|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Трудовые права работников: процессуальный механизм реализации ("Трудовое право", 2007, N 10) Источник публикации "Трудовое право", 2007, N 10
"Трудовое право", 2007, N 10
ТРУДОВЫЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Кардинальные изменения в общественном производстве, характере труда, обусловленные экономическими, социальными преобразованиями при переходе России к рыночной экономике, усилили необходимость совершенствования правового механизма защиты, реализации трудовых прав работников. Без этого сложно обеспечить стабильность в социально-трудовых отношениях, достигнуть баланса интересов их участников. Названные отношения сегодня являются ключевыми, поскольку они определяют трудовое поведение, общественную мораль, демографические показатели. Значительна потребность в более совершенном процессуальном правовом механизме реализации норм трудового права. Слабая связь отдельных правовых норм с реальными социально-экономическими ситуациями, а в некоторых случаях неполное их соответствие конституционным правам граждан приводят к негативным последствиям, снижению уровня социальной защиты. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Из текста названной статьи вытекает, что наряду с обеспечением государственной защиты прав и свобод граждан поощряется совершение ими самостоятельных активных действий по их защите. Конституционная норма не в полной мере реализована в Трудовом кодексе РФ, в частности когда речь идет о правовом регулировании представительства в социальном партнерстве. Целью такого представительства является содействие в реализации также конституционного права работников на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). Статья 31 Трудового кодекса ограничивает круг представителей работников. В ней предусмотрено, что, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на начальном уровне, на общем собрании (конференции) может быть избран иной представитель (представительный орган). Необходимым условием при этом должно быть избрание представителя (представительного органа) лишь из числа работников, и голосование должно быть тайным. Неясно, как поступать в ситуациях, когда среди работников нет тех, кто готов осуществлять представительство, в связи с тем что не обладают необходимыми для этого качествами или по другим причинам. Названная статья не позволяет работникам избрать своим представителем адвоката, члена правозащитной организации, общественного деятеля и т.д. Если первичные профсоюзные организации, когда они в соответствии со ст. 30 ТК РФ являются представителями работников, могут в силу своего статуса использовать помощь юристов, адвокатов, как профсоюзных, так и не состоящих в профсоюзе, то возможности выбора представителя в ситуациях, определенных ст. 31 ТК РФ, сужены. Реализации конституционных прав работников способствовало бы внесение изменений в названную статью, предусматривающих, что работники могут поручить выполнение полномочий другому представителю (представительному органу) как из числа работников данного работодателя, так и не работающих у него. Речь идет о юристах, экономистах, членах правозащитных организаций, других лицах. Избрание по усмотрению работников должно осуществляться открытым либо тайным голосованием. Нет необходимости ставить их в жесткие рамки, заставлять проходить сложную процедуру голосования даже тогда, когда без ущерба для дела они могут обойтись без этого. При всем многообразии возникающих в процессе трудовой деятельности нерешенных вопросов, конфликтных ситуаций не определен предварительный порядок их урегулирования без обращения в КТС, пути предупреждения трудовых споров. Как справедливо отмечал в докторской диссертации С.В. Передерин, неясно, с кем из представителей администрации нужно вести переговоры работнику при нарушении его прав, в течение какого срока должно быть рассмотрено заявление <1>. Более того, не определено, какую ответственность несут должностные лица за необоснованный отказ в удовлетворении заявления или оставление его без рассмотрения. На эти и многие другие вопросы действующее трудовое законодательство не дает ответов. ————————————————————————————————<1> См.: Передерин С.В. Процедурно-процессуальные правовые средства и способы обеспечения трудовых прав работников: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Воронеж, 2001. С. 48.
Необходимость в процессуальном правовом механизме защиты трудовых прав работников не стала менее актуальной. Вопрос состоит в определении направлений развития трудового процессуального права. Точки зрения ученых по этому поводу неоднозначны. Некоторые полагают, что речь должна идти о принятии Трудового процессуального кодекса, что потребность в его принятии переходит сегодня к конкретным мероприятиям. При этом делаются ссылки на интернет-интервью отдельных депутатов Государственной Думы ФС РФ, из которых следовало, что рассмотрение проекта Кодекса планировалось осенью 2006 г. <2>. Этим прогнозам не суждено было осуществиться. ————————————————————————————————<2> См.: Морозов Д.А. О понятии трудового процессуального правоотношения // Трудовое право. 2006. N 8. С. 37.
По мнению Е.М. Акоповой, трудовой процесс является совокупностью связанных внутренним единством процедурных, процессуальных, организационных норм, объективно сложившихся в нескольких отраслях права (трудовом, административном, гражданско-процессуальном) и обеспечивающих процесс индивидуального регулирования общественно-трудовых отношений <3>. ————————————————————————————————<3> См.: Акопова Е.М. О понятии трудового процесса // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. М., 1975. С. 163.
М.А. Лушникова полагает, что при рассмотрении трудовых споров используются универсальные нормы гражданского и административного процессов, которые "обслуживают" трудовое право, но так как существуют специфические способы защиты трудовых прав, присущие только этой отрасли права, они должны объединяться понятием трудового процесса <4>. ————————————————————————————————<4> См.: Лушникова М.В. Трудовые споры в СССР. Ярославль, 1991. С. 25. Эти вопросы были предметом диссертационного исследования: С.В. Передерин. Указ. соч. С. 272 - 277.
Позиция ученых о том, что в системе трудового законодательства сформировалась обширная, довольно самостоятельная область процессуального законодательства, вполне обоснованна. Однако, по мнению автора, речь не должна идти лишь о принятии Трудового процессуального кодекса, не следует исключать и другие варианты разрешения проблемы. Например, возможно выделение в Гражданском процессуальном кодексе РФ отдельных глав, которые включали бы в себя правовой механизм, регламентирующий порядок рассмотрения блока процессуальных вопросов. Рассматривая общность и различие гражданского процесса и тот блок норм процессуального характера, содержащегося в Трудовом кодексе, а также нормы, которые предлагается включить в проект Трудового процессуального кодекса, следует отметить общность в предмете, сходство процессуальных особенностей, совпадение целого ряда частностей. Право на иск - гражданско-правовой или трудовой - имеет одну и ту же природу. Оно может принадлежать физическому лицу в связи с нарушением его субъективных гражданских прав физическим или юридическим лицом и работнику организации в связи с нарушением его трудовых прав работодателем. В русской дореволюционной литературе доктрина единства процесса находила поддержку у многих известных правоведов. Так, И.В. Михайловский, рассматривая черты сходства и различия уголовного и гражданского процессов, пришел к выводу, что оба процесса должны слиться в одну науку - судебное право, причем особенности уголовного и гражданского судопроизводства составят лишь специальные вопросы (отделы, главы или параграфы) той науки <5>. Аналогичной позиции придерживались профессора Н.Н. Розин <6>, А. Таубер <7>. ————————————————————————————————<5> См.: Михайловский И.В. Судебное право как самостоятельная юридическая наука // Право. 1908. N 32. <6> См.: Розин Н.Н. Процесс как юридическая наука. Ж.М.Ю., 1910. <7> См.: Таубер А. Иск, обвинения и состязательное начало // Вести гражданского права. 1917. N 1.
Современному зарубежному законодательству известны случаи принятия кодексов, регулирующих правоотношения в сфере труда. Например, законодательство Великобритании устанавливает права и обязанности сторон социального партнерства. Для их реализации Консультативная служба примирения и арбитража принимает практические рекомендации в форме процедурных кодексов, которые являются своего рода практическими руководствами, рекомендуемыми Службой для сохранения и развития хороших производственных отношений. Как отмечалось в юридической литературе, принятие процедурных кодексов регулируется консолидированным Законом "О профсоюзах и трудовых отношениях" (1992) <8>. ————————————————————————————————<8> См.: Воронкова Е.Р. Процедурные кодексы Консультативной службы примирения и арбитража Великобритании // Трудовое право. 2007. N 4. С. 52 - 53.
Характерно, что процедурные кодексы не охватывают многоплановый блок вопросов, а посвящены узкому кругу рекомендаций: о предоставлении информации профсоюзам для ведения коллективных переговоров, о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуре обжалования действий работодателя и др. В США для рассмотрения трудовых конфликтов, регулирования трудовых отношений также созданы специализированные государственные органы. К ним относятся Министерство труда США, Министерство регулирования трудовых отношений, Национальное управление трудовыми отношениями (НУТО) и др. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с правовыми актами о них, а рассмотрение такими органами отдельных видов жалоб является необходимым условием перед обращением в суд. Анализ некоторых предложений по содержанию Трудовых процессуальных (процедурно-процессуальных) кодексов РФ показывает, что они включают в себя самый широкий спектр вопросов, охватывающих рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, регламентирующих проведение аттестации работников, деятельность трудовых судов и др. На определенном этапе развития науки трудового права, трудового законодательства такой подход к содержанию правового акта, о котором идет речь, был вполне правомерным. В настоящее время, после внесения существенных изменений в Трудовой кодекс РФ, подходы к формированию процессуального акта нуждаются в корректировке, чтобы не было дублирования. Перспективным является развитие трудовых процессуальных норм за счет внесения дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ. Они должны включать в себя регулирование тех отношений, актуальность которых с течением времени не уменьшается. Например, речь может идти о представительстве в социально-трудовых отношениях. В условиях увеличения массива правовых норм, усиления в рыночных условиях функций досудебной, судебной защиты прав работников помощь специалистов, включая квалифицированные юридические услуги, стала необходимым условием реализации их конституционных, трудовых прав. В сфере труда у представляемого возникают отношения с представительным органом работников. В большинстве случаев им является профсоюзный орган, который принимает решение о выделении специалиста для оказания правовой помощи обратившемуся. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не содержит прямого указания о процессуальном статусе уполномоченного профсоюзов. В частности, неясно, чьим представителем является - того, чьи интересы представляет, или профоргана. Дискуссионным является вопрос о том, необходима ли для подтверждения полномочий при представительстве профсоюзами социально-трудовых прав и законных интересов работников доверенность. По мнению автора, на этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку профсоюзы - законные представители работников <9>. Необходимо из области дискуссии переходить к отражению названных вопросов в процессуальных нормах. Как справедливо отмечалось в юридической литературе, многие законы (их отдельные части) не применяются или применяются недостаточно эффективно не только потому, что нет соответствующей материальной базы, но и из-за отсутствия установленного порядка реализации <10>. ————————————————————————————————<9> См.: Васильев В.А. Представительство и защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников: Монография. Челябинск, 2007. С. 73 - 74. <10> Скобелкин В.Н., Передерин С.В., Чуча С.Ю., Семенюта Н.Н. Трудовое процедурно-процессуальное право: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Скобелкина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. С. 7. В.А.Васильев К. ю. н., доцент ЧИ УрАГС, заслуженный юрист РФ Подписано в печать 24.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |