007, N 10) Источник публикации "Трудовое право", 2007, N 10
"Трудовое право", 2007, N 10
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
Рыночной экономике присущи различные риски, в том числе имеющие социальный характер. Компенсировать последствия наступления таких рисков призвана система социального страхования, которая является одной из форм социального обеспечения. "Суть социального страхования заключается в распределении социального риска потери либо снижения заработка по не зависящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования" <1>. ————————————————————————————————<1> Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 32.
Застрахованными по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <2>, являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Несмотря на достаточно широкий круг лиц, охваченных обязательным социальным страхованием, основной категорией застрахованных являются наемные работники. Как указывает М.Ю. Федорова, на них, во-первых, распространяются все существующие виды обязательного социального страхования; во-вторых, их доля в структуре застрахованных максимальна в сравнении с самозанятыми лицами; в-третьих, все элементы социально-страховой системы адаптированы к особенностям социально-страхового риска данной категории граждан <3>. ————————————————————————————————<2> СЗ РФ. 19.07.1999. N 29. Ст. 3686. <3> См.: Федорова М.Ю. Реализация права наемных работников на социальное страхование: теоретические и практические проблемы // Правовое регулирование труда в современной России: общие положения, отраслевые институты, эффективность реализации права: Материалы круглого стола в рамках международной научно-практической конференции "Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации", посвященной 75-летию Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2007. С. 112 - 113.
Трудовой кодекс РФ в ст. 21 закрепил в числе прочих право работника на обязательное социальное страхование, а в ст. 22 - корреспондирующую обязанность работодателя осуществлять социальное страхование работников. Кроме того, с момента вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" <4> ТК РФ рассматривает отношения по обязательному социальному страхованию в качестве непосредственно связанных с трудовыми и относит их правовое регулирование к основным задачам трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ). Обеспечение социального страхования работников также возведено в один из основных принципов регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений (ст. 2 ТК РФ). ————————————————————————————————<4> СЗ РФ. 03.07.2006. N 27. Ст. 2878.
Нормы ТК РФ о социальном страховании работников являются отсылочными, поскольку соответствующие общественные отношения регулируются специальными федеральными законами. Одним из них является Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РСФСР" <5> (далее - Закон). Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) выступает составной частью государственного социального страхования и представляет собой механизм реализации закрепленного в ст. 41 Конституции РФ права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. ————————————————————————————————<5> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 04.07.1991. N 27. Ст. 920.
Особенностью социального страхования работников в целом и их обязательного медицинского страхования в частности является тот факт, что оно осуществляется работодателем. В соответствии со ст. 2 Закона страхователями по ОМС для работающего населения выступают организации; физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; частные нотариусы; адвокаты; физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования. Таким образом, основная обязанность работодателя по осуществлению ОМС заключается в уплате страховых взносов в установленном законодательством порядке, то есть в соответствии с НК РФ. Особенностью ОМС наемных работников является возложение законодателем на страхователя (работодателя) определенных организационных обязанностей: он обязан заключить договор ОМС со страховой медицинской организацией. В случае невыполнения работодателем указанной обязанности работник фактически лишается права на обеспечение по ОМС даже при условии уплаты страховых взносов <6>. Данная обязанность является специфической для отношений по социальному страхованию (иные виды социального страхования не требуют заключения договора со страховщиком) и обусловлена особым субъектным составом отношений по ОМС. ————————————————————————————————<6> Федорова М.Ю. Указ. соч. С. 115.
Обязанность страхователя заключить договор ОМС со страховой медицинской организацией дополняется его правом на свободный выбор данной организации. Имеется определенная несогласованность в нормах Закона, которые предоставляют право на выбор страховщика как страхователю, так и застрахованному (ст. ст. 6, 9 Закона). Если исходить из правил о свободе договора, которые предусмотрены ст. 421 ГК РФ, то выбор страховой организации должен осуществлять именно работодатель, как сторона заключаемого договора. Однако возможна такая ситуация, когда застрахованное лицо по тем или иным причинам не будет заинтересовано в выборе работодателем конкретной страховой медицинской организации (например, в случае, если у страховщика отсутствует договор с медицинским учреждением, находящимся в районе места жительства работника) и, согласно закону, оно будет иметь право на выбор иной страховой организации. На наш взгляд, выбор страховой медицинской организации нельзя рассматривать как исключительное право работодателя, поскольку заключением договора ОМС страхователь реализует права работников. Необходимо введение механизма информирования работников о выборе страховой организации, учета их мнения при заключении договора. Следует изменить редакцию ст. 9 Закона, указав, что страхователь имеет право на выбор страховой организации с согласия лица, в отношении которого заключается договор обязательного медицинского страхования. Наиболее приемлемой формой закрепления способа получения такого согласия является коллективный договор, поскольку он позволяет зафиксировать характерные для каждой организации и трудового коллектива особенности, а также позволяет в дальнейшем осуществлять контроль его исполнения. Кроме того, представляется логичным возложение на профсоюзные органы или иные уполномоченные на заключение коллективного договора органы социального партнерства обязанности по информированию работников, учету их мнения при выборе страховой организации. Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <7> предусмотрены права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, что позволяет им принимать участие в выборе страховой медицинской организации. Профсоюзные органы смогут также решать споры, возникающие между различными группами работников по поводу определения страховщика, осуществляющего ОМС работников данной организации. ————————————————————————————————<7> Российская газета. 1996. 20 января.
Реализация права работника на ОМС возможна только в случае выдачи ему полиса ОМС, который обусловливает получение застрахованным медицинской помощи в одном из медицинских учреждений, имеющих договор со страховой медицинской организацией. Возникает вопрос: кто непосредственно должен выдавать полис застрахованному лицу? На практике существует два варианта реализации обязанности страховщика по выдаче полиса: полисы выдаются лично застрахованному при его обращении к страховщику либо передаются страховой медицинской организацией работодателю, который выдает их своим работникам. Второй вариант, несомненно, является более удобным для застрахованных. Граждане, поступившие на работу в период действия договора ОМС, считаются застрахованными с момента поступления на работу <8>. Страхователь обязан в согласованные сроки представлять списки вновь принятых работников и сдавать полисы ОМС уволенных работников в страховую медицинскую организацию. При увольнении застрахованного гражданина администрация предприятия обязана получить у него выданный ранее полис и передать его в страховую медицинскую организацию в согласованные сроки. Неисполнение страхователем указанных обязательств достаточно часто встречается на практике и влечет за собой дополнительные расходы средств ОМС. Не получив от страхователя списки и полисы уволенных работников, страховщик не имеет возможности своевременно обеспечить меры по гашению полисов ОМС, исключению уволенных работников из числа застрахованных. ————————————————————————————————<8> См.: Постановление Правительства РФ от 23 января 1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" // РГ. 26.02.1992. N 46; Постановление Совета министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 01.11.1993. N 44. Ст. 4198.
Денежные средства, израсходованные на оплату медицинской помощи по недействительным, но находящимся на руках у застрахованного, своевременно не изъятым полисам ОМС, впоследствии могут быть взысканы в гражданско-правовом порядке. Взыскание при этом будет обращено именно на работодателя, поскольку нецелевое расходование средств происходит в конечном итоге по его вине. Таким образом, обязанность работодателя заключается в своевременном сообщении страховщику данных об уволенных работниках, что должно быть предусмотрено договором ОМС. Договор между работодателем и страховой медицинской организацией в качестве приложения должен содержать перечень медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь застрахованному контингенту. Работники в большинстве своем не знают о существовании у них права на выбор медицинского учреждения, а на практике нередки случаи отказа в предоставлении гражданам медицинских услуг в связи с тем, что лицо обратилось за помощью не по своему месту жительства. Не информированный о своем праве на выбор любого медицинского учреждения из числа заключивших договоры со страховщиком гражданин испытывает определенные трудности в реализации такого права, закрепленного в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан <9>. ————————————————————————————————<9> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 19.08.1993. N 33. Ст. 1318.
Решение обозначенной проблемы видится в первую очередь в обеспечении работников необходимой информацией. Необходимо законодательное закрепление в ст. 9 Закона обязанности работодателя уведомлять работников одновременно с выдачей страхового полиса о перечне медицинских учреждений, обеспечивающих медицинскую помощь, а также о видах медицинской помощи, которые предоставляются бесплатно в рамках ОМС. Кроме того, данную обязанность работодателя следует фиксировать и в коллективном договоре организации, что обеспечит должный контроль за ее исполнением со стороны работников в лице профсоюзных и иных органов. Одновременно необходимо обеспечить контроль соблюдения указанного права граждан медицинскими учреждениями, который должен возлагаться на страховщика и фонды ОМС и проводиться на основании обращений граждан, а также в порядке плановых проверок. Существуют категории работников, обязательное медицинское страхование которых связано с определенной спецификой, обусловленной особенностью их трудоправового статуса. К их числу относятся работники, трудовой договор с которыми заключается для выполнения временных работ на срок до двух месяцев (ст. 59 ТК РФ). Работодатель, как и в отношении иных работников, обязан уплачивать за указанных лиц страховые взносы в составе налогов, а также подать в страховую медицинскую компанию сведения о принятых работниках и получить на них медицинский полис. Непродолжительный период существования трудовых отношений, соответственно, уменьшает и срок обладания статусом застрахованного лица, что является крайне неудобным для временных работников. В случае, когда основной трудовой деятельностью лица является временная работа у разных работодателей, для сохранения статуса застрахованного лица гражданину придется обращаться к разным субъектам (в страховые компании, с которыми заключены договоры у его работодателей, а также в органы, осуществляющие страхование неработающего населения) - в периоды, когда он не осуществляет трудовую деятельность. В таких ситуациях может нарушаться принцип преемственности в оказании медицинской помощи, так как нельзя исключать того, что у нового страховщика не будет заключен договор с медицинским учреждением, в котором ранее проходил обследование или лечение данный застрахованный гражданин. Разрешение данной проблемы видится в необходимости поддержания постоянного правового статуса застрахованного лица для временных работников. Представляется возможным страхование временных работников осуществлять в порядке, предусмотренном для страхования неработающих граждан. В случае приема гражданина на временную работу ему не надо будет сдавать свой полис ОМС страховщику и обращаться в иную страховую компанию за выдачей нового полиса, а работодатель избавится от необходимости получать полис на каждого временного работника и изымать полисы у увольняемых работников. Указанное также не будет противоречить установленной законодателем модели, согласно которой при возникновении трудовых отношений у работодателя возникает обязанность осуществления ОМС работников. Работодатель при приеме временных работников осуществляет уплату за них налогов, часть которых идет на финансирование ОМС и перечисляется на счета фондов ОМС, то есть работодатель, уплачивая налоги, полностью осуществляет возложенные на него как на страхователя обязанности. Используя такую схему страхования временных работников, работодателю необходимо будет направлять в территориальный фонд ОМС сведения об их количестве. Территориальные фонды ОМС на основании представленных сведений должны будут перечислять денежные средства, предусмотренные на ОМС указанных работников, не в страховую компанию, с которой заключен договор у работодателя, а страховщику, осуществляющему страхование неработающих граждан. По нашему мнению, аналогичная модель страхования применима и для лиц, занятых на сезонных работах. Определенные сложности вызывает также осуществление ОМС работников, заключивших трудовые договоры с работодателями - физическими лицами. В соответствии с нормами ТК РФ такими работодателями могут выступать как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, так и имеющие данный статус. При этом на них распространяются все обязанности, установленные ТК РФ для работодателей, в том числе обязанность по осуществлению обязательного социального страхования работников. Возложение указанной обязанности на работодателей - физических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства и имеющих незначительный штат работников либо вообще не имеющих такового и заключающих трудовой договор с единственным работником, связано для таких работодателей с процедурными трудностями осуществления страхования. В результате многие работодатели уклоняются от заключения с работниками трудовых договоров либо от регистрации этих договоров, обязательной в силу ст. 303 ТК РФ, а также от исполнения обязанности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в установленном законом порядке, что влечет за собой невозможность реализации права наемных работников на ОМС. Между тем физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, в соответствии со ст. 9.1 Закона обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей в территориальных фондах ОМС. Как видно, положения этой статьи носят "постсобытийный" характер, то есть обязанность зарегистрироваться в качестве страхователя возникает после заключения трудового договора с работником. Данная норма вступает в противоречие с правилами ст. 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем. Другими словами, работник должен являться застрахованным по ОМС с момента заключения трудового договора. В то же время он не может реализовать свое право на медицинскую помощь до тех пор, пока работодатель не зарегистрируется в территориальном фонде ОМС и не заключит договор со страховой медицинской организацией. В данной связи необходимо согласиться с высказанной точкой зрения о том, что работодательская правосубъектность должна возникать после регистрации в качестве плательщика страховых взносов (единого социального налога) <10>. Это правило должно применяться и к физическим лицам, заключающим трудовые договоры с гражданами. ————————————————————————————————<10> См.: Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. История, теория и практика (сравнительно-правовое исследование). Ярославль: ЯрГУ, 2001. С. 176. Подводя итоги сказанному, необходимо заметить, что обязательное медицинское страхование наемных работников и реализация ими своих прав в указанной системе обладают определенной спецификой, что, в свою очередь, влечет необходимость отдельного законодательного регулирования возникающих общественных отношений. Поэтому надо разработать и принять федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании", в котором следует расширить круг обязанностей работодателя как страхователя, включив в него, в частности, выдачу работникам страховых полисов; информирование работников о перечне медицинских учреждений, обеспечивающих медицинскую помощь, а также о видах медицинской помощи, которые предоставляются бесплатно в рамках ОМС. В.А.Полыга Аспирант кафедры социального права Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского Подписано в печать 24.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |