|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Координационная деятельность прокурора по защите права граждан на оплачиваемый труд ("Трудовое право", 2007, N 10) Источник публикации "Трудовое право", 2007, N 10
"Трудовое право", 2007, N 10
КООРДИНАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ТРУД
Конституцией РФ закреплено право граждан на свободный оплачиваемый труд. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, их нарушение недопустимо, тем более не может являться нормой и должно в обязательном порядке повлечь за собой предусмотренную законом ответственность. Исходя из конституционного принципа органы прокуратуры Ярославской области организуют и осуществляют надзор за исполнением законодательства, регулирующего вопросы выплаты заработной платы. Важное значение здесь имеют вопросы координации усилий всех заинтересованных ведомств, направленных на безусловное соблюдение прав граждан на оплачиваемый труд. Координация осуществляется прокурором в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Как отмечается в литературе, основной смысл координационных мероприятий, осуществляемых прокурором, состоит в обеспечении согласованности действий правоохранительных органов, сосредоточении усилий на главных направлениях борьбы с преступностью, повышении эффективности работы по предупреждению правонарушений <1>. ————————————————————————————————<1> См., например: Советское государственное строительство и право: Учебник. М., 1984. С. 334 - 335. Координация осуществляется органами прокуратуры в разнообразных правовых формах и различными способами и средствами. Прежде всего, результативность прокурорского надзора в данной сфере во многом определяется своевременным поступлением информации о нарушениях трудового законодательства, а также правильной организацией работы прокуратуры в данном направлении. В 2005 г. прокуратурой области принят ряд мер организационно-методического характера, направленных на повышение эффективности деятельности горрайпрокуроров. Для контроля за осуществлением работы по надзору за соблюдением законодательства об оплате труда и обеспечения необходимых консультаций и методической помощи распоряжением прокурора области создана постоянно действующая рабочая группа из сотрудников отделов по надзору за соблюдением федерального законодательства, по надзору за следствием, дознанием и ОРД, по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Из органов государственной статистики Ярославской области систематически запрашивается подробная информация о задолженности по заработной плате на предприятиях области. Полученные сведения незамедлительно направляются горрайпрокурорам для проведения проверок и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. Таким образом, прокуратурами районов проводятся проверки соблюдения законодательства об оплате труда ежемесячно, информация о результатах проверок, принятых мерах прокурорского реагирования в установленный срок предоставляется в прокуратуру области для анализа и обобщения. Кроме того, конструктивное взаимодействие налажено с Государственной инспекцией труда в Ярославской области. Прокурорами районов и специалистами ГИТ в Ярославской области проводятся совместные проверки соблюдения трудового законодательства. Кроме того, прокурорами районов проводятся совместные проверки с представителями органов местного самоуправления, контролирующими и правоохранительными органами. Так, распоряжением прокурора области создана рабочая группа по проверке соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ОАО "СК-Премьер" с привлечением работников УНП и УБЭП УВД Ярославской области, а также специалиста Государственной инспекции труда в Ярославской области. По результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности ОАО "СК-Премьер" возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ. По фактам нарушения трудового законодательства по постановлению прокурора генеральный директор ОАО "СК-Премьер" привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В защиту интересов работников ОАО "СК-Премьер" предъявлено в суд 210 заявлений в порядке ст. 45 ГПК РФ о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 3 355 953 руб., которые рассмотрены судом и удовлетворены. В результате проведенной работы имевшаяся задолженность по заработной плате и иным выплатам работникам ОАО "СК-Премьер" была полностью ликвидирована. В июне 2005 г. прокуратурой области проведено межведомственное совещание с участием Государственной инспекции труда в Ярославской области и Департамента социальной защиты населения и труда администрации Ярославской области, а также руководителей организаций, имеющих наибольшую задолженность по заработной плате. На уровне районов прокурорами с участием представителей районных администраций и руководителей предприятий-должников также проводятся межведомственные совещания, на которых обсуждаются возможные пути погашения задолженности по заработной плате. Прокуратурой области проведено обобщение практики привлечения виновных лиц к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в виде дисквалификации, по результатам которого в горрайпрокуратуры направлено информационное письмо. Кроме этого, прокурорам городов и районов области направлены методические рекомендации по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и расследованию уголовных дел. По фактам задержки выплаты заработной платы свыше двух месяцев прокурорами проводятся проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении руководителей организаций. Законность принятых по указанным материалам решений проверяется отделом по надзору за следствием, дознанием и ОРД и отделом по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры области. Органами прокуратуры широко используются возможности освещения проводимой работы в средствах массовой информации. Так, прокурорами Первомайского и Любимского районов в местные газеты направлены статьи, в которых разъясняется ответственность за нарушения прав граждан в сфере оплаты труда. Читатели информированы о работе районных прокуратур по надзору за соблюдением трудового законодательства. Прокурором Заволжского района г. Ярославля с целью выявления фактов нарушения законодательства, регулирующего оплату труда, проведено выступление по телевидению с предложением обращаться в прокуратуру по имевшим место случаям задолженности по заработной плате. Кроме этого, прокуратурой области неоднократно размещалась информация о проводимой работе по надзору за соблюдением трудового законодательства на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. В целях обеспечения незамедлительного реагирования на нарушения законодательства о своевременности выплаты заработной платы используется такая форма надзора, как выездные проверки на предприятия. В ходе таких проверок прокурор не только беседует с коллективом организации и принимает от граждан жалобы, но немедленно, на месте, привлекает руководителя к административной ответственности и уточняет размер задолженности по заработной плате конкретных работников для направления исковых заявлений в их интересах в суд. Прокурорский надзор в сфере трудового законодательства организован таким образом, что при рассмотрении жалоб, обращений граждан, проведении проверок помимо нарушений, на которые ссылаются заявители, принимаются меры к выявлению иных нарушений трудового законодательства, таких как отсутствие коллективных договоров в организациях, отсутствие положений о материальной ответственности работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных предусмотренных законом выплат, своевременность выдачи трудовых книжек при увольнении работников и др. По фактам выявленных нарушений прокурорами принимаются меры, направленные на привлечение виновных лиц к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. Кроме этого, прокурорами используются гражданско-правовые способы защиты нарушенных прав работников. Так, по результатам проведенных проверок выявлено 2183 нарушения законодательства об оплате труда, на незаконные правовые акты принесено 30 протестов, внесено 219 представлений, по результатам рассмотрения которых 33 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 91 предостережение, по постановлениям прокуроров 183 лица наказано в административном порядке, направлено в суды 1173 заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах работников о взыскании задолженности по заработной плате. По постановлениям прокуроров судом сроком на 1 год дисквалифицированы 11 руководителей организаций. Помимо привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда прокурорами используются полномочия по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП РФ). В ходе осуществления прокурорами проверочных мероприятий соблюдения законодательства об оплате труда иногда имеют место конфликты с руководителями предприятий, полагающими, что прокурор в данном случае якобы вмешивается не в свое дело. Так, прокуратурой Кировского района г. Ярославля в соответствии со ст. ст. 6, 21, 22, 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в ОАО "ЯЗТА" были затребованы документы, необходимые для проведения проверки соблюдения трудового законодательства, в том числе лицевые счета работников предприятия и расчетные листки о выплате заработной платы. В установленный прокурором срок требования прокурора должностным лицом общества, ответственным за осуществление организационно-распорядительных функций - исполнительным директором ОАО "ЯЗТА" Лысенковым П.А., выполнены не были. Более того, Лысенков П.А. направил в прокуратуру письменный отказ от предоставления необходимой информации, мотивируя это тем, что запрашиваемые сведения являются персональными данными работников и не подлежат разглашению. По факту невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. По постановлению прокурора исполнительный директор ОАО "ЯЗТА" Лысенков П.А. судом был привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 МРОТ - 2000 руб. Следует отметить положительный опыт прокуроров, которыми проводится работа, направленная на понуждение руководителей организаций, имеющих задолженность по заработной плате, принимать меры по взысканию дебиторской задолженности. Так, прокурором Фрунзенского района г. Ярославля в ходе расследования уголовного дела по факту невыплаты заработной платы в ООО "Ярославское ГАТП N 1" установлено, что в данной организации имеется дебиторская задолженность в размере, превышающем размер задолженности по заработной плате более чем в четыре раза, при этом претензионно-исковая работа по ее взысканию на предприятии не проводится. В связи с этим в представлении об устранении нарушений трудового законодательства прокурором района указано на необходимость безотлагательного принятия мер, направленных на взыскание дебиторской задолженности. В целях оказания содействия в погашении задолженности по заработной плате работникам муниципального предприятия прокурором Некоузского района предъявлено в суд 38 исковых заявлений в интересах администрации Октябрьского сельского округа о взыскании задолженности по квартплате и плате за коммунальные услуги на общую сумму 330 721,19 руб. Принятые в 2005 г. меры прокурорского реагирования позволили существенно снизить задолженность по заработной плате. Так, по состоянию на 1 февраля 2005 г. задолженность по заработной плате на предприятиях и организациях области составляла 203 577 тыс. руб., на 1 сентября 2005 г. она снизилась до 83 624 тыс. руб. Уменьшилось число предприятий, имеющих задолженность по заработной плате (со 180 до 73 единиц), в том числе имеющих задолженность в размере двух и более месячных фондов оплаты труда, а также число лиц, которым несвоевременно выплачивается заработная плата (с 28 277 до 10 683 человек). В ряде районов г. Ярославля в настоящее время задолженности по заработной плате не имеется. Показательна в этом плане работа прокуратуры Некоузского района Ярославской области. Так, в феврале 2005 г. размер невыплаченной заработной платы на предприятиях района составил 995 740 руб. За семь месяцев 2005 г. прокуратурой района принесен 1 протест, внесено 18 представлений, объявлено 7 предостережений, 8 лиц по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности, в интересах работников предъявлено 235 заявлений в суд. Итогом указанной работы являлось реальное уменьшение суммы задолженности по заработной плате в Некоузском муниципальном округе с 995 740 руб. до 50 000 руб., то есть более чем в 19 раз. Таким образом, координационная деятельность прокурора в сфере защиты права граждан на оплачиваемый труд позволяет согласовать усилия как правоохранительных, так и контролирующих органов, способствует повышению эффективности деятельности государственных органов на данном направлении в целом. А.А.Максуров К. ю. н., старший помощник прокурора Ярославской области Подписано в печать 24.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |